Казак тiлi - Казахский языкОбщение, Советы, Помощь...
Автор BAWIR$AQ, 22.10.2003, 23:31
#1012
Отправлено 05.11.2004, 14:09:00
ал жарайсын! турiн тартпаса, кай жерiн тарткан сонда "Тропиканкага"?кош келдiн! атын калай?Салем кыздар мен ж1г1ттер ! С3здермен аз-маз болса да, казакша сойлей1к !
Сонгы кезде казакша б1лет1н жастардын саны да сапасы да азайып барады...
нигiндi коргенде есiме Рут пен Ракел тустi ондайларды бiлесiн бе?
Ниг1м Тропиканка болса Рут пен Ракелд1 б1лмей кайда кетем1н ?
Оз3м Оларга тартпаган казактын аппак кызымын
Асусена деген кыз болатын сол сериалдарда, соган тарткан шыгармын
#1013
Отправлено 05.11.2004, 14:18:26
мынау ма ?
http://braziliada.ru/actors/Pasmanter/
http://braziliada.ru/serials/secret/
шынында да уксайсын ба??
http://braziliada.ru/actors/Pasmanter/
http://braziliada.ru/serials/secret/
шынында да уксайсын ба??
#1017
Отправлено 05.11.2004, 15:05:53
жок, рас емес..Б!зге тарихтан берген мугал!м айткан, "казак" деген соз "казы ак" (белая лебедь) деген магынадан шыккан деп. Рас па сол?
КАЗАК деген ешкашан КАЗ АК болмайды.
туркi тiлдерiнде сын есiм (перилагательное) зат есiмнiн (сусшествительное) АЛДЫНДА турады.
ягни бул жагдайса дурысы КАЗ АК емес, АК КАЗ болу керек едi. (КАЗ АК деген французшага келедi (сын есiм зат есiмнен кейiн))
#1018
Отправлено 05.11.2004, 15:10:33
Казак ? тюркское слово. Его исходная форма именно такая ? два увулярных к, ? начальный и конечный ? казак.
Одно из ранних упоминаний слова казак в мусульманских письменных памятниках встречаем в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном в Египте, известном по рукописи 1245 г. и изданном в Лейдене в 1894 г., со значением ?бесприютный?, ?скиталец?, ?изгнанник?.
В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Одни выводили его из тюркских глаголов каз ?рыть?, кез ?скитаться?, кач ?бежать, спасаться?; другие создали нелепую этимологию этого слова от каз ?гусь? и ак ?белый?; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово казак из монгольского термина xасак-тэргэн, обозначающий род повозки.
Но каково бы ни было происхождение слова казак, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение в смысле свободный, бездомный, скиталец, изгнанник.
Не имея, таким образом, ни политического значения ни этнического содержания, слово казак обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа в племени или своего сеньора и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати, отсюда слово казак и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий и постоянного местожительства, вольных, гулящих людей, а также вольнонаемных батраков и т.д. Хотя слово казак зарегистрировано на севере Руси с конца XIV в., но все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кыпчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.
Иными словами, исходное значение термина казак ? социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим ? казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без сопровождения ? казак; молодец, по выражению Бабура, ?неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага? ? тоже казак. Людей, ведших какое-то время образ жизни казака, по необходимости или по доброй воле, всегда было немало. Этому способствовали как тогдашние будничные условия жизни, так, в частности, то обстоятельство, что по понятиям того времени, как передает автор ?Тарих-и Рашиди?, считалось даже похвальным, чтобы мужчины в своей молодости провели некоторое время в уединении, в пустынях, горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от обитаемых мест, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых зверей.
Казаком мог стать любой человек, будь он тюрк или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколени. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства ?кочевых узбеков? Шибанид Абу-л-Хайр, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Сайд; Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в ?казачестве? не один месяц: Бабур вспоминает в своих знаменитых ?Записках?, как он ?во время казачества? решил направиться из горной страны Масча к Султан Махмуд-хану. Здесь важно отметить, что лицо, сделавшееся казаком, могло перестать быть таковым и вернуться в прежнее состояние, в свое общество, как это и сделали все перечисленные выше казаки из тогдашнего высшего света. Султан Хусайн и Султан Сайд. позднее стали государями каждый в своей стране; Мухаммад Шейбани и Захир ад-Дин Бабур ? каждый из них основали новое государство.
Таким образом, в те далекие времена казаком становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в мусульманских источниках образовано существительное ?казаклык? ? ?казакование?, ?казачество?. Понятие ?во времена казачества? обычно передается, соответственно: казаклыкда, казаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак(и), муддат-и казак (в ираноязычных источниках).
Понятно, что образ жизни казака скромный. Отсюда и слово казакане, то есть ?по-казацки?, ?скромно?, образованное от тюркского казак с присоединением персидского окончания -ане.
Одно из ранних упоминаний слова казак в мусульманских письменных памятниках встречаем в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном в Египте, известном по рукописи 1245 г. и изданном в Лейдене в 1894 г., со значением ?бесприютный?, ?скиталец?, ?изгнанник?.
