прогресс
психология нейропсихология жизнь позитив
во-первых, было тяжело согласиться, что программу школы мы с Витей такими темпами не догоним. У меня были свои планы: догнать программу и вернуться к преподаванию английского - там больше движения, переключений, новых слов и выражений. А логопедия с уклоном в нейропсихологию требует кропотливости, дотошности и усидчивости, у меня сроду таких качеств не было... приходится развивать)))
во-вторых, я не логопед и не дефектолог... я всего лишь 2 раза педагог и раз - детский психолог, но специализации по работе со сложными детьми у меня не было. Приобрела, нарабатываю)))
в-третьих, я не знала, что делать, и от этого проблема казалась просто необъятной. И слух, и логическое мышление, и речь, и ориентация в пространстве, и сложности с памятью, и координация движений, и тонус, и мелкая моторика - я просто не знала, куда бежать, за что хвататься.
Понемногу всё встало на свои места. Расставлены приоритеты, нашлась вся нужная информация (и ненужная - тоже: даже я со своей работоспособностью и умением делать сто дел одновременно не справляюсь с этим потоком книг, методических пособий, авторских программ и вебинаров)))
в-четвертых, и это особенность моя лично, мне трудно смотреть дальше своего носа))) и всегда кажется, что если есть проблема, то это - навсегда ну или надолго. Конца-края не видно, ведь проблема новая, неизведанная, и как долго ее придется решать, непонятно...
В итоге, всё оказалось куда проще... глаза боятся - а руки делают. Это как вымыть гору посуды или разобрать вещи сезонные. Или разложить белье после стирки. Жизнь вокруг идет своим чередом: дети что-то рассказывают, кто-то разбирает пульт управления, кто-то скачет на фитболе, кто-то стучит брату веником по голове - и все дружно стоят на ушах, а ты в это время спокойно, почти "в домике" посреди этой круговерти, делаешь своё дело.
Так же и с дислексией. Нужно просто определиться, что делать и как, включить это в график нашей обычной карусели - и вуаля, жизнь продолжается!
первые результаты видны: слуховая память у Вити стала лучше. Конечно, у нас впереди еще горы работы: работа над различением звуков, умение разбить слоги на звуки, постановка Л, чтение и письмо...
дорога в тысячу миль начинается с одного шага, даже если это путь на трудный перевал. И на твоей тропе после первого перевала - следующий... и не один))) Горы... о них Высоцкий сказал: "лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал" )))
... Сегодня у средних было плавание и Клуб старшеклассников "Арай", где шла работа с ритмом. Милана была очень довольна: на английском мы время от времени делали задания с ритмами, передавали друг другу шарики и палки, поэтому сегодня она прекрасно выполняла это упражнение в Клубе, чем была довольна: как ни крути, их всего лишь трое 10-тилеток, и бОльшая часть дел им дается с трудом, а тут - такая возможность работать наравне со старшими )))
Вечером мы занимались уже поздно - начали примерно в 8.
- задания на артикуляцию и фонематический слух: повторить разные ряды звуков, угадать по движению губ, какой звук я произношу, найти место звука в слове, найти лишнее слово в ряду (наприме, апельсин, ананас, утка, антенна), прыгнуть, если услышишь в ряду звуков звук а...и...о...у... из Агранович
Витя делает многое хорошо, но вот определять место звука в слове пока получается с трудом. Ну это - навык, который развивается через многократное повторение, поэтому со временем будет получаться лучше.
Ведь у нас много отдельных заданий на ритм и работу со звуками. Витя хорошо повторяет ритмы. Сейчас попробую внедрить часть методики Новиковой-Иванцовой на ритмы (про нее я писала в прошлом посте, напишу еще).
очень нравится ее подход, но вебинары стоят дорого - от 14400 до 21000 рублей за блок (их там 3). В одиночку я такие цены не потяну, хорошо бы скооперироваться с кем-то из специалистов, кто работает с проблемой безречья, и приобрести эти комплекты. Чувствую, там кладезь, но мне нужно основное, а оно там растянуто на 3 блока (несколько десятков вебинаров), т.к. методика для работы с неговорящими, поэтому такая основательная. Мне бы из нее взять то, что нужно нам с Витей и применять...
