чем отличается просто логопед от логопеда дефектолога
В широком смысле логопедия это отрасль дефектологии, изучающая проблемы развития речи и пути их преодоления. Логопеды выпускники дефектологических факультетов. Дефектология - наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими особенностями, закономерностях их обучения и воспитания (с вики). Методики педагогов массовых школ и детсадов не работают (в смысле коррекции их проблемы) при обучении и развитии детей с особенностями речевого или психического развития. Тут требуются особые методы, которые разработаны в дефектологии.
Логопед, в отличие от дефектолога, работает над различными нарушениями и дефектами только речи, своей экспрессивной речи, и над пониманием обращенной речи.
Дефектолог - специалист, работающий над общим психическим развитием ребенка, то есть с ее задержкой. Развивает все познавательные психические функции - восприятие, память, мышление, речь, пополняет общий запас представлений и знаний ребенка об окружающей среде и прочее. Дефектологи могут заниматься с ребенком с раннего возраста с 3-6 месяцев. Логопед с 2-х лет, либо позже.
Если ребенку рекомендуют дефектолога, это означает что у ребенка:
1. есть собственная задержка психического развития (психическое развитие не соответствует возрасту, а задержка речи в структуре общей задержки. Конечно тут бессмысленно "тянуть" только речь, когда все остальное как у ребенка более младшего возраста).
2. либо речевая задержка привела к задержке психического развития. Так бывает, когда проблема речи сохраняется после 3 лет. Примерно в 3 года наше мышление становится опосредуемым речью, то есть мы думаем словами понятиями, а до 3 лет ребенок мыслит образами. Если этих слов и понятий у ребенка нет, то и мышление ребенка не переходит на качественно новый уровень - абстрактно-логический, а сохраняется на более примитивном наглядно-образном или предметно-действенном уровне. Проблема речи ведь заключается не только в том что ребенок не говорит сам, но и может не понимать значение некоторых слов. Если с конкретными словами обозначающими предметы (яблоко, кошка, мама итд) и действиями (спать, гулять) более менее хорошо обстоят дела, потому что конкретные образы этих значений есть в голове у ребенка. То с абстрактными понятиями: любовь, дружба, учеба, хорошо и плохо и прочее, соответственно любить, дружить, учиться, быть хорошим или плохим - проблема. Эти категории у ребенка формируется вследствие умозаключений ребенка на основе его ежедневного опыта. Ребенку с задержкой речевого развития может оказаться недоступным мышление которое опирается на абстрактные понятия. Это актуально когда страдает не только речь, но и понимание речи. Если понимание лучше чем собственная речь, значит работы логопеду меньше, и маме проще (но, тут опасность кроется что бдительность мамы усыпляют няни бабушки, приписывая желаемые за действительные способности ребенка и утверждая что, "все образуется само собой".
За собственную речь, ту что мы "говорим" ответственны лобные отделы головного мозга. За понимание речи (слышим и понимаем) отвечают височные отделы. Задержка развития речи - проблема неврологическая, эти зоны пострадали либо во внутриутробном периоде, либо при рождении, либо вследствие перенесенной патологии после рождения (поэтому диагноз ЗРР ставят невропатологи, а не кто либо другой!). Когда именно это произошло достоверно ни один специалист не скажет. Этот разговор я веду к тому что, ЗРР не бывает "внезапно", все было хорошо - а тут не говорит (или говорит плохо) и все. В этом смысле требуется консультация на основе ЭЭГ ребенка у квалифицированного невропатолога, и скорее всего дальнейшее лечение последствий, перенесенной ребенком неврологической проблемы, которая и проявляется как ЗРР. НО, таблеток для речи не существует! Не было такого, чтоб выпил таблетку и речь прорвалась. Неврологическое лечение "подготавливает почву" на которой логопед специально, или мама спонтанно вызывает речь.
Психолог занимается общим развитием
Согласна, если речь идет о психологах например в ШРР, д\с или школе. В кабинетах коррекции, в которые направляют ПМПК психологи коррегируют эмоциональные, волевые. личностные нарушения, нарушения социального взаимодействия, коммуникации, гиперактивность и дефицит внимания, проблемы произвольной регуляции деятельности, то есть расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, психический инфантилизм и др.
Сообщение отредактировал Jamaica: 02.05.2014, 10:02:05