Под рисунком объектива нужно понимать комплексное влияние аберраций на картинку, а не только смотреть в зону резкости и нерезкости.
Поэтому если Вы разложите по частям все аберрации которые присутствуют в оптической системе и их проанализируете, то и получите уже сразу несколько различных признаков влияющих на рисунок. Самые заметные это сферические аберрации и хроматические. Во второй ряд я бы отнёс кому и астигматизм. И это ещё не всё.
Далее, сорт стекла оказывает влияние на спектральные характеристики , а так же просветление тоже оказывает сильнейшее влияние на формирование картинки.
И последнее - влияние оптической схемы. Это сказывается на симметричности сферических аберраций относительно зоны резкости, положительные и отрицательные. Плавностью перехода из зоны резкости в нерезкость.
Можно ли говорить о рисунке объектива при прикрытых диафрагмах? Конечно можно. Просто на открытых дырках самое характерное боке сразу бросается в глаза. На прикрытых диафрагмах боке малозаметно, но остаётся остаточное влияние сферических аберраций, влияние применяемого сорта стекла для изготовления линз, то есть цветопередача, цветовой контраст. Влияние просветления на яркостный контраст и устойчивость в контровом свете.
Вся эта куча факторов формирует особенности картинки. И если речь идёт о художественной фотографии, то остаточное влияние аберраций хотелось бы видеть даже на зажатых диафрагмах, но увы, японская фотоиндустрия развивается по пути создания технически идеального объектива, то есть в перспективе все объективы будут одинаковы. Немецкая школа оптикостроения переживает кризис. Выход для фотографа - пользуйтесь старой несовершенной оптикой там где это нужно.
На самом деле это кризис объективостроения и кризис фотодела как такового. Основа его - в перехвате инициативы японцами. Маркетингу гораздо проще упереться в какой то один технический параметр, накрутить его до верхней планки, вдолбить в голову лохам фотографам, что именно этот технический параметр самый важный в их инструменте. И захватывай рынок дальше отрываясь от конкурентов. Как только денежные потоки иссякли в немецкую школу, она перстала диктовать нормативы на требования к фотографическим объективам. Теперь фотографы озадачены повышением резкости объектива, когда резкость по центру стала неразличимой от экземпляра к экземпляру, стали дрочить на резкость по полю и в углах. А всего 20-30 лет назад были совсем другие критерии выбора оптики. Какой объектив является самым признанным? Суммикрон 50. А если его сравнить с обычным Никкором 50, окажется что Суммикрон на открытой диафрагме совсем дрянь, в топку его. Бегом в магазин покупать новый самый резкий объектив, итак каждый год, и цена по нарастающей. А фотографии от этого лучше не становятся. И даже Лейка уже не является законодателем рисунка, асферическая серия объективов технически прекрасна, но вот фотографии почему то больше нравятся с пре-асфериков. Это и есть тот самый результат победы восточной идеологии, когда могут делать мелкие детали точно, могут делать много, могут делать дёшево, Но не понимают для чего делать. Нет философии понимания самой сути явления художественной фотографии. Эта суть вовсе лежит не в достижении максимальной детализации картинки(пейзажисты конечно возразят, но не вся фотография это пейзажи), суть фотографии как таковой в передаче характера игры света. А весь маркетинг оптикостроения сегодня двинул в сторону технической фотографии, а не художественной. А оно нам надо? Большинство тусующихся здесь на форуме вовсе не ищут в фотографии точной достоверности отображения действительности - это суть технической фотографии. Большинство любителей ещут как раз ту самую сказку нереальную, то есть красиво искажённую действительнсть. Но вот почему то маркетинг им внушил в голову совсем иное, и все идут в магазин за новым объективом и ждут от него сказки, а он наоборот, показывает действительность такой какая она есть, и становится скучно и тошно. С точки зрения художественной фотографии съёмка через кривое стекло гораздо более ценна , чем съёмка идеальным объективом( репортажники конечно возразят, но вся фотография это репортаж). Ну или как современным объективом показать переизбыток утреннего света? Просветление такое , что картинка скучна и технична. Напротив же объектив с плохим просветлением и сферическими абберациями реализует эту задумку фотографа легко, реализует те самые нужные эмоции в картинке, потому что все мы знаем с детства как выглядит утреннее солнце через неумытые глаза. Надо только понимать замысел и знать каким объективом наиболее точно можно его воплотить.(опять же любители фотошопа возразят, что можно всё нарисовать. Можно и нарисовать, но это будет уже не совсем фотография, а постер, и все ли хотят сидеть в фотошопе часами?).
