Одно время не мог понять, почему Ева была создана из ребра Адама. Почему из ребра, что за странные фантазии у авторов библейских текстов? Похоже на то, что нашлось объяснение. Вот мой перевод, довольно корявый, поэтому тем кто владеет английским, лучше читать оригинал, помещенный ниже.
На шумерских глиняных табличках, найденных при раскопках, содержится история, содержащая подоплеку библейской истории создания женщины... Странная история о том, что женщина была создана из ребра Адама, довольно бессмыссленна. Почему из ребра? Если прочитать первоначальную историю, которую авторы библии использовали как образец, ситуация проясняется.
Шумерская история повествует о боге Энки, боге воды и мудрости, одном из центральных и самых популярных божеств шумерского пантеона, и о райской стране Дильмун (совр. Бахрейн). Дильмун географически расположен к востоку от Шумера, и в библии Эдем находится "на востоке". Согласно мифу Дильмун чистое и яркое место, где нет болезней и смерти - страна жизни, страна бессмертия.
Тем не менее, в Дильмуне имеет место недостаток источников воды. Но бог воды Энки знает что делать, вода это его бизнес, и он создает реку, которая превращает Дильмун в божественный сад с изобилием фруктовых деревьев, цветов и зеленых лугов.
Затем на сцене появляется шумерская великая богиня-мать Нинхурсаг и создает в этом божественном саду восемь разных плодовых деревьев....
Довольный Энки хочет попробовать плоды с этих восьми деревьев, его слуга Исмуд (бог с двумя лицами) приносит ему плоды, и он их съедает один за другим.
Это приводит Нинхурсаг в ярость и она насылает на Энки смертельное заклятие. Болезнь поражает восемь органов, частей тела Энки, по числу съеденных плодов. Его состояние стремительно ухудшается, остальные боги опечалены и не знают, как помочь всеобщему любимцу Энки. В конце концов лиса (!) убеждает Нинхурсаг вернуться, каким образом - неизвестно, так как часть текста не сохранилась.
В конце концов Нинхурсаг возвращается, берет Энки на колени и спрашивает, что у него болит. Затем она создает восемь богинь-целительниц, по числу больных органов, и вскоре Энки выздоравливает. Одна из частей тела Энки, пораженных болезнью - ребра, и шумерское слово обозначающее ребро - "ти". Богиню, созданную для исцеления ребер Энки, зовут "Нин-ти", что означает "женщина из ребра". В то же время, шумерское слово "ти" также переводится как "жизнь", или "давать жизнь", таким образом "Нин-ти" также означает "женщина, дающая жизнь". Эта тонкость, судя по всему, ускользнула от авторов библии, поскольку Ева на иврите (Chavvah) напоминает, опять же на иврите, слово "Chay" ("жизнь"), но слово "ребро" (Tsela) на иврите звучит совсем по-другому.
On excavated clay tablets from Sumer there is a story that explains the background of the biblical story of the creation of women, the Garden of Eden and the fall of man and original sin. The strange story of how woman was created from the rib of Adam, do not make much sense. Why the rib? When we read the original story the writers of the Bible used as a template, it all becomes clearer.
The Sumerian story tells about the god Enki, the god of water and wisdom and one of the central and most popular deities in the Sumerian pantheon, and of the paradisical land of Dilmun (today’s Bahrain). Dilmun is said to be to the east of Sumer. In the Biblical story the Garden of Eden is situated “in the east” (Gen 2,8). According to the myth Dilmun is a bright and clean place, without disease nor death, - a land of the living, a land of the immortals.
However, Dilmun lacks one thing: water. But the water god Enki knows what to do and water is his business, and he creates a river that turns Dilmun into a divine garden with an abundance of fruit trees, flowers and green meadows.
Then the great Sumerian mother-goddess Ninhursag enters the picture and creates eight different plants in this divine garden. The creation of these eight plants involves an intricate process with births of three generations of goddesses, and the story emphasizes that these births are all happening without the slightest pain or discomfort.
The happy camper Enki wants to taste the fruits of these eight plants and makes his servant Ismud (a god with two faces) to collect the fruits and he eats them one by one. This makes Ninhursag furious and she casts a lethal spell over Enki, and then disappears from the scene. Enki then becomes ill in eight different organs or body parts, one for each fruit. Enki’s condition is rapidly deteriorating, and the other gods are flabbergasted by this and do not know what to do to help the popular Enki. Finally a fox (!) gets Ninhursag to come back, exactly how is unknown because this part of the story is missing. ©
Finally Ninhursag comes back and she places Enki between her legs and asks him in what body parts he is ill. Then she creates eight healing goddesses, one for each body part, and soon Enki is well again. One of the sick body parts is the ribs, and in Sumerian the word for rib is “ti”. The goddess created to heal Enki’s rib is called “Nin-ti”, which means the “rib woman”. However, the Sumerian word “ti” also means “life” or “to make life”, so “Nin-ti” also can mean “the woman who makes life”. The Sumerians were very fond of such puns, but this pun was of course lost on the bible authors, since the name Eve in Hebrew (Chavvah) may resemble the Hebrew word for “life” (Chay), but have no resemblance with the Hebrew word for “rib” (Tsela)(or `ala` in Aramaic).
© Ragnar L. Borsheim 2005