В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова казак. Одни выводили его из тюркских глаголов каз ?рыть?, кез ?скитаться?, кач ?бежать, спасаться?; другие создали нелепую этимологию этого слова от каз ?гусь? и ак ?белый?; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово казак из монгольского термина xасак-тэргэн, обозначающий род повозки.
Но каково бы ни было происхождение слова казак, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение в смысле свободный, бездомный, скиталец, изгнанник.
Не имея, таким образом, ни политического значения ни этнического содержания, слово казак обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа в племени или своего сеньора и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати, отсюда слово казак и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий и постоянного местожительства, вольных, гулящих людей, а также вольнонаемных батраков и т.д. Хотя слово казак зарегистрировано на севере Руси с конца XIV в., но все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кыпчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.
Иными словами, исходное значение термина казак ? социальное: это состояние, положение, статус некоего лица, известного коллектива в каждый данный момент по отношению к правителю, обществу, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя мечом своим ? казак; человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без сопровождения ? казак; молодец, по выражению Бабура, ?неутомимо, с отвагой угоняющий табуны врага? ? тоже казак. Людей, ведших какое-то время образ жизни казака, по необходимости или по доброй воле, всегда было немало. Этому способствовали как тогдашние будничные условия жизни, так, в частности, то обстоятельство, что по понятиям того времени, как передает автор ?Тарих-и Рашиди?, считалось даже похвальным, чтобы мужчины в своей молодости провели некоторое время в уединении, в пустынях, горах или лесах, на расстоянии одного или двух месяцев пути от обитаемых мест, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых зверей.
Казаком мог стать любой человек, будь он тюрк или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколени. Некоторое время казаками были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, основатель государства ?кочевых узбеков? Шибанид Абу-л-Хайр, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Сайд; Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в ?казачестве? не один месяц: Бабур вспоминает в своих знаменитых ?Записках?, как он ?во время казачества? решил направиться из горной страны Масча к Султан Махмуд-хану. Здесь важно отметить, что лицо, сделавшееся казаком, могло перестать быть таковым и вернуться в прежнее состояние, в свое общество, как это и сделали все перечисленные выше казаки из тогдашнего высшего света. Султан Хусайн и Султан Сайд. позднее стали государями каждый в своей стране; Мухаммад Шейбани и Захир ад-Дин Бабур ? каждый из них основали новое государство.
Таким образом, в те далекие времена казаком становились, делались. Для обозначения образа жизни казака в мусульманских источниках образовано существительное ?казаклык? ? ?казакование?, ?казачество?. Понятие ?во времена казачества? обычно передается, соответственно: казаклыкда, казаклыкларда (в тюркоязычных источниках) и дар аййам-и казак(и), муддат-и казак (в ираноязычных источниках).
Понятно, что образ жизни казака скромный. Отсюда и слово казакане, то есть ?по-казацки?, ?скромно?, образованное от тюркского казак с присоединением персидского окончания -ане.
#1020
Отправлено 05.11.2004, 15:13:26
Казак не всегда проводил свой казаклык ? ?казакование? в полном одиночестве. Человек, пожелавший разделить с вольным казаком его непредсказуемую судьбу, становился ему казакдашем (казакдас). Слово казакдаш (казакдас) образовано по известному образцу: юлдаш (жолдас) ? ?спутник?, аркадаш ? ?товарищ?, аулдаш (аулдас) ? ?земляк?, ватандаш (отандас) ? ?соотечественник?. ?Казакдаш? (казакдас) встретилось мне впервые и только однажды в сочинении ал-Хаджжа Абд ал-Гаффара Кирими ?Умдат ат-таварих?. Казакдаш. Любопытное слово! Но я не знаю, как толково перевести его на русский язык.
Существовали даже ?общества из казаков? ? джама'ат-и казак, по выражению средневековых мусульманских авторов. Подобные коллективы возникали в разное время, в разных местах и по разной причине. Временами, пишет историк XV в. Абд ар-Раззак Самарканди, ?некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками?, приходили в Мазандеран (в 1440-1444 гг.) и, устроив везде грабеж, опять уходили назад. Иногда ?общество казаков? состояло из спасшегося бегством претендента на престол и его преданных сторонников, которые вдали от городов и сел вели жизнь искателей приключений.
Слово казак служило также для обозначения группы, части кочевников, отделившихся от того государства, к которому они принадлежали, и находившихся с ним в состоянии войны.
Вот таким-то коллективом и были кочевники государства Абу-л-Хайр-хана, восставшие против него и в 1459 г., ушедшие из под его власти, чтобы во главе с потомками Урус-хана Гиреем и Джанибеком искать счастья в другом месте. Эта группа людей из Узбекского улуса какое-то время скиталась в степях Семиречья и получила название ?узбеки-казаки?.
Парное название ?узбеки-казаки? не должно нас ни удивлять, ни смущать. В рассматриваемую нами эпоху случаев, когда слово казак с нарицательным значением прилагалось к названию отдельных народностей, этнических, политических и т.п. групп и даже к собственному имени отдельных лиц, было неизмеримо больше, чем нам известно. В частности, были могольские казаки, ногайские казаки, дештские казаки, чу-тур-казаки (на Кавказе), а также ?казаки эмира Танбала?, ?наши казаки? (слова Бабура), ?шибан-казаки? и т.п.
