$30 миллиардов катастрофических проблем
Курт Адам о патологиях сердечно-сосудистой системы Казахстана
Цунами новостей про деньги, сумасшедшие средства, измеряемые вагонами купюр, захлестнуло наше государство. Причина в действе, проходящем в Астане – VI международный инвестфорум Astana Invest. Его эксперты взрывают миллиардными цифрами, не понятными мирянам. Наш финансово-экономический лингвист Курт Адам решил расшифровать хронику событий.
Захлебнуться в информационных волнах, созданных и контролируемых Акордой, легче, чем излечиться от аллергии на тополиный пух. Особенно в нашей стране, где привыкли если не тщательно вуалировать действительность, то трактовать ее с пользой для себя. Ибо расскажи сегодня власть имущие всю финансово-экономическую подноготную РК, мир под ногами многих перевернется. Иным же белый свет станет доступным только через тюремную решетку. Но не будем сгущать краски, а на примерах, которые взялся прокомментировать наш эксперт, обозрим картину целиком.
Из арсенала новостей первой заслуживает внимания – дырка от бублика ценой в 30 миллиардов долларов США. Такую брешь в существующей инфраструктуре РК пробила действующая власть своим бездействием. Глава ГЧП (Казцентра государственно-частного партнерства) Жомарт Абеисов, когда озвучивал эту цифру, вероятно, имел в виду не грядущую катастрофическую проблему. Скорее, он намекал на поиск новых инвесторов. Однако в своем выступлении на проходящем в Астане инвестфоруме чиновник обнажил еще более парадоксальную и пугающую правду. Позволим себе процитировать монолог начальника центра, приведенный на сайте inform.kz полностью и без купюр. Он заслуживает подробного рассмотрения:
– Согласно оценкам Азиатского банка развития потребность Казахстана в инвестициях только на реанимацию существующей инфраструктуры в среднесрочной перспективе составит почти 30 миллиардов долларов США. То есть при планомерной политике полного финансирования инфраструктуры из бюджета произойдет его колоссальная перегрузка.
Мы в данном случае неслучайно привлекаем к решению этого вопроса инвесторов именно посредством инструментов ГЧП. Государство не отказывается строить дороги и больницы, оно привлекает инвесторов-партнеров, берет на себя обязательства и отвечает по ним до конца. Все должно быть предельно честно. Инвесторы вкладывают ресурсы, получают возможность развивать свой бизнес и помогают решать общественные задачи. Государство при этом развивает инфраструктуру, отвечая требованиям наших граждан.
Но главное в этом процессе – не заиграться. ГЧП, как и другие обязательства, должно быть нам по карману. Наращивая количество проектов, мы увеличиваем объем обязательств государства, хоть и рассроченных на десятки лет вперед.
Заслуживают эти слова и комментариев, а в нашем случае – перевода. Слово Курту Адаму:
– Весь инфраструктурный вакуум образовался не на нововозведенных объектах, а на том, что осталось нашей республике в наследство от СССР. Это первое, на что следует обратить внимание. Второе и более важное: получается, все это время государство не вкладывало собственные деньги в дороги, коммунальные предприятия, больницы и так далее – во все, что называется инфраструктурой, лишь разрушая доставшееся в наследство. Если что-то и делалось, то преимущественно за счет инвесторов. И власть желает продолжить эту традицию – жить за чужой счет в своей стране.
Где же тогда дорожные деньги, те самые налоги с автовладельцев? Где миллионы налогов, таможенных и прочих обязательных государственных сборов, которые должны были тратиться по назначению? Полагаю, ни одна ревизия не сможет с точностью до тиына ответить на заданную тему.
А теперь главное. Инвестор, приходя в Казахстан, беря в собственность аэропорт ли, ТЭЦ, другой объект, старается получить максимальную выгоду при минимальных вложениях. Кроме того, в конечном счете выгода ложится тяжелейшим грузом на плечи граждан, живущих в этой стране. Тарифы на воду, тепло, платные дороги, которые собираются внедрить на просторах раскинувшейся в степях страны – все это бьет по карману в первую очередь обычных казахстанцев, средняя зарплата коих составляет 30 тысяч тенге. Благо, что президент Назарбаев признал это.
Что же такое иностранная инвестиция по своей сути? По мнению Курта Адама, это упущенная возможность и выгода государства, пользующегося столь заманчивым финансово-экономическим наркотиком. Казахстан давно и прочно сидит не только на нефтяной, но и инвестиционной игле. За все годы независимости в республику было привлечено больше 170 миллиардов долларов иностранных денег. Об этом на том же мероприятии не без гордости сообщил премьер-министр РК Серик Ахметов (на фото). Надо ли еще раз говорить о том, что эти средства не выделялись за «красивые глаза»? О том, что пока инвесторы не «отобьют» потраченное (а лучше с десятикратной и более выгодой), из дотируемого государства они ни ногой? Курт Адам ответит:
– Понятно, что после развала СССР Казахстану нужны были даже не деньги, а надежные партнеры, которые помогли бы сохранить полученное от империи достояние. А сохранять и даже приумножать было что. Но мы пошли по самому простому и развращенному пути. Стали продавать контракты на разработку месторождений, отдавая самые лакомые куски иностранцам. Про инфраструктуру и вовсе забыли. Кстати, именно поэтому не развивается туризм. Места отдыха вроде и есть, а вот остановиться передохнуть по-человечески негде.
В нашей стране в целом идет подмена понятий. Ничего не называют собственными именами. Инвестиции рядовым гражданам преподносятся как благо. А вы посмотрите на Южную Корею, которая долгое время жила своей внутренней жизнью, варилась, вываривала все свои бренды в одном большом котле. При этом у корейцев всегда под боком присутствовал раздражитель – эдакий отвлекающий от важных дел северный сосед. Больше того, у южных не было и нет такого количества сырья, как у Казахстана. Но это не помешало им вырваться в настоящие лидеры не только региона, но и мира.
Меж тем господин Адам напомнил про невероятный валовой внешний долг Казахстана, который на сегодняшний день не уменьшился, а напротив – вырос до 137 миллиардов долларов. После он резюмировал, что если бы наша страна не подсела в свое время на инвестиционно-сырьевую иглу, сегодня ей не требовалась бы радикальная чистка не только сердечно-сосудистой системы, но и всего организма в целом, включая выведение скопившихся шлаков. Состояние же Казахстана эксперт оценил как предынфарктное, а точнее предраковое: лечению все еще поддается, но весьма сложному и длительному, причем не иностранными препаратами, а внутренними резервами – антителами и иже с ними.