Объятие в танго: размышления и практика.
Чем аргентинское танго отличается от других танцев? Чем оно притягивает людей? Чем оно заставляет снова и снова танцевать и быть вдвоем?
Безусловно, музыкой, энергетикой и объятием (el abrazo). В данном эссе я обобщил мой опыт по объятию в танго за время обучения и преподавания.
Объятие в аргентинском танго было с самого появления танца в портовых районах Буэнос-Айреса - Рио де ля Плата, Сан Тельмо, Мар дель Плата и других. Рассматривая фотографии, картинки и рисунки первой половины XX века, то на них можно увидеть танцующих в объятии portenios (коренных жителей БА).
Документальные и художественные фильмы 1940-1960 гг. также демонстрируют объятие аргентинского танго.
Если согласится с тем, что танцевальная и музыкальная форма милонга появилась в середине 1850-х годов, можно смело говорить, что объятию уже около 150 лет! Конечно, со временем оно менялось вслед за музыкой и хореографией.
Когда музыкант и хореограф Камиль де Риналь в 1920-е годы в Европе стал разрабатывать европейское танго (ныне танго стандарта) объятие превратилось в «раму». Эта рама весьма сложна по построению, но она обеспечивает четкое и верное ведение.
Объятия на родине танго в Аргентине менялось в связи с эволюцией музыки. От первых креольских мотивов (таких как танго «El Choclo» и милонга «Portenito» Анхеля Вилльольдо) до таких сложных и мелодичных композиций оркестров Анибала Трольо (1914-1975) и Освальдо Пуглиесе (1905 - 1995), музыка танго прожила целую жизнь.
Появились хореографические стили танго - милонгеро, салон, канженге, орильеро, лисо и различные сценические варианты.
Каждый милонгеро (танцор) выбирал свой стиль. Смена объятия вела за собой появление новых и развитие старых фигур.
Вспомним культовых милонгерос «Золотого века танго 140-х гг.» Эль Качафаса и Петрелео.
Сколько было видов объятия, положения рук партнеров, изменения оси и много чего другого.
Сегодня шоу Мигеля Анхеля Зотто и Милены Плебс «Tango×2» дает возможность увидеть часть этого разнообразия.
Есть и танцоры, которые предпочитают одно объятие:
- Марта и Маноло (канженге),
- Карлос Гавито (апилладо позиция),
- Хулио Балмаседа и Корина де ля Роса (салон),
- Грасиэла Гонзилес (милонгеро).
Я расскажу о мыслях аргентинских маэстрос и русских преподавателей и танцоров на тему объятия, высказанных на семинарах и на милонгах.
Вы знаете, что объятие бывает закрытое и открытое.
Речь пойдет преимущественно о закрытом объятии, описывая которое, танцующие употребляют такие слова как «магия», «химия», «экстаз». Что они имеют действительно в виду - не всегда ясно.
Бесспорно, хорошее объятие дает много. Ты живешь в музыке танго и совершенно не отвлекаешься от танца. Мне вспоминаются слова маэстро Карлоса Гавито о партнерше Марселе Дюран: «Мы понимаем друг друга без слов. Она - лучшая для меня!».
Когда была организована в 2005 г. школа «Provincia Tango», приехавшая московская маэстра Ирина Петриченко сказала мне, что правильное близкое объятие танго у наших милонгерос было сразу, что не могло не радовать.
На одном из фестивалей «Танго белых ночей» в Санкт-Петербурге Ирина сказала, протанцевав с венгерским танцором Ласло Будаи: «Он сказал мне, что я одна из немногих, кто не просто касается в танго, а именно обнимаешься!».
По мнению Ирины, танго - это мужчина, женщина, музыка и объятие. Учитель Ирины, маэстра Грасиэла Гонзалес, упорно настаивает на том, что объятие - это главное.
«Я хочу танцевать с мужчиной, который все время через объятие показывает женщине свое присутствие» - говорит Грасиэла.
У нее по объятию есть отдельный семинар, в котором она объясняет, что оно похоже на бандонеон, который сначала растягивает меха, а потом приобретает необходимую круглую форму.
Объятие обволакивает женщину, звучит и дышит. Грасиэла во многом использует образы воды и воздуха для объяснения работы объятия. Оно мягкое и расслабленное, а мужчина четкий и понятный.
Аргентинцы очень поэтично выражают мысли, связанные с объятием. «Исполнители милонги, аргентинская пара Чичи и Марта объясняют объятие так, что женщина должна от счастья почувствовать себя не на земле, а на небе» - говорил мне посетитель самарских милонг аргентинец Самуэль Доннарумма.
На фестивале в Санкт-Петербурге «Танго белых ночей» один из милонгерос сказал Ирине Петриченко, потанцевав с Грасиэлой Гонзалес: «Тетка меня просто развела, ее объятие - это же голимый секс!».
Честно признаюсь в том, что со мной Грасиэла танцевала только в открытом объятии и я не могу похвастаться тем же.
К слову о сексе, вспоминаю, как одна милонгера рассказывала, что танцуя танго композитора Мигеля Кало «Al compas del сorazon», она просто почувствовала сильнейший экстаз. С тех пор музыка этого танго для нее особенная и трогательная. Хотя танго она понимала как баланс между физическим влечением и эмоциями.
