Перейти к содержимому

Фотография

Проблемы детей в школе и методы их решенияС какой проблемой столкнулись в школе и как решить?

- - - - - первоклашки оценки

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 1947

#1701
Радуга:)

Радуга:)

    a teaching artist

  • В доску свой
  • 19 997 сообщений

я теперь не знаю как правильно оценивать чтобы она адекватно реагировала.

никак не оценивать. Дома атмосфера не та, что в саду, школе и на работе. Дома - больше тепла, радости и свободы. Зачем ребенку лишние рамки дома?

И я боюсь говорить что оценки самое главное, вдруг она меня не правильно поймет.

не все считают оценки самым главным. Во-первых, у детей разные склонности: кто-то силен в математике, кто-то - в языках. Во-вторых, ребенок может быть в разном состоянии. Мы сами, когда на работу ходим, тоже работаем по-разному, когда с удовольствием, а когда - потому что надо. И результаты разные. В-третьих, личное отношение учителя тоже влияет на оценки. Дома совсем по-другому.

я считаю что оценки это мотивация.

оценки - это очень субъективно и редко справедливо :rolleyes: Поэтому для меня они никогда не были мотивацией. В смысле, "3" не было мотивацией учиться лучше, я это делала потому, что наказывали за тройки, а не потому, что хотела оценок получше.
Оценка не всегда отражает реальное знание - кто-то усваивает быстро и ненадолго, кто-то долго и помнит усвоенное хорошо. Школьная система ориентирована в первую очередь на экстравертов, которые быстро соображают (но и быстро забывают). У меня один ребенок экстраверт, тут с учебой наверняка будет все хорошо. Другой интроверт. Таких учителя считают тугодумами. А им просто нужно больше времени на обработку. Да и много моментов.

но как еще ей объяснить зачем нужны оценки ?

я своей объясняю, что оценки - ну это такая система правил, от которой никуда не деться. Она просто есть. И не всегда оценки справедливы, поэтому заморачиваться на них не стоит. Завтра все может быть по-другому. Для меня важно показать, что не стоит за них цепляться, в жизни есть вещи куда более значимые.

а на тренировки я ее можно сказать что заставляю ходить, потому что ее здоровье требует физической нагрузки.

ну что ж поделать, моей тоже необходима физическая нагрузка. Но, если ей не понравится преподаватель - заниматься не станет. Кружки нужны родителям и детям для удовольствия и радости, это ж не школа, где приходится заниматься вне зависимости от того, хочешь или нет. Мне кажется, если ребенок делает что-то с сопротивлением, то вред перевешивает пользу. Да и принуждение работает до поры до времени.

А почему вы в школу без оценок играете?

потому что мы играем так, как нравится доче. В игре ведет ребенок, родитель - ведомый. Игра у нас для удовольствия, а не для тренировки к реальной жизни :-)

Сообщение отредактировал Радуга:): 29.01.2012, 18:31:27

  • -2

#1702
oxymix

oxymix
  • В доску свой
  • 1 680 сообщений

оценки - это очень субъективно и редко справедливо :rolleyes: Поэтому для меня они никогда не были мотивацией. В смысле, "3" не было мотивацией учиться лучше, я это делала потому, что наказывали за тройки, а не потому, что хотела оценок получше.
Оценка не всегда отражает реальное знание - кто-то усваивает быстро и ненадолго, кто-то долго и помнит усвоенное хорошо. Школьная система ориентирована в первую очередь на экстравертов, которые быстро соображают (но и быстро забывают). У меня один ребенок экстраверт, тут с учебой наверняка будет все хорошо. Другой интроверт. Таких учителя считают тугодумами. А им просто нужно больше времени на обработку. Да и много моментов.

