Или, наоборот, бомжуют.
Халатно относятся к своему здоровью
Разрешают сидеть у себя на шее.
Или нещадно эксплуатируют других и придумывают дикие законы.
Люди не знают, как реализовать себя.
Работают там, где не нравится, но остановиться не могут.
Бросают окурки на тротуары и воруют чужие коляски.
Кидаются с атаками на китобойные суда.
Почему? на эти вопросы попробовал ответить английский психолог Уильям Джеймс. Давайте посмотрим, где он искал ответы..)))
По мнению Уильяма Джеймса, в личности есть 5 составляющих:
- "я" чистое
- "я" физическое
- "я" материальное
- "я" социальное
- "я" духовное
"я" чистое - это стержень человека, его душа, можно сказать. То, что придает смысл его жизни. Есть изначально в каждом человеке.
"я" чистое можно сравнить со стержнем пирамидки. Остальные "я" - это колечки. "Я" чистое в процессе воспитания можно искривить всяко разно, как проволоку (что обычно и происходит). Если оно сломано - человек умирает. Может, поэтому Кз входит в мировую тройку лидеров по самоубийствам среди подростков?..
«я» физическое – это потребности нашего тела. Его костяк формируется в возрасте 0-1 год, когда родители помогают младенцу определять его собственные потребности. Ведь младенец хочет не только кушать и спать - ему нужны высаживания, массажик, физические упражнения. Когда мама все это делает, она учит ребенка опознавать свои потребности и заботиться о них.
Если у человека плохо развито «я» физическое, то у него плохо развит инстинкт самосохранения: он может стать трудоголиком (не умеет отдыхать), не уделяет должного внимания здоровью, игнорирует потребности собственного тела.
Человек со слабым "я" физическим легко ловится на ловушки вроде диет, вечной молодости, идеальной фигуры и кожи...
«я» материальное – это о границах. Формируется в возрасте 1-3 года. В это время в семье вводятся правила. Это следующие группы правил:
- правила иерархии
- правила безопасности/пользования предметами
- правила территории
Через правила территории ребенок учится чувствовать и отстаивать свои границы, уважать чужие. По «собственности» психологи делят границы на 4 группы
- мое
- чужое
- общее
- всеобщее
Если в семье есть правила территории, которые соблюдают все члены семьи (и взрослые – тоже: например, ребенок наводит в своей комнате порядок, когда считает нужным сам, а на общей территории – поддерживает порядок ежедневно), то ребенок вырастает во взрослого, который заботится об окружающей среде, убирает за собой мусор и может обойтись без раскидывания окурков. Человек с развитым "я" материальным умеет сказать "нет", когда это нужно, но и уважает чужую территорию.
В нашей культуре правило территории очень размыто: всё является общим и никто об этом не заботится. Результат безрадостный.
Да и человек, с неадекватным «я» материальным, либо позволяет себя обдирать, либо всё считает своим и отбирает у других.
«я» социальное – ориентация на социум, Основа формируется в возрасте 3-7 лет.
Состоит из 2х частей: оценки окружающих и ролей, которые мы играем в социуме.
Ориентация на социум вначале формируются через оценку взрослых: ребенок узнает о том, какой он, через слова, которые слышит в свой адрес. Вот почему важна «описательная» похвала, когда родители проговаривают именно действия ребенка «я вижу, ты убрала свои вещи со стола без напоминания» Так мы учим ребенка самооценке через собственные действия. Этому он научится не сразу, но именно такая похвала поможет ребенку выйти из подросткового кризиса самостоятельно и с приобретениями
И еще почему так опасна похвала-оценка: она делает человека зависимым от мнения окружающих. А мнения окружающих очень противоречивы с самого начала: для мамы «молодец» - это одно, для папы – другое, для бабушки – третье, для воспитательницы в саду – четвертое, для тренера – пятое, ну и т.д. В этом случае человек слишком ориентируется на общество, на то, «что скажут люди» и становится зависимым от оценок окружающих. Конечно, для общества это удобно. Человек, чрезмерно ориентированный на социум, не умеет заботиться о своих потребностях (согласится работать и по 10ч в день вместо 8, и проглотит увеличение пенсионного возраста). Такой человек не слишком стремится к самореализации и индивидуальности, ведь это приводит к неоднородности общества. Куда проще управлять людьми, когда они одинаковы. Человек, слишком ориентированный на общественное мнение, хочет то, что за него хотят другие – покупает то, что рекламируется, следует общественным ценностям, живет в общественных рамках. А современные рамки и ценности зачастую идут вразрез со здоровьем человека – его духовными и физическими потребностями.
Поэтому вредно сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивая в лучшую сторону, мы формируем соревновательность и достижения с оглядкой на других, т.е. человек живет уже не своими истинными потребностями, а завышенными планками, обычно - чужими (догнать и обогнать Америку ).
Сравнивая ребенка с другими в худшую сторону, формируем подход "можно даже не пробовать, я не добьюсь таких успехов". Хотя ведь рисовать, например, или играть на гитаре можно не ради победы в конкурсах и признания, а ради собственного удовольствия
из книги Фабер и Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили":
"День за днем из наших описаний дети узнают о своих сильных сторонах.
Ребенок открывает для себя, что он может дикий беспорядок превратить в чистую и убранную комнату;
что он может подарить что-то полезное и приятное;
что он может держать внимание зрительного зала;
что он может написать трогательное стихотворение;
что он способен быть пунктуальным, продемонстрировать силу воли, инициативность или находчивость...
Все это попадает в его эмоциональное хранилище и не может быть отнято у него. Вы можете отобрать у него «хорошего мальчика», назвав «плохим мальчиком» на следующий день. Но вы никогда не сможете отнять у него тот момент, когда он порадовал свою маму открыткой с пожеланием выздоровления, или момент, когда он уделил занятиям много времени и добился результата, даже несмотря на то, что очень устал.
Такие моменты, когда родители одобряют все самое лучшее в детях, становятся критериями жизни, к которым дети могут вернуться в периоды сомнений или упадка духа. В прошлом ребенок сделал что-то, чем он может гордиться. Это внутри его, и он может снова это совершить"
Основа ролевого репертуара формируется в играх со сверстниками в возрасте 3-7 лет. Выготский и Эриксон считают этот возраст возрастом игр. С 3х лет игра у ребенка – ролевая (а с 5 до 7л – сюжетно-ролевая). Играя «в кафе», «в детский сад», «в магазин», «в больницу» и другие игры, ребенок примеряет на себя новые роли. Удивительно, но сюжетно-ролевая игра облегчает профориентацию в юношестве))) Конечно, чем больше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем более гибким он будет в обществе, сможет в разных ситуациях вести себя адекватно. Вот почему так важен хороший детский сад, ведь чем больше ролей отыграл ребенок, тем выше социальный и эмоциональный интеллект человека, у него много инструментов для поведения в обществе.
И конечно важно проговаривание эмоций ребенка родителями. Тогда ребенок умеет самостоятельно определять свои чувства и чувства других людей, что помогает ему выстраивать отношения и быть гибким.
«я духовное» - самореализация (способности, умения, переживания).
Возраст формирования - 7-11 лет. В это время важно, чтобы, помимо учебы в школе, ребенок мог посещать кружки. Именно в этом возрасте система Вальдорф предлагает ребенку большой выбор разных видов деятельности.
вот такая интересная пирамидка складывается у ребенка к 12-ти годам, влияет и на подростковый кризис, и на юношество, и на взрослого человека.
да-да, если бы всё в человеке зависело только от воспитания, мы были бы психами)))
но удивительное дело, как много зависит от пирамидки...)))