1
Когда идти в школу? в 6 или в 7?
Опубликовал: Радуга:),
18 Октябрь 2016
·
6 261 Просмотров
нейропсихология школа
Когда родители рассуждают о готовности ребенка к школе, то в качестве аргумента ЗА школу перечисляют навыки, которыми он успел овладеть до школы: читает, пишет, играет в шахматы, интеллектуально развит и т. п. Что он будет делать в первом классе? Не пропадет ли у ребенка интерес к учебе? Есть и другие родители, которые напротив, переживают — уже семь лет, а не читает, не пишет, как же мы будем учиться?
Свою задачу многие родители видят в том, чтобы еще до школы максимально развить ребенка, обучить его навыкам письма, счета, чтения, и у многих это прекрасно получается. Нужно сказать, что наш мозг очень мудро устроен. Он работает на опережение — и даже у маленького ребенка уже заложены и сформированы многие мозговые структуры, которые понадобятся ему гораздо позже, по мере взросления. Поэтому раннее обучение и имеет такой вау-эффект. Если поставить перед собой такую задачу, то обучить ребенка школьным премудростям в игре, можно в довольно нежном возрасте. Вопрос лишь в том, что обучение это будет идти не от естественной потребности ребенка и от требований среды, а от желание родителей.
Таким детям бывает очень сложно, когда приходит пора школьной жизни. Родители недоумевают — он все умеет, а в школе ему делают замечания или пишут «не слушал на уроке». Да ему, бедному, просто скучно в этой школе! Выход видится в том, чтобы найти школу посильнее, но все же большая часть таких псевдоодеренных детей в итоге начинают учиться дома. В части знаний и учебных навыков эти шестилетки развиты с опережением, а произвольная регуляция своей деятельности, способность тормозить нежелательное поведение, концентрироваться на задаче, уметь услышать и понять задание, вербальную инструкцию, уметь сделать по образцу, усвоить и применить алгоритм — отстают. Эти умения основаны на взаимодействии структур головного мозга между собой, и ускорить созревание этих связей никак нельзя. Обычно они начинают бурно развиваться между 7-8 годами, а в ряде случаев и позже.
Умные шестилетки, не наигравшиеся, не реализовавшие в полной мере свой двигательный потенциал, не познавшие все оттенки ролевой игры, которая как раз расцветает в этом возрасте — садятся за парту и встраиваются в необходимость ограничивать себя, тормозить свои спонтанные порывы, регулировать эмоции, запоминать не то, что запоминается, а то, что нужно, договариваться, выполнять ряд правил, которые нужно держать в голове. Да, есть дети, которые созревают рано — мозг вариативен, но увидеть это сможет только специалист. В большинстве же случаев, этого года перед школой очень многим малышам не хватает на то, чтобы дорастить свою произвольную регуляцию до приемлемого уровня.
Тут нужно отметить, что мы говорим о стандартной школе — где дети не сидят на полу вокруг учителя, не встают, не играют… где почти сразу начинаются домашние задания, а к школьнику предъявляется ряд жестких требований по умению управлять своим поведением. Государственная школа всегда была заточена под семилетних детей с созревшими формами саморегуляции, развитие которых, повторюсь, нельзя ускорить. Если взять Запад, в Германии дети идут в школу строго в шесть лет, и весь первый год и уходит, собственно, на доращивание этой самой произвольной регуляции. В Великобритании дети идут в школу еще раньше но это, строго говоря, - обычный детский сад с играми. У нас родителям дан выбор, это прекрасно, но и проблем с этим выбором и его последствиями возникает множество — прежде всего, у детей.
И, тем не менее, мозг не развивается по календарному плану, все очень пластично, индивидуально. Не судите о готовности ребенка к обучению по его навыкам чтения, письма и счета. Но согласитесь, бессмысленно решать проблемы с тем, что ребенок не умеет собирать портфель, не помнит, что ему задали в школе или не умеет сам выполнить уроки, если он банально не готов это делать психологически. Более того, именно блок самообслуживания, самоконтроля, самоорганизации и страдает у нынешних ранних школьников.
Родители отдают детей на сильные подготовительные курсы, оставшиеся дни загружают разнообразными дополнительными кружками. Зачастую в этом графике не находится времени для осмысленной сюжетно-ролевой игры (в ту же школу), где отрабатывается умение договариваться, следовать правилам, применять различные социальные роли. Равно как и ничтожно мало времени уделяется развитию навыков самоорганизации. У родителей просто нет на это времени — слишком плотный график, проще все сделать за ребенка и быстро. Готовый к школе ребенок — прежде всего, самостоятелен. Он способен проконтролировать состояние своих вещей, проверить наличие всего необходимого в портфеле по списку, способен соблюдать правила гигиены и следить за своим внешним видом (элементарно не забыть заправить рубашку после похода в туалет), самостоятельно одевать и зашнуровать ботинки (не смейтесь, но эти навыки, видимо, не считаются приоритетными, и многие дети даже в школе не одеваются самостоятельно).
Зрелый ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве — он способен почувствовать разницу между 5 минутами и получасом, он способен выстраивать простые планы и алгоритмы своих действий, умеет общаться со взрослыми, доносить до них свои потребности. Способен договариваться с детьми и работать в группе. Список можно продолжать.
Но если посмотреть на те трудности, с которыми сталкиваются родители первоклассников — то это не столько собственно учеба, сколько тотальная дезориентация ребенка в новой школьной жизни без помощи мамы. Ну, или можно сказать, мама становится частью этой жизни, поступая в школу вместе с ребенком. Многих мам эта роль очень быстро изматывает.
