Не всегда автоматические сценарии поведения, о которых я написала выше, бывают неуспешными. Так, например, случилось с известным исследователем Африки Ливингстоном, которого с разочарованием оставила напавшая было на него львица, поскольку он, парализованный страхом, не оказал ей никакого сопротивления. К счастью, таких ситуаций в цивилизованном мире бывает мало
![:-)](http://vse.kz/public/style_emoticons/default/smile.gif)
.
Для того чтобы ответить на вопрос «Что делать, когда чувствуешь страх?», необходимо вспомнить о том, что нам дают эмоции. Они:
Отражают соответствие/несоответствие действительности нашим потребностям и ожиданиям,
Дают оценки поступающей в мозг информации о происходящем,
Функционально и энергетически подготавливают организм к поведению, адекватному этой оценке.
Страх не исключение. Он тоже дает информацию и готовит организм. Действия при чувствовании страха опираются на эти две основных пользы.
Итак, действия:
Для начала необходимо понять, что я вообще-то чувствую. Для этого необходимо «остановиться» и прислушаться к себе, к своим телесным ощущениям. Именно через реакцию тела мы опознаем эмоции. Что со мной?
Если мы чувствуем страх, то предположительно что-то в происходящем расценивается нами как опасное для нашей физической или психической целостности. То есть необходимо уже умом оценить, что же на самом деле происходит. Что вокруг?
Поняв, какова ситуация, нужно определить, чего же мы хотим, какого её развития, и что реально из наших желаний. Что мне нужно?
Для того, чтобы получить желаемое, следует выбрать действия, которые к этому приведут. Что я буду делать?
Начать действовать (с учетом происходящего и своих стремлений), сохраняя чувствительность к окружению и себе.
Последний пункт очень важен, особенно в ситуациях реальной угрозы. От страха мы часто перестаем воспринимать окружающее, и упускаем вследствие этого признаки изменения ситуации.
С чем еще обычно бывают сложности? Да с любым из перечисленного
![:-)](http://vse.kz/public/style_emoticons/default/smile.gif)
.
Нас не учат понимать свои эмоции в детстве (да и потом мы, становясь взрослыми, мало для этого делаем). А часть эмоций – так вообще запрещают чувствовать. Мальчикам обычно запрещают испытывать страх. А девочкам – злиться. Подавление эмоций ни к чему хорошему не приводит. Подавлять – это делать для себя вид, что чувствуешь противоположное, или ничего не чувствуешь. Ну ладно бы мы при этом только теряли информацию, заключенную в эмоции. Хотя это иногда единственный источник информации о происходящем. Но организм при подавлении эмоции все равно готовится к действиям, и выделяется энергия! Мы делаем вид, что чувства нет, энергии нет, но она есть, как тот суслик. И где она стрельнет и во что попадет – неизвестно.
Существуют некоторые особенности в фокусах внимания при тревоге, самом страхе и тревожности.
Тревога, как я уже говорила – пред-страх. Наиболее важен для действий в состоянии тревоги 2-й пункт. Потому что неопределенность усиливает тревогу, а вот в случае обнаружения, что угрозы не существует или она несущественна, тревога просто уходит, даже не переходя в страх и не требуя дополнительных действий.
Для страха важны действия из пунктов 3 и 4. Потому что сохранение контроля над ситуацией уменьшает и иногда уничтожает страх. А чтобы контролировать – надо знать, что и как контролировать. Ну то есть, понимать, что я хочу и что для это делаю.
Тревожность – особенная штука, поскольку чаще всего это состояние вызвано навязчивыми мыслями и слабо обусловлено реальными угрозами. В тревожности пытаться разобраться до конца с происходящим – вредно, это её усиливает. Потому самым важным становится пункт 5. Действовать. Не вязнуть в пунктах 2-4, пытаясь понять досконально и выбрать максимально эффективное и правильное, а начинать действовать.