вот я полностью согласна с вами. Я также объяснила сыну про оценки и учебу вообще. В итоге ему не важны оценки как таковые.
  • 0

#1703
мамочка гения

мамочка гения
  • Свой человек
  • 555 сообщений
Радуга, милая - "в деревне мотивация низкая у детей, даже бесплатно на кружок английского ходят и домашку делать лень. Когда разговаривала на тему будущих профессий - одна в художку пойдет, другой на повара, нафиг им инглиш при таком раскладе... "

У мен Ре в художку ходит и отправляем сейчас в Чехию на графический дизайн, разхве это плохо? И повар, если это очень нравится Ре, тоже отлично. Мой сын гвоорит мне сейчас - все-таки зря вы меня не отдали в "калинарный техникум". Вот было у него стремление, и с 6 класса на каникулах, в кафе помощником бармена подрабатывал. (по знакомству, а так бы не отдала). Мы часто решаем за детей, кем им быть в жизни, но ведь это их жизнь, мы за них ее не проживем... Но этол может с годами приходит такое понимание.
Извините, если выцепила этот момент, но как-то задело за живое...
  • 1

#1704
Радуга:)

Радуга:)

    a teaching artist

  • В доску свой
  • 19 997 сообщений

Мы часто решаем за детей, кем им быть в жизни, но ведь это их жизнь, мы за них ее не проживем...

Вы это к чему?.. я написала о кулинарном и о художке - о тех детях, которые ходят ко мне на кружок английского. Детям от 8 до 14 лет, и особой любви к домашней работе в них не наблюдается :-)
спрашивала, кем хотят стать, чтобы выяснить, английский вообще входит в их планы? оказалось - ну как-то не очень. Просто родители надавили, мол, надо, пригодится, ходи, раз бесплатно и прочая скукота :rolleyes:

И повар, если это очень нравится Ре, тоже отлично.

согласна. Я немного о другом писала. О том, что сами дети не видят смысла изучать английский. У них вообще свои планы на жизнь, а тут родители - учи да учи, блин.
я их не строю. Семьи и так не самые благополучные, родители разные, учителя тоже непростые, и тут я еще со своим желанием построить? нет уж, увольте, это прерогатива школьных учителей))) у нас кружок :rotate: а не обязаловка. Хочешь - ходи, не хочешь - не ходи. Оценок не ставлю, занимаюсь по новым учебникам, песни поем, в игры играем - как могу, создаю ощущение, что английский - это легко и интересно. Так оно и получается, говорят хорошо, переводят, еще бы домашку делали... куда блин без нее, в языке-то... :rolleyes: эх...

что касается моих собственных детей, я примерно знаю, кем они могут стать и очень точно знаю, какие у них склонности, какой вид спорта кому подходит, что будет даваться в школе легко, а что - тяжеловато и тд. И мне, честно говоря, не так важно, кем они там будут работать. и сколько зарабатывать. Сама училась в лучшей гимназии города, и?..))) работала в крупной американской компании.... сколько языков изучала, на всех говорила бегло...))) только от английского польза - дети собираются у нас дома и хорошо проводим время :-) наверное, для этого он и нужен был - как повод для душевного общения :-)

Сообщение отредактировал Радуга:): 30.01.2012, 00:13:06

  • 0

#1705
Adai-ka

Adai-ka
  • Завсегдатай
  • 157 сообщений
Короче, не в том контексте вас поняли, типа что художником и поваром быть не престижно, да? А почи ему такой надрыв на ровном месте, вы сами может как-то сомневаетесь. мамочка гения?
  • 0

#1706
звездик

звездик
  • Постоялец
  • 312 сообщений
Радуга, у нас с вами разные взгляды к школе, скорей всего из за разного воспитания наших родителей. Видимо ваши родители были строгие, и требовали 5, но у меня все наоборот. Мои родители никогда не вмешивались в моей школьной жизни. с 1 класса я сама ходила в школу и делала домашку, много раз было что получала 3, но об этом род. даже не знали. Я конечно не виню их за это, были тяжелые времена... но мне кажется, если бы мои род. немножко строже были, точнее гоняли бы, я наверное немного умней была бы :D я тоже училась в линг. гимназии , англ. был каждый день по 2 урока, но я не училась :faceoff: я только в 7-8 классе поняла что мне нужно учится, ведь на носу были ЕНТ! но у меня были большие пробелы. В универ чтобы поступить на грант мне не хватило 2 балла, и думается, если бы мои род. заставляли меня учиться , наверное я набрала бы эти 2 балла и поступила бы на грант.
  • 0

#1707
звездик

звездик
  • Постоялец
  • 312 сообщений

но как еще ей объяснить зачем нужны оценки ?

