Перейти к содержимому

Фотография

Как возвратить молодость старой аппаратуреПриглашаю всех посмотреть и поделиться впечатлениями

* * * * * 6 Голосов

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 572

#121
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений


Мало кто знает, но на них еще и неплохой звук можно получить... Ну не шибко громко , но качество в норме если настроить правильно.

Никогда бы не подумал, что эти "глазки" могут усиливать звук. :-)

Интересно, много искажений будет иметь усиленный звук?


Мерять мы не меряли коэфициент искажения , только визуально на осц. , все было четко , идея была моя выполнил друг много лет назад ... Навскидку сразу не вспомню схему , но ничего собственно нового мы и не придумали , достаточно взглянуть на саму лампу и ее тип.

Сообщение отредактировал E5150: 16.12.2011, 23:34:14

  • 0

#122
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Изображение
  • 0

#123
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Электронно-световые индикаторы появились в начале 30-х годов прошлого века в Германии. Они предназначались для индикации точной настройки АМ радиоприемника на радиостанцию. Второй целью, о которой в технической среде не принято было говорить, однако, она была главной в капиталистической экономике - было желание всколыхнуть рынок радиоприемников, представив новые аппараты, не только обеспечивающие прием радиостанций, но и оживленные красивым, и доселе невиданным устройством, шевелящимся в зависимости от уровня сигнала принимаемой радиостанции. Это в буквальном смысле оживляло радиоприемники.

Родоначальником этого направления в ламповой электронике стала фирма Philips. Первый индикатор EM1 представлял собой радиолампу со стеклянным баллоном, в торце которого располагался круглый экран, диаметром 23 мм, на котором зеленым цветом отображался мальтийский крест, и в зависимости от поступающего на индикатор сигнального напряжения, менялась ширина его лучей. Это очень красивое зрелище буквально завораживало, и в народе он получил название «magic eye» — «магический глаз». В СССР аналогичные индикаторы называли «магическим глазком», «волшебным глазом» или «зеленым глазом», по цвету его свечения.
  • 0

#124
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Кратер индикатора с внутренней стороны покрыт тонким порошком виллемита (силикат цинка) — минерала, светящегося ярким зеленым светом при облучении его потоком электронов.

Благодаря наличию катодной сетки, закрывающий катод в области кратера, ускоряющее поле не действует на пространственный заряд электронного облака вокруг катода, чем обеспечивается постоянство яркости свечения экрана при изменении напряжения на ноже. Помимо этого, поверхность катода предохраняется от вырывания из нее электронов и от бомбардировки его остаточными ионами, что способствует длительному сроку службы лампы.

В исходном состоянии, когда на сетке управляющего триода потенциал равен нулю, анодный ток максимален (220 мкА), на резисторе анодной нагрузки падение напряжения также максимально и потенциал анода составляет около 30 вольт. Поскольку кратер находится под потенциалом 250 вольт, то относительно него нож (отклоняющий электрод), соединенный с анодом триода, имеет отрицательный потенциал в 220 вольт, который отталкивает от него поток электронов. Таким образом, слева и справа от ножа образуется зона тени, куда электронный поток не попадает. А поскольку свечение экрана определяется именно электронным потоком, то зона тени образуется и в свечении экрана. Соотношения размеров электродов выбраны так, чтобы теневой сектор, в отсутствии сигнала на сетке индикатора, составлял бы 80-90 градусов.

При подаче на сетку триода сигнала с постоянным отрицательным потенциалом, анодный ток триода уменьшается, что вызывает соответствующее уменьшение падения напряжения на резисторе анодной нагрузки, и увеличение потенциала анода и соединенного с ним ножа. Это приводит к уменьшению отрицательного потенциала ножа относительно кратера. Отталкивающее действие ножа на электронный поток уменьшается и теневой сектор сокращается. При этом, зависимость угла теневого сектора от напряжения на сетке напоминает по своему характеру анодно-сеточную характеристику триода. При подходе к точке запирания, крутизна триода уменьшается и имеет место естественное компрессирование больших сигналов, что увеличивает динамический диапазон индикатора.

При достижении входного отрицательного потенциала на сетке триода напряжения запирания (для 6Е5С это минус 8 вольт), ток анода становится незначительным, и потенциал анода повышается до значения 220-230 вольт. Таким образом, отрицательный потенциал ножа становится около 20-30 вольт относительно кратера, что не оказывает заметного отталкивающего действия на электронный поток и теневой сектор смыкается.

