Агенство по защите конкуренции РК
Копия: Генеральная Прокуратура РК
Агенство по регулированию естественных монополий РК
Агентство по борьбе с экономическими и
коррупционными преступлениями РК,
Министерство транспорта и коммуникаций
Комитет гражданской авиации
Национальный авиаперевозчик «Эйр Астана
Форум предпринимателей Казахстана представляет интересы малого и среднего бизнеса и формирует благоприятную экономическую среду для его развития.
До настоящего времени туроператоры активно работали совместно с «Эйр Астаной» по открытию и продвижению новых туристских направлений для отдыха казахстанцев.
В настоящее время в туристской отрасли г.Алматы, которую представляют более 700 предприятий малого и среднего бизнеса сложилась сложная ситуация, связанная с национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана». Эта ситуация затрагивает не только туроператоров, но и непосредственно жителей Казахстана, которые вынуждены приобретать билеты на регулярные рейсы по завышенной стоимости.
А именно, в сезон, когда началась продажа турпакетов на отдых в период новогодних праздников, в системе электронного бронирования мест, которое используется всеми организациями по продаже авиабилетов, вдруг разом исчезли места на рейсы по направлению Алматы-Бангкок-Алматы с 29.12.08 – 09.01.09 г.
Это не говорит о том, что благосостояние жителей Алматы вдруг резко увеличилось, и все разом выкупили все билеты в данном направлении. Нет, это говорит, о том, что национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» нарушил свою политику не предоставления жестких блок мест на какие либо направления туристским компаниям и передал блок мест одной единственной компании.
Как нам стало известно, блок мест на новогодние рейсы нашим национальным авиаперевозчиком предоставлены только иностранной компании по продаже билетов «Dona Plus», которая через туркомпанию «Каз тур» активно стала реализовывать места на Бангкок. Особо необходимо отметить, что многие крупные операторы обращались в «Эйр Астану» с просьбой предоставить им групповые тарифы или блок места, но все получили отказ. Таким образом, был создан прецедент, позволяющий только одной компании продавать авиабилеты, создавая искусственный дефицит на рынке.
Причем, во время рабочих встреч Казахстанской туристской ассоциации с вице-президентом «Эйр Астана» г-ном Ашендра, была обсуждена данная проблема. Представитель «Эйр Астана» убеждал всех в том, что данные авиарейсы являются пробными на Малайзию, с целью протестировать казахстанских туристов к Малайзии, как туристскому направлению.
Однако, непонятно, причем тут Малайзия и отдых в Таиланде. Ведь места изъяты только до Бангкока и только в самый «горячий» сезон. В данном случае, «Эйр Астане» такое тестирование безболезненно можно было провести на других рейсах и не в «горячий» сезон, например на рейсе Алматы –Астана, которым пользуются как предприниматели, так и представители гос.органов.
После неоднократных встреч с представителями «Эйр Астаны» они заявили, что это передан не блок мест, а групповой тариф. Но все мы знаем, что места, взятые для отправки групп, не предлагаются отдельно в свободной продаже, а компания «Казтур» ведет именно свободную продажу этих мест. Особо хотелось привлечь ваше внимание к самой компании «Казтур», благодаря «работе» которой, в прошлом году уже сильно пострадали наши туристы, об этом было много сюжетов в прессе.
В результате манипуляций национального перевозчика граждане Казахстана не имеют возможности приобретения билетов на удобные для них рейсы, более того создана монопольная ситуация, когда только одна компания «Казтур» реализует по спекулятивной цене билеты на регулярные рейсы. Причем особо отметим, не на чартерные рейсы, а на регулярные.
А именно, согласно рассылкам компании «Казтур», продажа билетов на регулярные рейсы Алматы-Бангкок-Алматы осуществляемые «Эйр Астаной», производится по ценам, которые меняются еженедельно. Цена на билет для взрослого туда и обратно составляет (179 000, 180 000 и 192 000 тенге), причем дополнительно указана комиссия – 5 000 тенге, особо необходимо отметить, что дополнительно взимаются еще сборы – аэропортовый и топливный, в среднем 150 долларов США. Соответственно стоимость билета шагнула за 200 тысяч тенге на человека. Хотя, насколько нам известно, на регулярных рейсах в стоимость билета уже входит и аэропортовый сбор, а каждая компания, заключая договор с авиаперевозчиком, имеет свой процент с продаж, не выставляя комиссию для покупателя.
Таким образом, мы считаем, что национальным перевозчиком «Эйр Астана», иностранной компанией «Dona Plus» и туркомпанией «Каз тур» нарушены права граждан Казахстана, а также права предпринимателей, работающих в данной сфере, как минимум по двум законам:
• созданы ограничения доступа на товарный рынок других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей,
(Статья 7.ЗРК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»)
• проведена деятельность, направленная на ограничение конкуренции путем нарушения прав других предпринимателей на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей.
(Статья 4 ЗРК «О недобросовестной конкуренции»)
Просим Вас применить срочно меры антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства Республики Казахстан к компании «Эйр Астана» в части ст. 7 и 10 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
А именно, запретить и признать недействительными действия субъекта рынка -«Эйр Астана», занимающего доминирующее (монопольное) положение, ограничивающие доступ на рынок другим турагентам, ограничивающие конкуренцию, и как следствие, ущемляющие законные интересы граждан Казахстана.
Просим также разобраться в действиях компании «Казтур» по установлению монопольно высоких цен на авиабилеты на регулярные маршруты, осуществляемые национальной компанией «Эйр Астана».
С уважением,
Исполнительный директор М.Палташева