B XIV веке арабские авторы Насир ад-дин ибн Фурат, ал-Асади, ал-Айни и др. еще называли правителей Золотой Орды "царями Дашта", "царями кыпчаков".
Hо уже в 60-х годах XIV века авторы Низам ад-дин Шами и Му'ин ад-дин Натанзи стали называть земли Ак Орды (территория современного Казахстана) "страной узбеков" (дийар-и узбек), "узбекскими степями" (сахра-йи узбек), а знаменитого акордынского Урус-хана (прадеда Жанибека и Керея) называли "царем узбекским" (падшах-и узбек).
Употребление автором ?Тарих-и Рашиди? парного термина ?узбеки-казаки? связано именно с этим обстоятельством, то есть ему было хорошо известно значение слова казак, которое служило и для обозначения казаков (казахов), как уже вполне обособившейся к его времени (начало 30-х годов XVI в.) этнической общности, и для обозначения разного рода вольниц, к какой бы народности они не принадлежали. Так что, употребляя парный термин, Мухаммад Хайдар как бы подчеркивал, напоминал своим читателям, что казаки Гирея и Джанибека и их потомков являются выходцами именно из Узбекского улуса.
Итак, узбекское происхождение казаков Гирея и Джанибека несомненно; они формировались из беглецов из Узбекского улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии ?узбеки-казаки?. Ясно и появление ?узбеков-казаков? в западных пределах соседнего Моголистана: оно связано с бегством из своей страны, поиском вольности на ее окраинах.
Но естественно возникает вопрос: какова роль откочевки Гирея и Джанибека в этногенезе казахского народа? Что представляло собой общество казаков Гирея и Джанибека в политическом, этническом отношениях?
Существовали даже ?общества из казаков? ? джама'ат-и казак, по выражению средневековых мусульманских авторов. Подобные коллективы возникали в разное время, в разных местах и по разной причине. Временами, пишет историк XV в. Абд ар-Раззак Самарканди, ?некоторые из войска узбекского, сделавшись казаками?, приходили в Мазандеран (в 1440-1444 гг.) и, устроив везде грабеж, опять уходили назад. Иногда ?общество казаков? состояло из спасшегося бегством претендента на престол и его преданных сторонников, которые вдали от городов и сел вели жизнь искателей приключений.
Слово казак служило также для обозначения группы, части кочевников, отделившихся от того государства, к которому они принадлежали, и находившихся с ним в состоянии войны.
Вот таким-то коллективом и были кочевники государства Абу-л-Хайр-хана, восставшие против него и в 1459 г., ушедшие из под его власти, чтобы во главе с потомками Урус-хана Гиреем и Джанибеком искать счастья в другом месте. Эта группа людей из Узбекского улуса какое-то время скиталась в степях Семиречья и получила название ?узбеки-казаки?.
Парное название ?узбеки-казаки? не должно нас ни удивлять, ни смущать. В рассматриваемую нами эпоху случаев, когда слово казак с нарицательным значением прилагалось к названию отдельных народностей, этнических, политических и т.п. групп и даже к собственному имени отдельных лиц, было неизмеримо больше, чем нам известно. В частности, были могольские казаки, ногайские казаки, дештские казаки, чу-тур-казаки (на Кавказе), а также ?казаки эмира Танбала?, ?наши казаки? (слова Бабура), ?шибан-казаки? и т.п.
B XIV веке арабские авторы Насир ад-дин ибн Фурат, ал-Асади, ал-Айни и др. еще называли правителей Золотой Орды "царями Дашта", "царями кыпчаков".
Hо уже в 60-х годах XIV века авторы Низам ад-дин Шами и Му'ин ад-дин Натанзи стали называть земли Ак Орды (территория современного Казахстана) "страной узбеков" (дийар-и узбек), "узбекскими степями" (сахра-йи узбек), а знаменитого акордынского Урус-хана (прадеда Жанибека и Керея) называли "царем узбекским" (падшах-и узбек).
Употребление автором ?Тарих-и Рашиди? парного термина ?узбеки-казаки? связано именно с этим обстоятельством, то есть ему было хорошо известно значение слова казак, которое служило и для обозначения казаков (казахов), как уже вполне обособившейся к его времени (начало 30-х годов XVI в.) этнической общности, и для обозначения разного рода вольниц, к какой бы народности они не принадлежали. Так что, употребляя парный термин, Мухаммад Хайдар как бы подчеркивал, напоминал своим читателям, что казаки Гирея и Джанибека и их потомков являются выходцами именно из Узбекского улуса.
Итак, узбекское происхождение казаков Гирея и Джанибека несомненно; они формировались из беглецов из Узбекского улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии ?узбеки-казаки?. Ясно и появление ?узбеков-казаков? в западных пределах соседнего Моголистана: оно связано с бегством из своей страны, поиском вольности на ее окраинах.
Но естественно возникает вопрос: какова роль откочевки Гирея и Джанибека в этногенезе казахского народа? Что представляло собой общество казаков Гирея и Джанибека в политическом, этническом отношениях?
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0