Несовершенство техники для технического фотографа - это вред. Для художественного фотографа аберрации в оптике важны, их нужно уметь использовать. Для художественной фотографии именно несовершенство оптики - это и есть совершенство техники, потому что каждый несовершенный технически объектив, несовершенен по своему, индивидуально, он передаёт свет характерно ему, другой подобный объектив рисует свет по иному. Зная свойства разных объективов можно выбирать лучший исходя из замысла и условий съёмки. Это преимущество для фотографа занимающегося художественной фотосъёмкой. А иначе все бы фотографировали обычными китовыми объективами за 2 рубля, они достаточно резкие и имеют хорошие технические параметры. Но красивые фотографии с китовых объективов я видел только пейзажи, да и то отфотошопленные до неузнаваемости как раскраски.
Да, я считаю пре-асферическую оптику у Лейки в художественном плане более ценной, чем овременную асферическую. И фотографии с древнего Никкора нон-Аи 58/1.4 мне нравятся гораздо больше , чем фотографии с Никкора AF-S 58/1.4, насмотря на то что последний и резче по всему полю, и контровый свет держит отлично, и аббераций у него нет. И вкус молока при Сталине мне тоже нравился больше, и вкус масла тоже. Я не поддерживаю маркетинг и прогресс в использовании порошкового молока и пальмового масла. Мне совершенно пофигу что молоко не киснет два месяца, пусть оно киснет за неделю, но я хочу чтобы оно было вкусное. Так же не поддерживаю прогресс объективостроения в направлении создания технической оптики. Мне совершенно пофигу рекордная резкость современных объективов, мне важно чтобы фотография была красивой.
Упомянутый Вами Цейсс отус. Расскажите мне сюжет в художественной фотографии где этот объектив реализует полностью свой потенциал по резкости на всём поле кадра на современной матрице в 36Мп? Относительно обычного 50мм Никкора за 10 рублей. Зачем он нужен фотографу при таком весе и цене? Вот это и есть тот самый пример отсутствия понимания сути процесса фотографии, это и есть кризис в головах.
На самом деле на современных матрицах ГРИП по всему кадру достичь довольно сложно, дырку надо очень сильно зажать. То есть абберации будут всё равно заметны где то по кадру, а значит будет и очень слабое влияние на рисунок. И есть ещё такой момент, сильные перапады яркости, сильно яркие пятна, например солнечный контровый, резко проявляет остаточные аберрации даже в зоне резкости. Разные объективы совершенно по разному нарисуют такой свет. А это тоже особенность рисунка. Аналогично цветовой контраст, у Суммикронов он очень высок, а вот объективы Сигма страдают низким цветовым контрастом. Блестящую мокрую мостовую в контровом отражённом свете Суммикрон нарисует изумительно, а Сигма с такой задачей не справится, будет вялый контраст. А это всё в зоне резкости, и это тоже относится к рисунку. Ну и геометрические искажения , это тоже особенности объектива и рисунка. Например Сигмой хорошо фотографировать интерьеры, у них обычно хорошо исправлена геометрия по углам. Но для фотографирования людей и жанра больше подходят Никкоры, у них дисторсия не так исправлена. но это вносит некоторый шарм в сюжет. Вот к примеру ширик Никкор 12-24/4, у него совершенно демонический рисунок для контрасного пейзажа, даже в чб варианте смотрится. Но там же всё резко, ширик и на зажатой, но характер есть, особенность в том что он контрастный, с дисторсией, и софтит(не как монокль, а он софтит только в ярком контровом, наверное как Гелиар, но тут сомнительно сравнение с Гелиаром, так как настоящим Гелиаром я никогда не фотографировал).