я своей объясняю, что оценки - ну это такая система правил, от которой никуда не деться. Она просто есть. И не всегда оценки справедливы, поэтому заморачиваться на них не стоит. Завтра все может быть по-другому. Для меня важно показать, что не стоит за них цепляться, в жизни есть вещи куда более значимые.

а на тренировки я ее можно сказать что заставляю ходить, потому что ее здоровье требует физической нагрузки.

ну что ж поделать, моей тоже необходима физическая нагрузка. Но, если ей не понравится преподаватель - заниматься не станет. Кружки нужны родителям и детям для удовольствия и радости, это ж не школа, где приходится заниматься вне зависимости от того, хочешь или нет. Мне кажется, если ребенок делает что-то с сопротивлением, то вред перевешивает пользу. Да и принуждение работает до поры до времени.

касательно оценок, я наверное воспользуюсь вашим разъяснением.

Я не то что совсем заставляю ходить на тренировки, ей самой нравиться вот только тренировки длятся 2 часа без перерыва, и соответственно она сильно устает. Мы так занимаемся уже вот 2 год, я вижу результаты, и меня и ее это радует. Худ.гимнастика, думаю, очень полезна и нужна для девочек, ведь у них будет красивая фигура и осанка.
  • 0

#1708
adam0608

adam0608
  • Свой человек
  • 897 сообщений
Все-таки быть хоть поваром или художником или кем-либо другим, это хорошо, если быть хорошим поваром или хорошим художником, и при этом знания языка также пригодятся, если хочешь выйти на мировой уровень. Например, быть поваром в престижном ресторане , а не в какой-нибудь забегаловке, ездить на различные форумы, участвовать в международных конкурсах и т.д. Так же относительно любой другой профессии, и человек может добиться хороших результатов, если он занимается любимым делом. А по поводу оценок - конечно все это субъективно, зависит от учителя (как именно этот преподаватель оценивает ребенка, и как он может донести до ребенка программу), но все же я думаю , что стремится к хорошему все-таки надо, потому как - это жизнь и дальше успешность человека во взрослой жизни так же оценивается по критериям. Если конечно планировать успешную жизнь, стремление к хорошему, а не просто жить и думать, что никто не знает, что в душе-то я умный и добрый. У всех конечно разный взгляд на эти вещи, но ведь и все люди разные и живут по-разному. Это просто мой взгляд на жизнь.

Сообщение отредактировал adam0608: 30.01.2012, 09:44:59

  • 0

#1709
tatyana_KH

tatyana_KH
  • Свой человек
  • 834 сообщений
ой девочки вчера первый раз не стала сына контроливать с уроками. Вчера у нас были совернования, а сын проиграл бой, занимается карате. Вспоминаю вчерашний день, аж слезки наварачиваются. Проиграл и повернулся выйти с татами, а глаза такие, держится, не плачет, но я то по глазам вижу, как ему обидно. Да и у мамы тоже близко совсем были слезки, но нужно сына поддержать. Нет он у нас молодец, не дрогнул, до конца бился, но пропустил хороший удар, поэтому и проиграл. Тренер похвалил, сказал, что показал хороший бой, но опыта пока маловато. Приехали домой, а тут уроки нужно делать, думаю, ладно и так на душе у ребенка кошки скребут, как сделает, так и сделает. И вечером нам с мужем сказал, купите мне грушу, хочу победить, буду теперь и дома заниматься. Маленький, но мужчина уже. :-) Посмотрим, что сегодня принесет со школы.
  • 0

#1710
Радуга:)

Радуга:)

    a teaching artist

  • В доску свой
  • 19 997 сообщений

но мне кажется, если бы мои род. немножко строже были, точнее гоняли бы, я наверное немного умней была бы :D я тоже училась в линг. гимназии , англ. был каждый день по 2 урока, но я не училась :faceoff: я только в 7-8 классе поняла что мне нужно учится, ведь на носу были ЕНТ! но у меня были большие пробелы. В универ чтобы поступить на грант мне не хватило 2 балла, и думается, если бы мои род. заставляли меня учиться , наверное я набрала бы эти 2 балла и поступила бы на грант.

