Вишневый ягод, здравствуй, рада тебя вновь видеть!
Хочу присоединиться к вашему обсуждению (dafia, ты сказала очень важные слова, думаю, что есть и опыт соответствующий и я сожалею, что ты прервала обсуждение).
Я хочу тебе сказать как психолог и как мама, которая имеет 3 сыновей, младшему из которых исполнилось недавно 5 лет.
Как психолог:
1. Чтобы сформировалась новая привычка необходимо повторить ее 21 раз подряд (есть привычка бегать по лужам – надо сформировать привычку бегать по лужам только в сапогах. Лучше всего здесь использовать поощрение. Поощрять верные действия, игнорировать неверные: «какой ты молодец, что не наступил в лужу, ведь ты в ботинках сегодня, а не в сапогах».
2. Крики бесполезны, в первое время придется терпеть. Это сложно. Продолжать говорить спокойным голосом, когда сын истерит в публичном месте. Присесть с ним рядом на корточки, стать на уровень его глаз и твердо спокойно сказать нет. Дать ему возможность выплакаться, находясь рядом, обнять только когда успокоится сам и только тогда объяснить, что он сделал не так.
3. Ребенок будет понимать, что это плохо когда ему станет ясна связь его поступка и плохие последствия для НЕГО. Замарал ботинки, джинсы – сам помыл, постирал. Взял мороженое – оставил на кассе. Раскричался на улице – получил осуждение прохожих (при условии что ты на осуждение прохожих реагировать не будешь, а то есть у нас добросердечные бабушки-тететьки-дяденьки, которые любят учить воспитывать чужих детей), возвращение домой без прогулки, молчание и нахмуренные брови мамы.
4. Никогда ни при каких обстоятельствах не следует ругать личность ребенка. Не «ты плохой, я тебя не люблю», а «ты поступил плохо, я сейчас очень сержусь на тебя и не хочу обнимать и целовать». Сын должен всегда быть уверен, что ты его любишь любым.
5. Согласна с dafia, последовательнось очень очень важна. Только тогда ребенок поймет как ем поступать. С логикой в этом возрасте есть сложности. И именно ты своими твердыми посланиями ее сейчас формируешь. «Нет» никогда не должно превращаться в «да» ни у тебя, ни у тех, кто его еще воспитывает вместе с тобой. Выработай свод правил «нет». Что действительно никогда нельзя и сама их не нарушай.
Теперь как мама тебе скажу (не устала еще?)): мой младший сын с рождения очень независим. Проблемы с едой – это бич, до сих пор с содроганием вспоминаю, как он отказывался от любого прикорма до года, а молока было мало, как висел на груди, а я не могла заниматься никакими делами. Переставать кормить не помогало – он мог не есть сутки, а кефир и кашу все равно выплевывал. Просто пережили это. С 5 лет ест все, кроме гвоздей, хотя не пробовали, может и их погрызет)).
Насчет истерик. Бывает приступами. Вообще не обращаем внимание – отправляем в комнату проораться. Не подходим и игнорируем пока не перестанет. Он отплачется, мы расскажем что он делал не так, общаемся с ним приветливо, твердо настаиваем на своем, он уже соглашается, делает, мы хвалим и пообщряем. Мучились с пол года где то. Хохотали с друзьями, когда в очередной раз начал капризничать и сам пошел в «плакательную комнату». Его спрашивают» «ты куда?». Он отвечает: «Щас проорусь и приду!»
Что думаешь об этом? Что чувствуешь?