При изменениях входного напряжения триода и, соответственно, угла теневого сектора, ток кратера остается почти постоянным и для радиолампы 6Е5С составляет 1-1,2 мА. Если в цепь кратера поставить последовательный резистор, сопротивлением, к примеру, 39 кΩ, то потенциал кратера понизится на 40-45 вольт и составит 205-210 вольт. Тогда при запирании триода, потенциал анода будет превышать потенциал кратера и нож при максимальном входном сигнале, вместо отталкивающего электрода, станет притягивающим для потока электронов. Потоки электронов, летящие к кратеру с обеих сторон ножа, станут притягиваться им и, огибая нож, перехлестываться, обозначив тем самым за ножом область с в два раза большей концентрацией электронного потока. Соответственно, яркость свечения кратера в этой области будет выше. Таким образом, создастся зрительный эффект, что зеленые края теневого сектора сомкнулись и при дальнейшем увеличении входного сигнала, перехлестнулись.

Этим достигается еще большее увеличение динамического диапазона индикатора. Обычно, перехлест делают не более 20-25% от значения входного сигнала, при котором теневой сектор смыкается. При напряжении питания 250 вольт и сопротивлении резистора в цепи кратера 47 кΩ, перехлест составляет 25%, при сопротивлении 39 кΩ — 20%, считая по входному напряжению. Для питающего напряжения 200 вольт резисторы будут иметь номиналы 39 кΩ и 33 кΩ (25% и 20%). Именно отсюда появились старинные жаргонные выражения «принимаю на 120 процентов» и пожелание громкого приема радиостанции на всей территории СССР: «120 по Союзу!»

Использовать схему индикатора уровня с перехлестом, имеет смысл в современных ламповых УМЗЧ с целью показать, что превышается номинальный уровень выходной мощности и при перехлесте усилитель уже работает с увеличенным процентом нелинейных искажений. При этом, делителем на входе детектора устанавливается максимальный уровень индицируемого сигнала, а резистором в цепи кратера — уровень перехлеста — порог начала нелинейной работы. Получается очень наглядно в эксплуатации и удобно при регулировке.

Переход к миниатюрным, пальчиковым баллонам радиоламп, привел к появлению электронно-световых индикаторов с боковым расположением экрана. Их было разработано и выпущено большое количество. Остановимся лишь на некоторых. Второй массовый индикатор, появившийся в СССР, являлся аналогом европейской радиолампы ЕМ80 и имел отечественное название 6Е1П. Этот индикатор аналогичен ЕМ1, с той разницей, что использована четвертая часть кратера с двумя ножами, электродная система развернута поперек баллона и наблюдение за экраном ведется через боковую поверхность баллона лампы. При этом в качестве индикаторного используется светящийся сектор между ножами. При увеличении сигнала он расширяется (два теневых сектора от каждого ножа, соответственно, сужаются). Электрическая схема и схема включения полностью аналогичны радиолампе ЕМ1 или 6Е5С. Но при такой конструкции индикатора наглядность эффекта перехлеста теряется, и использовать его с этой лампой не рационально.
  • 0

#125
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Следующая массовая радиолампа пришла к нам из восточной Европы в годы активного функционирования СЭВ. Это ЕМ84. Российский аналог 6Е3П. В ее электродной системе кратер не выполняет функцию экрана, а люминофор нанесен непосредственно на стекло баллона. Принцип работы аналогичен лампе 6Е5С, если бы в качестве экрана использовался бы ободок кратера, и он был бы прозрачным. То есть, на боковой поверхности баллона лампы, вдоль ее оси, нанесена полоска люминофора. Светящийся рисунок представляет собой два столбика, растущие навстречу друг другу при увеличении отрицательного потенциала на сетке триода. При такой форме светящегося рисунка эффект перехлеста будет очень нагляден. Этот эффект пришелся по вкусу и разработчикам индикаторов, и появилась радиолампа ЕМ87, полностью аналогичная радиолампе ЕМ84, с той лишь разницей, что перехлест не нужно создавать схемотехнически, этот режим уже заложен в конструкцию радиолампы.