Так никто не запрещает пользоваться фильтрами и фотошопом. флаг в руки. Но нельзя запрещать и пользовать старую несовершенную оптику. Она в ряде случаев выдаст гораздо более приятные фото. Скажем так, для кого то портретный объектив это любой объектив, главное чтобы человек был в кадре. Ну сделайте лицевой портрет девушки на 18мм Очень доволен она Вам Ваш портрет подправит. Но вобщем можно и найти сюжет для портрета на объектив в 18мм. Всё определяется замыслом. Для кого то это объектьив с фокусным 85мм или 135мм и пофигу какой. А для кого то это набор разных объективов с разными рисунками, один для мужиков, другой для женщин в возрасте, третий для романтики....
Композицию надо думать в любом кадре, это от объектива не зависит. Но вот по поводу иллюзии и игры света. Ну попробуйте поймать зайца на современном объективе с качественным просветлением. Будут жёсткие зайцы, при этом Вам придётся солнышко вгонять на край, поплывёт композиция. Попробуйте на современно жёсткорисующей оптике получить софт эффект. Придётся фильтр накручивать, а они извиняюсь работают дубово, слишком много ввалят Вам СФА. А много Вы знаете современных объективов с регулируемыми СФА? А сколько они стоят? А где их можно купить? Можно попробоваль линзы испачкать, тоже вариант, но надо ещё уметь их мазать вазелином. Кто то рискнёт современный дорогой объектив мазать вазелином?
И всё это для того чтобы сделать пару кадров. Да любой здравый человек скажет - да нафиг такие танцы. А вот старый объективчик за 500 руб. сделает такое на ура, если Вы знаете его особенности и примените его к месту. Так это и есть тот самый грамотный подход к делу с правильным и оптимальным подбором инструмента под задачу.
Тут ещё нужно различать такие аспекты.
Есть фотограф бомбила, профессионал, который работает с клиентом и зарабатывает этим себе на жизнь.
Есть фотолюбитель который ищет в фотографии нечно особенное , отличающееся от обыденности.
Есть фотохудожник, который в свою работу старается вложить ещё и смысл , при этом не исключая общую особенную эстетику кадра.
Есть пользователи приобретающие фотокамеру для утверждения своего социального статуса.
У всех этих категорий требования к объективу и к фототехнике разные. Бесполезно спорить что лучше. Оно каждому лучше своё. Надо это понимать.
Бомбиле профессионалу лучше иметь бесхарактерную резкую оптику. Характер объектива ему вреден, его нужно учитывать в разных сюжетах и условиях съёмки, грузить свой мозг этим некогда . да и неинтересно. А интересно с клиента получить бабло, без претензий. А какие могут быть претензии? В основном резкие фото или не резкие. Всё. на этом все претензии заканчиваются. Никаких требований к эстетике цвета или красивости фотографий предъявить к профессионалу невозможно. Сразу же клиент будет послан жёстким образом к третьей категории - к фотохудожнику, и там клиен хлебнёт по полной, с соответствующим ценником и капризами творческого человека. Поэтому для профи зарабатывающего фотографией самая милая оптика это современная, с ней он в полной гармонии.
А вот фотолюбители, у кого это хобби, в силу неполного осмысления своих потребностей в данной сфере, стремятся быть похожими на профи и стараются купить игрушки подороже и поновее. А потом удивляются, а чего фотографии такие скучные на Д800? Напечатал фото 15х20 а они никакие, такие же были и с мыльницы. Надо видимо было покупать Цейсс Отус, а не Никкор.... А Вот в ветке про Кодак и Фуджи всё весело и красиво. Или хочется картинки как из той ветки про мануальную оптику, но только чтоб автофокусный объектив, страшно же ручками фокусироваться.
Ну а для утверждения социального статуса, тут понятно, что не важно что фотографировать и чем. Тут важно чтобы было дорого и современно, чтобы мало кто мог такое же купить себе. Вот для них эти самые асферики, и президенские Лейки.
И вот когда на форуме сходятся в споре несколько категорий разных потребителей фототехники, и вобщем они все правы по своему, но возникает непонимание.