Ой, в какую тему я случайно попала)) И мне есть, что сказать спустя 9 лет после моих сомнений... о моментах, о которых редко думают при поступлении в 1-й класс)
Дочь моя пошла в школу в 6,2, интеллектуально совершенно готовая к школе. С физиологической готовностью все было не столь прекрасно, но это были ожидаемые сложности, посему легко и успешно преодоленные (но родители без определенной доли пофигизма смогут получить первые дозы адреналина уже в начале пути))). Ну и никаких особых проблем в начальном и среднем звене не было. Неожидаемые проблемы пришли позже. Собственно, проблемами это можно считать очень условно, если судить по школьным отметкам - то все более, чем хорошо. Но я прекрасно вижу, что мозг пока не работает в том режиме, в каком было бы хорошо для получения максимального эффекта от школьных занятий в старшем звене. Есть понимание конкретного фактического материала, но нет пока восприятия всей получаемой информации как общей системы знаний, мышление пока недостаточно критическое, отсюда определенные сложности с интеграцией знаний, с генерацией новых знаний на основе уже полученных - это все не оценивается в школе, с одной стороны (к сожалению), но с другой стороны - именно это и является целью образования.
То есть, при более зрелом мыслительном процессе процесс обучения был бы качественно другим, приносящим больше пользы - не сиюминутной, но долгосрочной, и требующим меньше усилий (бонусом - и более приятным)). Это все не критично, в конкретном случае моей дочери практически не отражается на отметках, но тем не менее - могло бы быть лучше)
Еще одна сложность - профориентационная. Дочь закончит школу в 16, с любой школьной специализацией нужно бы определиться максимум к 14 - в этом возрасте мало кто точно может определить сферу своих взрослых жизненных интересов, любой дополнительный год в этом вопросе может стать "большой разницей".
Собственно, однозначного ответа на вопрос, когда идти в школу, нет, но массовых плюсов в раннем поступлении в школу я не вижу (но могут быть индивидуальные, в конкретных случаях), а вот минусы ранней учебы носят скорее массовый характер (но точно так же, в отдельных случаях могут совершенно отсутствовать). В общем, лучше вовремя)