Схема включения индикаторов ЕМ84 и ЕМ87 аналогична радиолампе 6Е5С, с той лишь разницей, что нож внутри баллона не соединен с анодом триода и имеет отдельный вывод. Это открывает дополнительные схемотехнические возможности при использовании радиолампы. В частности, позволяет использовать собственно индикатор отдельно от встроенного триода. Ну, мало ли где в схеме есть медленно изменяющееся напряжение в пределах от 20-30 и до 220-240 вольт, характер изменений которого интересно вывести для непосредственного наблюдения? Ну, к примеру, среднее напряжение на аноде лампы однотактного УМЗЧ или продетектированную переменную составляющую с выхода П-контура радиопередатчика... Считайте, что этот индикатор представляет собой осциллограф без развертки. Амплитуда хорошо видна, а форма сигнала во многих случаях — излишество. Одна лампочка, пара резисторов и вот Вам индикатор настройки радиопередатчика, или оперативный индикатор КСВ. А ведь для отображения этих параметров в процессе работы, что стрелочный, что цифровой индикатор, явно избыточны и не столь наглядны.

Ну, и завершает победное шествие электронно-световых индикаторов по ламповым схемам двойной индикатор ЕММ801 фирмы Telefunken, предназначенный для отображения уровня двух каналов стереосигнала. Или одновременной индикации тока сетки и настройки контура выходного каскада передатчика. Фактически, внутри одного баллона размещены две электродных системы, аналогичных ЕМ84. Лампочка получилась миниатюрная и вполне функциональная, к тому же с богатыми схемотехническими возможностями. В нашей стране также был разработан двойной индикатор 6Е2П, но выпускался он очень ограниченными партиями. Да и к тому времени уже появились транзисторные схемы УМЗЧ, и в них больше не стало высоких напряжений, способных запитать всю эту красоту. С развитием полупроводниковой схемотехники мы обрели транзисторное звучание, излишество информации и потеряли красоту аналоговых индикаторов.
  • 0

#126
batyrLAN

batyrLAN
  • В доску свой
  • 1 722 сообщений
Похожа на тетрод, только какая-то странная: экранирующая сетка находится под управляюемой сеткой... :)
  • 0

#127
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Маленько выше есть кое что из жизни глазастой...
  • 0

#128
kumhav

kumhav
  • Завсегдатай
  • 274 сообщений
Пацаны ваще ребята!

Могёте....

Я восхищен такого рода работами...
  • 0

#129
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Так это же от души... Я отдыхаю , делая такую работу . Кому охота-рыбалка а мне РАДИО....
  • 0

#130
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений

хорошее и красивое хобби...

Хорошее - да... Но красивым становится только при достаточных усилиях , терпеливости , очень важна кривизна рук и их местонахождение , ну и голова , тоже обязательный элемент
  • 0

#131
Cbuty

Cbuty

    сам себе режиссер

  • В доску свой
  • 13 157 сообщений
Да помню электронный ламповый индикатор стоял на мафоне Днепр 14А вид которого я выложил ранее... через него осуществлялась настройка записи как через микрофон так и линейный вход с другой аппаратуры... настраивалось так что бы не было перехлеста двух световых сигналов и слишком малый диапазон сближения не допустим... добивались сближения световой индикации по максимуму без перехлеста
  • 0

#132
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений

Да помню электронный ламповый индикатор стоял на мафоне Днепр 14А вид которого я выложил ранее... через него осуществлялась настройка записи как через микрофон так и линейный вход с другой аппаратуры... настраивалось так что бы не было перехлеста двух световых сигналов и слишком малый диапазон сближения не допустим... добивались сближения световой индикации по максимуму без перехлеста

Ну да ... Для этого он там и был , перегрузка чревата искажениями , кстати сказать настраивалось тогда более тщательно , сейчас бывает делают хуже и часто современные индикаторы из за недонастройки просто врут , человеческий фактор однако и головотяпство... И такое встречается на уровне любой современной техники , потому и верю только хорошим приборам при настройке...
  • 0

#133
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Приобрел для музея сразу 4 радиоприемника , экземпляры очень подходящие , выпущенные сразу после войны. Но один из них довоенный , легендарный 6н1 . Не смог удержаться , оставил работу по корпусам и восстановил 6н1 , хитроумная была неисправность , но осилили , работает , как часы.

Вот собственно и фото

Изображение

Потроха 6н1

Изображение

Изображение

Динамик порвали чьи то не оттуда растущие руки

Изображение
Изображение

И опять сюрприз , при разборке приемника , выпала фотография чьих то зубов....
На видимо еще довоенной бумаге , где теперь эти зубы , выпали али как?
Но приемнику верну молодость.

