в крыше статья была. я ее сохранил
ссылка не работает поэтому привожу ее здесь полностью.
Как построить частный дом?
версия для печати
Наши читатели спрашивают, как получить разрешение на строительство частного дома,
какие документы для этого понадобятся.
За ответами на эти и другие вопросы мы обратились в департаменты архитектуры, градостроительства и градостроительного контроля г. Алматы
При строительстве дома в г. Алматы сначала необходимо получить архитектурно-планировочное задание – АПЗ. Это документ, содержащий комплекс требований к назначению, к основным параметрам и размещению объекта на конкретном земельном участке, в нем также указывают обязательные условия и ограничения к проектированию и строительству нового дома, устанавливаемые специалистами ДАиГа в соответствии с градостроительными регламентами Генплана г. Алматы.
Для получения АПЗ необходимо обратиться с заявлением в канцелярию Департамента архитектуры и градостроительства г. Алматы (проспект Абылай хана, 91, 7-й этаж, прием документов ежедневно с 9.00 до 13.00 ч, кроме среды).
В заявлении нужно указать: для физических лиц – фамилию, имя, отчество, почтовый адрес и телефон заявителя (для юридических лиц – наименование предприятия или организации, почтовый адрес и телефон, фамилию, имя, отчество руководителя); адрес проектируемого объекта, наименование запрашиваемого объекта для проектирования (в данном случае – индивидуальное жилищное строительство).
Кроме заявления заказчику необходимо сдать следующие документы: для физических лиц – копии удостоверения личности и РНН (для юридических лиц – нотариально заверенные копии свидетельства о госрегистрации, статкарты и РНН); а также нотариально заверенную копию госакта на земельный участок (договор приватизации, купли-продажи, мены, и т.д.).
Затем заявление вместе с указанными документами из канцелярии ДАиГа направляется в отдел архитектуры соответствующего района города.
Архитектор района рассматривает документы, выезжает на указанный в заявлении участок и готовит соответствующие рекомендации в течение 5 рабочих дней.
Затем в случае соответствия запрашиваемого объекта существующим требованиям архитектор района обращается к заказчику с письменным запросом о предоставлении документа о подключении к инженерным коммуникациям (электроснабжение, водоснабжение); топосъемки участка (M l:500) для проектирования с границами участка и красными линиями застройки (копия) – не более полугодовой давности.
Важно знать, что АПЗ на проектирование объектов, распложенных на территории водоохранных и парковых зон г. Алматы, а также на объекты с самовольно начатым строительством не выдается. Для этого потребуется заключение уполномоченного органа (Балхаш-Алакольского управления водного хозяйства, расположенного по адресу: г. Алматы, улица Сатпаева, 30б, тел. 245-36-00).
Готовое АПЗ выдается заказчику бесплатно в течение 3 рабочих дней после поступления полного пакета документов. Справки можно получить в канцелярии ДАиГа по телефону 279-57-38 (внутр. 229) с 9.00 до 13.00 ч, кроме среды. АПЗ выдается при наличии удостоверения личности заявителя или доверенности, оформленной в установленном порядке.
Срок действия АПЗ составляет 1 год от даты регистрации, при этом оно может быть продлено, но не более чем на 1 год. Кстати, возможна перерегистрация АПЗ на нового владельца объекта, однако срок его действия при этом не меняется.
После получения АПЗ нужно изготовить проект дома. Для этого можно обратиться в проектно-строительную организацию, имеющую государственную лицензию. Следующий этап – это согласование проекта в ДАиГе на предмет соответствия АПЗ СНиПам РК.
Для этого нужно снова написать заявление, к которому прилагается второй комплект документов:
- проект с указанием границ участка и показателями по генплану и благоустройству, а также цветовое решение фасадов с ведомостью отделки;
- копия лицензии проектной организации;
- выписка из регистрационного листа правового кадастра (на дату обращения);
- копия заключения независимой экспертизы (из "Госэкспертизы");
- заключение об инженерно-геологическом обследовании земельного участка;
- копия заключения по проекту Департамента СЭН и противопожарной службы;
Как изменить целевое назначение земельного участка?
версия для печати
За ответом на вопросы наших читателей о том, какова процедура изменения целевого назначения земельных участков, мы обратились к сотрудникам Управления земельных отношений города Алматы.
Как пояснили сотрудники Управления земельных отношений, земельный участок должен использоваться строго в соответствии с его целевым назначением, указанным в Акте на данный земельный участок, а также в соответствии с проектами планировки и застройки населенного пункта. В Земельный кодекс РК занесен классификатор целевого назначения земельных участков по типу функционального назначения территории и расположенных на ней зданий и сооружений. В частности, сюда входят: сельскохозяйственное производство, крестьянское (фермерское) хозяйство, индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, коллективное и индивидуальное садоводство, дачное строительство.