Слушая ее рассказ, я вспоминал К. Гавито, который говорил, что танго - выше и чище секса.
Если говорить о себе, то первая женщина, которая обняла меня так, что мне захотелось что-то делать в танго, причем явно больше, чем я мог, была маэстра Эльвира Малишевская - одна из немногих в России, за плечами которой профессиональная хореографическая школа. Эля назвала это тогда - «честное объятие», подразумевая то, что правая рука партнера всей внутренней поверхностью касается спины и боков дамы.
Совершенно по-особому обнимаются латиноамериканки (аргентинки, кубинки).
Это объятие настолько чувственное и живое, что оно заставляло меня танцевать танго по пять часов подряд с очень маленьким перерывом. От него совершенно не устаешь.
Это доверие женщины, проникновение ее в тебя, контакт во всех частях объятия - руках, ладонях, грудной клетке. Они совершенно не бояться вставать в объятие сразу.
Даже Марианна Монтес, чуть приподнимает грудную клетку и как будто «зацепляется за некий крючок на твоем корпусе», точно обозначая свое присутствие в паре и готовность танцевать.
Отличные воспоминания у меня сохранились от танго-вальса с замечательной маэстрой Эллиной Ролдан, которая была легка. Она совершенно спокойно доверила мне ее вести. Ее слова по окончании танды «как красиво» были для меня тогда высшей похвалой.
Один из руководителей школы «Tangomania» маэстро Алексей Барболин, уделяя внимание обучению объятию, говорил, что только мягкое и эластичное объятие позволит танцевать сложные фигуры. По его словам, объятие подобно котлу, в котором кипит что-то вязкое, жидкое. Жесткое объятие ничего не даст станцевать.
Редкие танцоры вообще могут объяснить, что происходит в объятии. Они просто наслаждаются и не анализируют свое состояние. Мне все-таки удалось расспросить некоторых московских партнерш об их ощущениях. По рассказам русских милонгерос лучшие объятия конечно у аргентинских маэстрос.
О Хулио Балмаседе говорили, что когда танцуешь с ним, то создается ощущение, что он всегда с тобой, всегда вокруг тебя.
Второй дамский любимец - это маэстро Хавьер Родригес.
Много положительных отзывов, я слышал после того как русские девушки танцевали с Орасио Годоем. Очень высокого о нем мнения и Эльвира Малишеская.
«Безусловно, для построения правильного объятия должна быть тонкая настройка со стороны обоих танцующих» - вспоминала маэстра Наталья Воронина об объятии с Осханом Аразом.
Руководитель первой танго школы в России «Casa del tango» Валентина Устинова в интервью говорила, что объятие должно быть мягкое, деликатное, сильное.
В танго объятие должно быть у мужчины от сердца и для соблазнения, иначе танго не получится.
По её мнению, танго - это собственно объятие, которое в зависимости от музыки и партнеров меняет свою интенсивность.
Теперь мне хотелось бы поговорить о русских милонгерос и специфике выстраивания объятия.
Русским встать в близкое объятие во много раз тяжелее, чем аргентинцам по многим причинам:
- другая культура (северная, более сдержанная),
- боязнь создать контакт с незнакомым человеком,
- боязнь сделать что-то неправильно,
- блоки в теле,
- неразвитость мышц,
- комплексы,
- стереотипы и масса других причин.
В особенности у женщин, чтобы обнять мужчину чувственно должна совпасть масса условий: внешний вид, настроение.
Мужчины, на мой взгляд, к построению объятия относятся более просто.
И естественно, что у женщин и у мужчин разные взгляды на объятие, они в чем-то схожи, в чем-то нет.
Многие мужчины говорят, что это женщины их неправильно обнимают.
Один из московских преподавателей сказал, что объятие - это проблема больше мужчины, что он не может расположить к себе партнершу.
Подводя итог, мне хотелось бы отметить, что объятие имеет функциональную и содержательную сторону, которые тесно связаны.
Функциональная сторона - это ведение партнера и следование партнерши. Это происходит только за счет объятия.
Эмоциональная сторона - это все, что ты можешь вложить от себя в каждом конкретном танго.
Для меня, как для преподавателя, встает серьезный вопрос. Возможно ли научить человека объятию в танго?
Я считаю, что научить функциональному объятию для элементарного ведения однозначно можно.
Но чувствовать и наполнять объятие содержанием должен учиться сам каждый танцор.
Во-первых, это очень индивидуально, во-вторых, маэстрос не будут рассказывать о своих эмоциях, как о некой системе содержания объятия, хотя думаю, что каждый из них имеет свои секреты.
Каков путь к содержательному объятию?
Наверное, важнее всего:
- найти себя истинного, того, который ты внутри,
- быть, а не казаться в танго ...
- и конечно, учиться слушать себя и партнершу,
- читать материл об аргентинском танго,
- познавать его, ездить на семинары и фестивали,
- слушать музыку,
- смотреть записи,
- не бояться спрашивать учителей
- и обсуждать материал друг с другом.
И тогда танго и объятие станут честными. Каждому танцору всегда надо расти над собой, стремиться танцевать лучше - а значит улучшать объятие!
Петр Русяев. 17 августа 2009 год