Читаю давно эту тему, в нас тоже ЗРР, начала беспокоиться уже в 2-2,5 года, когда ребенок упорно молчал, говорил только мама, баба, папа, му, ав-ав и еще пару слов...и все. С 1,5 лет ходили в школы развития, у ребенка были проблемы с мелкой моторикой, как говорил доктор Хаус:"у нее проблемы с мелкой моторикой, она как Халк в варежке",так вот это про нас. На занятиях в шрр танцевал, клеил, что-то делал, но, например, нанизать на нитку бусинки было за гранью фантастики. Конечно дома было все, от конструкторов, мозаек, до всевозможных пуговок и бусинок с веревочками, перебирали рис, работали с пластилином, вернее пытались... В 2,5 года в шрр все задували свечку, мой мальчик конечно не мог... Не мог сдуть ватку с руки, потушить пламя свечки, подуть в дудочку. Бабушкой были куплены всевозможные дудочки. Учились долго и упорно-2месяца. В 3 года гуляя на площадке, соседка наша-воспитатель в речевом садике, настоятельно рекомендовала пойти на комиссию, нашла номер телефона. Тогда я почитала отзывы о языковом садике, где мнения родителей разделились, у кого-то был огромный прогресс, у кого-то наоборот шаг назад. Мой ребенок пошел в 2 года в обычный садик. Искала ему логопеда, нас взяла логопед с интерскул в 3 года, но, не было не то что прогресса, ребенок не скрывая скучал на занятии, не повторял упражнения, не был заинтересован абсолютно, как школа развития, Интерскул тоже на мой взгляд слабая. В общем мы занимались сами, дома, нашли в интернете хорошие ссылки, ребенок охотно занимался, в 3,3 пошли в шрр Kunterbunt, возле дома, обычная, непримечательная шрр, но огромный плюс-преподаватель Маша. В будние дни ходили в садик, по субботам на 3 часа в шрр к Маше. Он ждал субботу с нетерпением. Маша научила ребенка правильно держать карандаш, учила долго и упорно, не сдаваясь, научила рисовать, выучила с ним первые стихи)). В 3,8 по совету нашего невропатолога, Марины Фаридовны, мы пошли к логопеду-Неле Хасановне. В этом возрасте он начал по-немногу говорить, но была просто "каша во рту". Мало кто мог разобрать что ребенку нужно. Он обижался, расстраивался, но пытался говорить. Девочки, я безумно рада, что мы нашли такого специалиста. Труды ее работы, нужные нам задания дали результат очень скоро, уже через пару месяцев ребенок стал пытаться говорить развернутыми предложениями, начал пересказывать сказки. Сейчас нам 4,4, говорит без умолку, конечно нам еще далеко до совершенства, но я и все окружающие видят прогресс. Вчера разговаривала с логопедом нашим, она по специальности дефектолог, стаж работы-26 лет, так вот я узнавала про комиссию, читаю здесь и думаю, что может все таки стоит пойти, так она мне уверенно сказала, что меньше чем через год у ребенка полностью все должно быть как у всех, что нам не нужно идти на комиссию. Пишу этот длинный и скучный пост просто к тому, что может кто-то ищет хорошего специалиста и наш логопед также сможет помочь и вам.