АЛБ дал бабки таланливым студентам экономистам.
Вы никогда не думали о том, что неплохо бы не отрываясь от работы или учебы пройти дополнительный тренинг по экономике, рекламе, маркетингу, да еще и денег заработать? А вот американским студентам - экономистам еще в 1970-х годах пришла в голову идея придумывать небольшие социально – значимые проекты, задействовать в их воплощении людей, которые напрямую получат от него пользу и зарабатывать на этом деньги на учебу или другие более масштабные проекты. Движение назвали SIFE («Students in free enterprise» — «Студенты в свободном предпринимательстве»). Студенты получали бесценный опыт и материальную поддержку, а люди, для которых этот проект задумывался – рабочие места, улучшение экологической обстановки, навыки ведения бизнеса, либо и то и другое вместе взятое. Довольно быстро это студенческое движение распространилось на многие университеты США. В начале 90-х годов более 170 вузов и 30 тысяч студентов соревновались в эффективности своих проектов. А в 1994 году движение SIFE вышло на международную арену и бизнес-команды появились во многих университетах мира, в том числе и в нашей стране.
12 июня в Алматы на форуме SIFE-лидеров Казахстана, лучшие студенческие команды 2009 года представили общественности свои бизнес-идеи. По решению жюри, а в его состав по правилам SIFE должны входить бизнесмены и представители крупных мировых компаний: Unilever, Coca-Cola, Electrolux, Panasonic, Procter&Gamble, в этом году победила команда Колледжа Академии банковского дела. В качестве приза она получила право представлять Казахстан на мировом чемпионате студенческих проектов SIFE’2009, который пройдет осенью в Берлине. 2-е место заняла команда Университета Международного Бизнеса (UIB), которая будет защищать честь Казахстана на конкурсе «SIFE Центральная Азия и Закавказье» (Баку, Азербайджан).
Идею проведения форума подержал Альянс Банк. По словам управляющего директора банка Рахима Кадырова, сейчас, в условиях кризиса неординарные бизнес-решения, которые реализуют студенты приобретают большое значение.
УЧИСЬ У СТУДЕНТОВ
Проект «Шкатулка».
Алматинец Малик Кахарман по профессии строитель. Осенью 2008 года в компании, где он работал, перестали платить зарплату, а потом и вовсе сократили, как и многих его коллег. Перед ним встал вопрос: как прокормить жену и ребенка. Студенты колледжа при Академии Банковского Дела выяснили, что Малик умеет делать великолепные шкатулки из любых пород дерева. Проведя несколько лекций по основам экономики, маркетинга бухгалтерии, студенты составили для Кахармана бизнес-план по торговле шкатулками. Провели демонстрацию продукции в крупных магазинах, расклеили в людных местах объявления. Уже через несколько недель шкатулками Малика заинтересовались торговые центры города, включая «ЦУМ», «Мерей», «Асыл», а также сувернирные лавки. Сейчас для Малика изготовление шкатулок из хобби юношества превратилось в основной источник дохода, который позволяет содержать семью.
Проект «Денежное дерево».
Все видели возле базаров и стоящих вдоль тротуаров бабушек, которые продают собственноручно выращенные цветы в горшках? Так вот, эти бабушки, узнав, что есть в Алматы, движение студентов-экономистов SIFE, обратились к ним за помощью в продвижении на стихийном рынке своей продукции. Внимательно изучив, рынок домашних цветов, студенты-тимуровцы прочитали лекцию по маркетингу и написали бабушкам бизнес-план. Его основная мысль – повышение внешних товарных качеств цветов. Молодые люди, пересадили выращеные цветы из старых гляняных горшков в новые яркие, подписали каждое растение и дали ему краткую, но забавную характеристику: что олицетворяет, кому подходит. В итоге продажи у пенсионерок увеличились в разы, и теперь составляют весомую прибавку в пенсии: цветы стали покупать не только любители – садоводы, но и влюбленные парни в качестве подарка любимой и просто те, кто не устоял перед красивым и ухоженным цветком.
Проект «Развитие села».
Один из принципов SIFE- движения «чем эффективнее проект, тем больше людей он затрагивает». «Развитие села» в полной мере соответствует ему. Он проводился в течение 5 месяцев в трех селах Алматинской области и включал в себя три проекта. Студенты Университета UIB обучили основам предпринимательства больше 900 сельских школьников. Также тренинги прошли индивидуальные предприниматели, которые ведут бизнес в этих селах. Также студенты, помогли двум бизнесменам наладить свое дело, которое в период кризиса начал сдавать обороты. Молодые люди убедили сельских предпринимателей, владеющим продуктовым магазином и торгующим одеждой, снизить цены на свою продукцию, а также повысить уровень обслуживания. За счет увеличения объемов продаж можно будет получать прибыль. Эти шаги, как убедились предприниматели дали свои плоды незамедлительно – сельчане получили доступ к недорогим продуктам и одежде, а предприниматели смогли сохранить свой бизнес в нелегкое время. А студенты получили бесценный опыт антикризисного управления, а также финансовое поощрение как от бизнесменов, так и районного акимата.