Изображение

Еще пополнение на реставрацию в музей

Октябрь(1957)
Урал 49
Даугава
Рекорд53

Изображение

Работой я обеспечен ... Собственно это для меня не работа , а отдых...
  • 0

#134
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Продолжаю тему… Летом приобрел в весьма плачевно состоянии радиолу “Эстония2”

Поскольку была еще одна такая , подумалось , что лишний донор не помешает .
Ну а поскольку не проверив на предмет пригодности чего либо , начал рассматривать…

Ну и не заметил , как за 3 часа запустил таки , ремонтом это еще нельзя было назвать , отложил на зиму
Пока корпусом занялся , разобрал до последней фанерки и шурупчика . Ну , а зима пришла и занялся более серьезно ремонтировать и настраивать.
Во время ремонта было сказано много разных слов , которые на форумах не рекомендуется повторять
Но таки выжал все то что было заложено в нее на заводе , тем более , что критиков хватает и схалявить не дадут…

Оно конечно , хотелось бы заняться более старыми аппаратами , но и такой в музее не помешает , поскольку есть и свои определенные воспоминания молодости да и не у меня у одного такой был , пусть смотрят , слушают … В общем для музея важны разного класса приемники , поскольку он больше познавательный да и люди тоже разные….


В общем все работает , как положено и выглядит сейчас вот так.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну и очередной раз убедился , что не бывает невосстанавливаемых приемников , естественно с поправкой на то , что восстанавливать нужно крайне серьезно и не торопясь ввиду исторической ценности некоторых , ну по тем аппаратам отдельная история…


В этот раз увлекся и более подробных фото внутренностей не делал..

Ну … что то все таки есть , в основном, как было до и немножко в процессе.

В основном чистка контактов и шасси , а вот конечный результат как то упустил…

Шасси на этот раз не требует покраски , пусть даже очень качественной , все в меру хорошо.
Итак только то что сохранилось

Изображение

Изображение

Изображение

http://s004.radikal....76a8425e910.jpg

Но это лишь промежуточные процессы … Надо бы учесть на будущее , даже для себя будет полезно , не все память сохранит , а даже
для анализа и в порядке самокритики всегда полезно иногда перелистать старые фото работ
  • 0

#135
SlimStars

SlimStars
  • Завсегдатай
  • 247 сообщений
хочу спросить вот вы восстанавливаете тока внешний вид и работоспособность или чтобы было 100% соответствие изначальному оргиналу по всем параметрам (звучание, шумовые помехи)?
я так полагаю поскольку запчасти (лампы, конденсаторы и там прочие) вы используете современные то это как-то отражается на техничесих характеристиках аппаратов? изменяется их чувствительность, избирательность и пр.??

вопрос так заместо АПчика))
  • -1

#136
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Я не применяю современные детали . тем более китайские... Большинство деталей тоже востанавливаются такими , какими были изначально , и это реально , в крайних лучаях заменяю но теми которые отвечают требованиям и максимально году изготовления. Для того и приобретаю как детали так и приемники целиком на предмет использования , как донора. Делать красивую коробку , мертвую внутри глупо , потому ремонту и настройке уделяю максимальное внимание. Звучание родное , ну а шуиовые помехи зависят не от приемника , а от состояния эфирной обстановки.
  • 0

#137
E5150

E5150
  • Постоялец
  • 346 сообщений
Получил в качестве новогоднего подарка журналы для музея
Изображение

Пожелтевшие страницы 20-30 годов это история становления РАДИО , НЕПРЕМЕННО БУДУТ В ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ.

(НАЙТИ БЫ ЕЩЕ ВРЕМЯ ДООФОРМИТЬ ВСЕ ПО УМУ )
  • 1

#138
Алдар Хосэ

Алдар Хосэ
  • Завсегдатай
  • 136 сообщений
прочитав заголовок подумал, о технике 1999-2003 г.в. а тут антиквариат уже. классное хобби у вас.
  • 0

#139
nokiaman

nokiaman
  • Завсегдатай
  • 293 сообщений

Я не применяю современные детали . тем более китайские... Большинство деталей тоже востанавливаются такими , какими были изначально , и это реально , в крайних лучаях заменяю но теми которые отвечают требованиям и максимально году изготовления. Для того и приобретаю как детали так и приемники целиком на предмет использования , как донора. Делать красивую коробку , мертвую внутри глупо , потому ремонту и настройке уделяю максимальное внимание. Звучание родное , ну а шуиовые помехи зависят не от приемника , а от состояния эфирной обстановки.


Огромный респект!
Уважаю профессионалов в своём деле.
А как же радиолампы? Как восстанавливаете эмиссию?
  • 0

#140
SlimStars

SlimStars
  • Завсегдатай
  • 247 сообщений
лампы наверно раскурочиваете меняете нить и снова собираете склеиваете :rolleyes: :faceoff:
  • -3


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 1, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.