http://mixen.boom.ru/inos2.html"...В 1864-1865 г.г. Россия оккупировала Кокандское ханство, Ташкент и Самарканд. В 1868-1871 гг. она завоевали Бухарское Ханство и создала на территории этих двух ханатов "Генеральную Комендатуру Туркестана", назначив комендантом генерала Кауфмана. В 1874 г. Россия образовала "Транскаспийскую военную часть", командующим которой был назначен генерал Ломакин. Весной 1873 г. русская армия под командованием Кауфмана предприняла попытку оккупировать Хивинское Ханство и устроила резню туркмен, оказавших ей сопротивление в Хиве и Газавате.
Взяв Бухару и Хиву под свой контроль, русские двинулись от Каспия в сторону Ахала и продолжали занимать все новые территории. Тем временем туркмены под предводительством Бердымурад Хана, сына Нурберды Хана, укрепляли Геоктепинскую крепость и рыли вокруг нее глубокие рвы. Русские начали наступление на Геоктепе в августе 1879 г. и на протяжении многих дней обстреливали крепость артиллерийскими снарядами, в результате чего сотни туркмен погибли. После окончания артиллерийского обстрела туркмены начали контрнаступление и отбросили русских назад, к берегам Каспия. В этом бою геройски погиб Бердымурад Хан.
Считая, что поражение от туркмен означает потерю престижа перед лицом других мусульманских и тюркских общин, русский царь направил в Туркменистан усиленную армию под командованием генерала Скобелева. Тем временем в апреле 1880 г. умер Нурберды Хан, и его сменил Махтумкули Хан.
В декабре 1880 г. русские вернулись в Геоктепе. Обстреливая крепость артиллерийским огнём, русские прорыли подземный туннель под крепостью и взорвали её применив 1160 кг взрывчатки. Хотя ворота и были взорваны, туркмены показали исключительный пример героизма, до конца защищая каждый клочок земли. Женщины и дети, пытавшиеся спастись бегством из крепости в сторону Ашхабада, были безжалостно уничтожены. Подсчитано, что число туркмен, убитых в Геоктепе, составило 20 тысяч человек. После Геоктепинского сражения 18 января 1881 года русские вошли в Ашхабад..."
О том как менялись официальные взгляды на историю Казахстана в б.СССР:
HANDBOOK OF THE MAJOR SOVIET NATIONALITIES
Zev Katz, Rosemary Rogers, Frederic Harned
The Free Press, A Division of Macmillan Publising Co, Inc, New York
Collier Macmillan Publishers, London, 1975
с.233
..Советские взгляды на связи казахов с Россией (СССР) флуктуировали в зависимости от того, как подавалась история Казахстана. Сначала совестские историки представляли распространение русского доминирования над казахами как завоевание. Версия, что Хан Абулхаир просил русскую защиту, была отринута, и любые предположения того, что казахи добровольно приняли российское правление, были отвергнуты. Советские историки доказывали, что трудящиеся страдали от "двойного гнета" - казахских феодальных правителей и царской имперской власти. В 1937 году советская версия была изменена на теорию "меньшего зла". Русское царское иго было меньшим злом по сравнению с попытками британского империализма расшириться в Центральную Азию. Вскоре, однако, и эта версия была изменена еще раз, согласно которой казахи приняли русское правление добровольно. Абулхаир теперь подавался как мудрый государственнй деятель, который удовлетворил желание своего народа.
Подобным же образом, Хан Кенесары, лидер анти-русского восстания 1835-1845 гг. был вначале представлен советскими историками как великий легендарный борец за национальное освобождение. С 1940-х годов однако, его стали изображать как лидера реакционной борьбы за восстановление феодализма, уводящего народ от неизбежного прогресса, к которому бы привело соединение с Россией. Только определенные небольшие восстания стали теперь рассматриваться как прогрессивные.
До 1940-х годов советские историки писали, что казахи оказались в наихудшем положении в результате русского царского завоевания, страдая от своих феодалов и от русской экономической эксплуатации, и от подавления их культуры. Однако позднее упор стал делаться на прогрессивном экономическом развитии и положительном влиянии русской интеллигенции на казахов в результате включения Казахстана в Россию.
Первоначально советские историки описывали связи между казахами и царскими властями как типичные между подавляемым народом и империалистами-колонизаторами. Казахи, которые потеряли свою независимость и были покорены иностранцами, ненавидели их, и во время своих восстаний убивали всех русских каких могли. Позже советские историки стали писать, что эта ненависть была направлена только на царизм. Они утверждали, что казахские и русские трудящиеся всегда жили в дружбе и вместе боролись против царизма.
Согласно современным (книга издана в 1975 году - прим.А.) советским официальным теориям казахи изначально были только этнической группой ("народностью"). В одной свежей влиятельной книге подчеркивается, что только "с победой Октябрьской революции были созданы условия для консолидации казахской этнической группы в социалистическую нацию". Это стало возможным в основном "как результат помощи оказанной казахскому народу со стороны развитых наций - и в первую очередь и прежде всего - русского народа". Обычный советский тезис о "рабоче-крестьянском альянсе" получил интересный поворот. Тот же источник объясняет что "развитие экономических, политических и культурных связей с более высокоразвитой русской нацией было условием вовлечения казахского народа в русское пролетарское движение ... и содействовало созданию альянса рабочего класса России с казахским крестьянством".