звездик, ну набрала я проходной балл и училась 5 лет бесплатно. Сейчас понимаю, что почти потеряла эти самые 5л. Лучше бы заочно училась и работала, быстрее бы стала брать на себя ответственность, прекратила валить вину на других и опыт работы был бы у меня куда серьезнее, чем сейчас. А, ну да, я же не работала по специальнсти (при этом конкурс был 15 чел на место, ужс :laugh: )
я работаю почти по специальности сейчас, в своих кружках (педагогом), но, честно сказать, ничего из пройденного в универе не пригодилось. Когда дело доходит до практики, до живых детей, у которых переходный возраст, истерики, агрессия, неблагополучные родители, нежелание делать домашку и тп - вся теория оказывается бесполезной. Потому что мы этого просто не проходили))) мда. Собственно, к чему я это... да не пригодилось мне высшее образование, так что зря переживаете по поводу гранта)))

Я не то что совсем заставляю ходить на тренировки, ей самой нравиться вот только тренировки длятся 2 часа без перерыва, и соответственно она сильно устает. Мы так занимаемся уже вот 2 год, я вижу результаты, и меня и ее это радует. Худ.гимнастика, думаю, очень полезна и нужна для девочек, ведь у них будет красивая фигура и осанка.

моя тоже ходит на гимнастику, 3р в неделю, по 1часу. Она физически выносливая, но сильно не загружаю: мне важно, чтобы она потом на горки скакала с удовольствием :surprise:
на результаты мне как-то фиолетово. Главное - что ей нравится. А может она сделать мостик или коробочку - второстепенно.
по поводу фигуры/осанки наблюдения показывают, что красивая фигура зависит больше не от спорта, а от того, сколько человек ест :rolleyes:
что касается осанки - она закладывается внутриутробно и остается на всю жизнь (если ребенка не ломают воспитанием, что встречается).
То, что половина людей на планете считает сколиозом, для другой половины является особенностью скелета))) Эту особенность скелета объясняет направление психологии - соционика. Скелет - это отражение характера человека. Люди с гибким скелетом и "кривой" осанкой - более гибкие, но у них "7 пятниц на неделе". Люди с прямой спиной - любят, чтобы было все по плану, и резкие перемены заставляют их нервничать. У нас в семье 2 гибких и 2 планировщика, равновесие)))
У меня не лучшая осанка, только вот когда за компом долго сижу, спина жалуется. Выручает йога, 15 мин в день)))

Все-таки быть хоть поваром или художником или кем-либо другим, это хорошо, если быть хорошим поваром или хорошим художником

согласна))) главное - делать то, для чего ты рождён. Тогда будешь получать от жизни удовольствие)))

и при этом знания языка также пригодятся, если хочешь выйти на мировой уровень.

только вот не все этого хотят, правда? ;) мирового уровня-то)))

Например, быть поваром в престижном ресторане , а не в какой-нибудь забегаловке, ездить на различные форумы, участвовать в международных конкурсах и т.д.

согласитесь, можно быть поваром в забегаловке, но с огромным удовольствием делать свою работу безо всяких конкурсов. Вот смотрите, этим детям МОЖЕТ пригодиться английский. А может и НЕ пригодиться. Что же, гонять их на всякий случай?.. не хочется))) у них и так в жизни не очень благополучно, наоборот, думаю, театр, что ли, устроить домашний... с дошкольниками в плане занятий мне ориентироваться проще, подростки - это уже сложнее. Они уже во внутреннем мире, корочкой покрытые, не бегают с душой нараспашку... Мне бы им, наоборот, душевного комфорта подкинуть, уж не до оценок, право слово.

Так же относительно любой другой профессии, и человек может добиться хороших результатов, если он занимается любимым делом. А по поводу оценок - конечно все это субъективно, зависит от учителя (как именно этот преподаватель оценивает ребенка, и как он может донести до ребенка программу), но все же я думаю , что стремится к хорошему все-таки надо, потому как - это жизнь и дальше успешность человека во взрослой жизни так же оценивается по критериям.

и все же, эти критерии относительны))) иногда читаю свои посты и чувствую себя психом-одиночкой. Но выручает, что ближайшие друзья и муж чувствуют в унисон)))

Если конечно планировать успешную жизнь, стремление к хорошему, а не просто жить и думать, что никто не знает, что в душе-то я умный и добрый.