- задания из Мироновой: обвести звук из слова; обвести, какой звук слышится в каждом слове, задания со звуком "И" - провести от картинок дорожки и букве И, если в слове есть этот звук.
Витя радует успехами: научился проговаривать слова и находить в них нужные звуки. Уфф..)))
- буквенный диктант: мальчики пишут сочетание букв. Вите пора переходить на прописные, для этого я сделала на А3 прописной алфавит, осталось закрасить гласные красным цветом, заламинировать лист и прикрепить к стене возле доски.
- чтение по Резниченко. Хорошо пошло. Витя уже запоминает простые слова из 3х и 4х слогов и понимает, что он прочел. А ведь раньше он помнил только 2 слога. Видно, что наши занятия со звуками дают результат: слуховая память улучшилась, хотя мы занимаемся лишь полмесяца (но - каждый день).
Вообще, у Вити неплохая память, просто неразвитая и непроизвольная: когда он прилагает усилия, чтобы вычленить звук, разбить слово на части, концентрируется, чтобы запомнить последовательность звуков, у него всё получается. Произвольность - это 3-ий блок мозга (произвольность, контроль, анализ, синтез...). Очень хорошо, что Витя занимается плаванием - спорт великолепно развивает 3-ий отдел мозга именно в плане воли За анализ, синтез и прочие мыслительные операции отвечают уже другие занятия - вроде арифметики или составления схем.
В целом, книга Резниченко хороша тем, что вначале даются слоги, а потом - слова с ними.
Очень удобно: блок слогов - блок слов - блок предложений.
Минус один, и довольно серьезный: сложные слова, в 1-м же уроке идут стечения согласных:
ТРУД-НА-Я
СВА-РИ-ЛАСЬ
БОЛЬ-ША-Я
Для начального этапа чтения больше подходит конечно книга Фединых, но в ней нет таблиц перед словами. Эх, хоть садись и пиши другую книгу!!!
Вчера слушала вебинар по чтению Ольги Ивановны Азовой «Формирование базовых навыков у детей с ОВЗ как основа успешного обучения чтению» - ОИ говорит, что не пользуется готовыми программами. а компилирует под каждого ребенка. Прекрасно! значит, не одна я так кропотливо сижу и работаю с материалом, даже педагоги с многолетним опытом и кучей публикаций делают то же самое. Ну ладно, постояла на пьедестале, пора и честь знать))) тем более, что надо еще прочесть ее работу " ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ" http://superinf.ru/files/Azova.pdf
Вернемся к Вите. Так как он по-прежнему путает звуки, чтение идет с перекосами.
Значит, пока упор на различение, а уже чтение позже, как встанут все звуки. Еще завтра уточню у нашей преподавательницы, она как раз работает со сложными детками. В принципе, и различение можно делать с упором на развитие слуховой памяти, надо еще покопаться в книгах (у меня аж 3 варианта, чтобы выбрать, какая программа подходит Вите больше всего).
Вчера был очень плотный график: школа, бассейн детям, Арай, бассейн нам с Владом - поэтому времени на занятие осталось мало. От этого вылетела артикуляционная гимнастика, ритм и блок слуховой памяти.
Сегодня наверстаем... или завтра, как получится
когда отвела своего старшего к логопеду - было оно в 4 года, по поводу л и р, до книжки Жуковой. месяц ходили. очень четко поняла тогда, что все пробелы в знаниях у сына из-за того, что я действительно мало с ним не просто занимаюсь, а даже и разговариваю. молчу. а надо рассказывать, объяснять, показывать - постоянно. маленькими шагами, но объяснять все больше, несмотря на нежелание говорить в принципе.
ну и огромный был шок, когда этим летом, в 7, выяснилось, что упало зрение - из-за телевизора, приставок и того самого всего. мог реально часов 5-6 сидеть. резко ограничила все такие вещи, объяснила мужу, капали жгучие капли, и - о чудо - зрение улучшилось! теперь только реальный мир, игр - не больше 20 минут в день, вместе с мультиками и планшетами. сделали отдельную комнату с игрушками, большой стол, где все можно разложить, творчество - вперед, только не игры.
но то родное дите. а как ты с чужим все это проделываешь, Джема? как сил-то хватает???