Согласно статьям 9 и 94 Земельного кодекса РК, Закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», а также «Положениям о порядке предоставления права частной собственности на земельные участки и права землепользования», целевое назначение участка не может быть изменено собственником самостоятельно, а лишь только по решению местных исполнительных органов (акиматов). Недопустимо, когда фактическое использование земли по другому назначению опережает юридические действия по изменению целевого назначения участка и надлежащему оформлению документов. Например, это относится к ситуациям, в которых собственник земельного участка сначала принимает самовольное решение о том, в каких целях он будет использовать земельный участок, воплощает такое решение в жизнь (допустим, застраивает его) и лишь потом (к примеру, при продаже) «вспоминает» о целевом назначении своей земли. Исходя из этого любая деятельность по самовольному изменению целевого назначения земельного участка, изначально не предназначенного для другого вида деятельности, рассматривается как нарушение законодательства РК.
Какая ответственность предусматривается за нарушение целевого режима использования земельного участка? Во-первых, строения могут быть признаны судом самовольной застройкой и, как следствие, принудительный снос такого строения произойдет без возмещения его владельцу какого-либо ущерба. Во-вторых, в соответствии со статьей 253 Административного кодекса РК использование земель не по целевому назначению влечет предупреждение или штраф на граждан в размере до 10, на должностных лиц – в размере до 25, на юридических лиц – в размере до 150 месячных расчетных показателей (МРП в этом году составляет 1 030 тенге).
Итак, для того чтобы изменить целевое назначение земли, необходимо подать соответствующее заявление в акимат по месту расположения участка. К данному заявлению прикладываются Акт на право собственности на землю, договор, на основании которого участок был приобретен, а также документы, подтверждающие надлежащую регистрацию права собственности на него. При рассмотрении заявления акимат вправе запросить у собственника дополнительные документы, подтверждающие необходимость изменения целевого назначения. Например, если изменение целевого назначения земли связано со строительством какого-либо объекта, назначение которого не совпадает с целевым назначением земли, то в акимате могут запросить предварительные проекты строительства, предварительное технико-экономическое обоснование и другие документы. Также владелец земельного участка должен в письменной форме объяснить необходимость изменения целевого назначения земли.
Затем проводится согласование будущего целевого изменения со специалистами ряда государственных органов. Собственник земельного участка получает на руки так называемый «бегунок» – документ, в котором указано, с какими именно государственными органами необходимо все согласовать. Список госорганов определяется акиматом в зависимости от испрашиваемого целевого назначения. В частности, это органы технического, санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды, органы архитектуры и градо-строительства. Если процедура согласования пройдет успешно, все документы будут переданы в территориальный комитет по управлению земельными ресурсами, где подготавливают проект Акта на земельный участок с указанием нового целевого назначения.
После этого акимат выносит постановление о выдаче нового Акта на земельный участок с указанием испрашиваемого целевого назначения земли. Распоряжение акимата, разрешающее изменение целевого назначения участка, является основанием для внесения соответствующих изменений в регистрационные документы земельного участка. Завершает процедуру изменения целевого назначения участка внесение новых данных в Свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Для этого собственнику земельного участка необходимо будет предоставить новый Акт на право собственности в местный центр по недвижимости и получить новое Свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю.
Кстати, по информации, предоставленной сотрудниками Управления земельных отношений г. Алматы, изменение категории земельных участков также происходит при включении сельскохозяйственных земель в черту города. В этом случае земельный участок переводится из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов автоматически. При этом права собственности (или землепользования) на данные земельные участки не прекращаются.
Подготовила Иветта ШУТОВА.
Фото Фархата Шамшидинова
- на объекты, расположенные на неблагоприятных в сейсмическом отношении территориях – заключение по проекту Комитета по делам строительства и института по сейсмостойкому строительству;
- лист согласования со службами города.
Данные документы вместе с заявлением сдаются в отдел согласования проектов ДАиГа: ежедневно с 17.00 до 18.00 ч, кроме среды.
В случае соответствия проекта нового дома требованиям АПЗ и СНиПам отдел согласования проектов готовит заключение по архитектурным и градостроительным решениям проекта, которое выдается заказчику бесплатно в течение 10 рабочих дней после поступления полного пакета документов. Выдача заключения по проекту проводится отделом согласования проектов с 17.00 до 18.00 ч ежедневно, кроме среды.
Далее нужно получить разрешение на строительство дома в Департаменте архитектурно-строительного контроля г. Алматы (проспект Достык, 85). Для этого необходимо подать заявление на бланке ДГАСКа и приложить копии удостоверения личности и РНН (для юридических лиц – копии свидетельства о госрегистрации юридического лица, РНН, статкарточки).
Кроме этого потребуются следующие документы:
- заключение ДАиГа;
- экспертное заключение по проекту из "Госэкспертизы";
- копия госакта на право собственности на земельный участок,
- договор купли-продажи недвижимости (при наличии);
- вся проектная документация на новый дом; согласования со службами города;
- ордера на вынос инженерных сетей, на отрыв котлована, на снос ветхого домостроения (если имеется);
- договор на осуществление технологического сопровождения в процессе строительства с организациями, имеющими гослицензию на этот вид деятельности;
- договор на осуществление строительно-монтажных работ с организацией, которая будет строить дом;
- копию строительной гослицензии этой организации и копию удостоверения, подтверждающего прохождение технического минимума по курсам "Антисейсмическое строительство" и "Геодезия в строительстве".
Подготовила Иветта ШУТОВА.