если в душе добрый - станешь центром притяжения))) И Вы правы, не для каждого это равно успеху.

Таня_КН, ну как у Вас с уроками? попробуйте поговорить с сыном в ключе "активного слушания", про это написано в книге ЮБ Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?" :-)
  • 0

#1711
*Киска*

*Киска*
  • В доску свой
  • 18 129 сообщений

Полностью согласна с Nursem, нужно объяснять, для чего нужны знания.
И согласна с *Киска*, что укреплять психику надо, я себе не могу представить, чтобы мой сын внезапно сказал "ах ты ставишь мне три, тогда я не буду учиться", потому что у меня на такие выходки реакция однозначная, я нянчится не умею. Только "3" для чувствительного ребенка это, наверное, чересчур сурово. Как-то еще надо объяснить ребенку, что это не маме надо, а ей самой.

Насчет психики,вот в классе у сына есть мальчик-в данный момент дети зовут его психом и это 8 -летки,да не правильно,но он так себя повел 2 год.Т.е. сначал плакал над оценками,теперь он ломает линейки,сидит под партой,кричит,плачет,ругается и все или из-за оценки или из-за того,что учитель исправила его при чтении ну и т.д.На самом деле очень сложно,дети уже не хотят с ним играть,да учитель у нас еще мягкая,вот не представляю его в другом классе.В школе никто не скем няньчиться не будет,да возможно в частных,но это мы в следующем году проверим,а в обычных ну точно никто.
  • 0

#1712
Радуга:)

Радуга:)

    a teaching artist

  • В доску свой
  • 19 997 сообщений
Вот, еще, отрывки из мыслей сэра Кена Робинсона по поводу образования

Скрытый текст

  • 0

#1713
tatyana_KH

tatyana_KH
  • Свой человек
  • 834 сообщений
Радуга, с уроками все так же. С удовольствием делаем англ.яз, каз.яз, матем, в этом году у ребенка хорошо пошел каз.яз, чему я очень рада. С агл.яз проблем не было, т.к. посещает курсы. С русским просто беда, занимались дополнительно с нашей классной, толку нет. Но тут я думаю не в ребенке дело. Учителю удобно заниматься с группой детей, выгодно в плане финансов, ну а то, что толку нет ее это не сильно заботит. Договорилась с репетитором, 2 раза в неделю. По поводу поговорить, уже разговаривала и я, и муж. У нас ребенок в движении, поэтому и отвлекается часто.
  • 0

#1714
Аксиома

Аксиома

  • В доску свой
  • 19 223 сообщений

звездик, ну набрала я проходной балл и училась 5 лет бесплатно. Сейчас понимаю, что почти потеряла эти самые 5л. Лучше бы заочно училась и работала, быстрее бы стала брать на себя ответственность

Один в один мои мысли. Причем, я понимала, что университет мне не нужен, еще на первом курсе, с общим развитием у меня было все в порядке, а профессию я собиралась выбрать творческую, но, к сожалению, мои родители...(( И что в итоге? Университет закончила, работу оставила, и теперь я все равно занимаюсь тем, чем хотела заниматься, закончив 11 класс. Я потеряла больше 10 лет впустую.
Да, к чему я это... и правда, к учебе надо относиться проще.

Сообщение отредактировал Аксиома: 01.02.2012, 12:30:22

  • 1

#1715
Радуга:)

Радуга:)

    a teaching artist

  • В доску свой
  • 19 997 сообщений

С русским просто беда, занимались дополнительно с нашей классной, толку нет. Но тут я думаю не в ребенке дело. Учителю удобно заниматься с группой детей, выгодно в плане финансов, ну а то, что толку нет ее это не сильно заботит.

ну вот у моих кружковых такая же ситуация с англ: проверка тетради 20 тенге, занятие в группе 500т/час, занятие инд-но 1500. А то, что дети в 14 лет читать не умеют, никого не волнует :rolleyes: Отличники, разумеется, исключительно те, кто ходит к ней на дополнительные :rolleyes:

Я потеряла больше 10 лет впустую.

зато ты точно знаешь, чего хочешь))) а многие так и живут, по-старому, от страха перемен и радости от работы/карьеры не получают
  • 0

#1716
tatyana_KH

tatyana_KH
  • Свой человек
  • 834 сообщений

С русским просто беда, занимались дополнительно с нашей классной, толку нет. Но тут я думаю не в ребенке дело. Учителю удобно заниматься с группой детей, выгодно в плане финансов, ну а то, что толку нет ее это не сильно заботит.

ну вот у моих кружковых такая же ситуация с англ: проверка тетради 20 тенге, занятие в группе 500т/час, занятие инд-но 1500. А то, что дети в 14 лет читать не умеют, никого не волнует :rolleyes: Отличники, разумеется, исключительно те, кто ходит к ней на дополнительные :rolleyes:

Сыну наказала, чтобы не говорил о занятиях с другим педагогом. Как это водится учителя не любят, чтобы брали уроки на стороне. Надеюсь, что все образуется. В конце концов главное это хорошие отношения с ребенком и здоровье, остальное ерунда! :-)
  • 0

#1717
Айрис

Айрис
  • Свой человек
  • 745 сообщений
ДВ! Хотела спросить, как у вас обстоят дела с питанием в школе?
У меня ребенок в школе полный день. Вчера муж забирал его со школы, а он весь на нервах. И воспитатель на него нажаловалась, что толком ничего не ест
целый день. Всех заставляет, а наш сидит, упрется и ничего не ест. Я мужу говорю, зачем она заставляет? Он тоже спросил у нее,
а она говорит, беспокоится, что дети целый день учатся и голодные ходят. Я опять мужу говорю. ну почему всех заставляют есть? Невкусно что-ли?
Сын услышал и говорит, да вообще невкусно и они (учителя) сами не едят. А я как ни зайду в школу, так вкусно булочками пахнет, даже несколько раз покупала сама.
А думаю, что лучше все-таки не заставлять, а дома потом побольше съест. Или пойти в столовую посмотреть. чем там реально кормят.
  • 0

#1718
*Киска*

*Киска*
  • В доску свой
  • 18 129 сообщений

Я опять мужу говорю. ну почему всех заставляют есть? Невкусно что-ли?
Сын услышал и говорит, да вообще невкусно и они (учителя) сами не едят. А я как ни зайду в школу, так вкусно булочками пахнет, даже несколько раз покупала сама.
А думаю, что лучше все-таки не заставлять, а дома потом побольше съест. Или пойти в столовую посмотреть. чем там реально кормят.

Вот скажу,если бы было вкусно,то ребенок ,который целый день в школе по любому бы поел...Скорей всего не вкусно и холодное.А так у нас многие стали с собой приносить,молоко и т.д,чтобы ре вообще голодным не ходил,своему даю деньги,но все же питание желает лучшего...Мой со второй смены учится,и если еще не ест,то просто у него уже начинает болеть голова,в общем жалуется.Айрис,а вы в какой школе,вроде бы в 46 были?
Нужно пойти в школу к обеду и посмотреть,чем кормят,потом поговорить с учителем и сказать,что будете носить с собой,это будет лучше,чем ваш ребенок будет ходить голодным и его будут заставлять есть,то ,что не хочется.А вообще когда у нас была такая конетель,то сначала пошли к медсестре,узнали меню,потом в столовую,ну,а потом с учителем к директору,чтобы не через кого не прыгать.

Сообщение отредактировал *Киска*: 07.02.2012, 17:55:18

  • 0

#1719
Айрис

Айрис
  • Свой человек
  • 745 сообщений
Таня, да, мы там учимся. За питание 10000 тенге в месяц платим, если еще и с собой носить. Деньги не рекомендуют давать. А если докупать в буфете, то те же булочки или пиццу - вредная пища. Да, пойду в столовую, узнаю что и как. Тоже думаю, что не может весь класс просто так не есть.
Еще после школы 3 раза на тренировки сразу едем, тоже нагрузка.
  • 0

#1720
*Киска*

*Киска*
  • В доску свой
  • 18 129 сообщений

Таня, да, мы там учимся. За питание 10000 тенге в месяц платим, если еще и с собой носить.

Ну,так как питание платное,то все-таки надо разобраться,у нас например,в продленке более менее нормально кормят,а вот то,что бесплатное :faceoff: Тем более,если многие н еедят в столовой,то надо собраться и выяснить.
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.