Но что же делать, если ребенок и правда силен интеллектуально, но незрел по нормам готовности к школе? Таким родителям я всегда советую дождаться созревания произвольности и сознательного желания учиться. А это значит, быть готовым к преодолению трудностей, к выполнению заданий по образцу, к многократному повторению, к оценке результата своих трудов. Можно продолжать учить ребенка дома в свободной форме и постепенно вводить элементы упорядоченности. Возможно, к 7-9 годам ребенок сможет прийти в школу и влиться в класс, но уже, будучи готовым, не только интеллектуально, но и психологически. Обучая ребенка в шесть лет дома, нужно также помнить о том, что большую часть времени в расписании нужно выделять не под шахматы-архитектуру-университет детей, а под богатую сюжетно-ролевую игру и разнообразную двигательную активность. Как и где это будет происходить — решать Вам.
Лично я не вижу смысла в этой гонке на опережение, как и не вижу проблем с тем, чтобы интеллектуально развитый ребенок походил лишний год в детский сад. Проблемы с мотивацией в школе отмечают родители как «ранних» детей, так и тех, кто пошел в школу по возрасту или даже позже. Напротив, мне кажется, что лишний год перед школой — отличный шанс вложить в ребенка какие-то компетенции, на которые потом просто не будет времени — попробовать себя в разных занятиях, выбрать спорт по душе, поискать себя в музыке, творчестве, ходить в театры, кружки, ездить по миру.
Я вижу, что дети, которым в школе легко, не скучают. Они не находятся в ситуации вечно догоняющих, им не нужно «тянуть» программу. С ними не сидят родители за уроками. Да, они знают намного больше, чем учат в классе, но зато школа для них заканчивается с последним звонком, уроки занимают 10 минут, и у родителей есть реальный шанс продолжить давать такому ребенку качественное дополнительное образование. Благодаря своей компетентности, уверенности и умению быстро концентрироваться на задаче, такие дети ходят в школу с удовольствием, роль ученика для них комфортна и не вызывает трудностей. В сильной школе зрелому ребенку также будет легко, правда, времени на дополнительные задания останется меньше. Тут выбор за родителями — что для них приоритетнее — престиж школы или большая свобода действий.
Некоторые родители отдают детей на подготовку в крутые школы в пять лет и говорят — посмотрим, поступит или нет. Где-то в школах умеют грамотно выявить школьную зрелость, где-то нет — и умняши поступают. А маленькие умняши в «сильной» школе — это вообще отдельная слезная песня.
Итак, резюмируем.
— Мозг развивается по определенным законам. И если многим учебным навыкам ребенка можно обучить в раннем детстве, то способность произвольно регулировать свое поведение, удерживать внимание, воспринимать речевые инструкции, управлять эмоциями — созревает постепенно, и, как правило, не ранее 7 лет.
— Поэтому между 6,9 и 7,9 я всегда выберу последнее. Особенно, если речь идет о мальчиках, которые вообще склонны к неравномерному развитию.
— Скука и слабая учебная мотивация в школе не связаны напрямую с возрастом. Если отдать ребенка в школу раньше, это не даст прививки от потери мотивации.
— Ребенка, опережающего сверстников интеллектуально, можно обучать дома первые классы, а затем попробовать интегрировать в школьную среду. Но даже если развитый ребенок пойдет в школу на год позже, это не проблема. Гораздо важнее пойти в школу, будучи зрелым психологически.
— Отдавая ребенка в школу позже, Вы высвобождаете ему время на дополнительные занятия, благодаря тому, что школа не съедает его и Ваши ресурсы на длительную адаптацию и домашние задания.
— Не ждите, что первый год в школе детей будут учить чему-то особенному. Школа первые годы это не столько про интеллект, сколько про новые социальные роли. В этом плане еще более очевидным становится тот факт, что чем ребенок старше и увереннее, тем больше ему даст школа.
— Будьте честны с собой. Попробуйте ясно определить свои цели и приоритеты в отношении обучения ребенка. Если на протяжении многих лет Вы вкладывались в интеллектуальное развитие ребенка, и наивысшей ценностью для Вас является уровень его интеллекта, не ищите выхода в более раннем поступлении в школу. Даже пойдя в школу в 6 лет, Ваш ребенок выдаст Вам откат в развитии. Если цель — развитие и только оно, задумайтесь, а нужна ли Вам школа.
— Но развитие это не только интеллект, это и эмоции и личностный рост, и социальные компетенции. Мы часто видим роль школы, только в обучении письму и грамоте, а ее роль гораздо шире. И в этом пункте опять вспоминаем про возраст.
— Все дети разные. И если Ваша интуиция Вам говорит о том, что Ваш ребенок ГОТОВ к школе в 6 лет или, напротив, НЕ ГОТОВ в 7, обратитесь к специалисту — Вы получите развернутый ответ на свой вопрос. Такой специалист называется нейропсихолог. Его задача — не проверить, что умеет Ваш ребенок, а понять, как развиваются высшие психические функции и насколько ребенок с точки зрения психофизиологии способен выполнять те требования, которые к нему будут предъявляться в школе.
Анна Высоцкая
Свою задачу многие родители видят в том, чтобы еще до школы максимально развить ребенка, обучить его навыкам письма, счета, чтения, и у многих это прекрасно получается. Нужно сказать, что наш мозг очень мудро устроен. Он работает на опережение — и даже у маленького ребенка уже заложены и сформированы многие мозговые структуры, которые понадобятся ему гораздо позже, по мере взросления. Поэтому раннее обучение и имеет такой вау-эффект. Если поставить перед собой такую задачу, то обучить ребенка школьным премудростям в игре, можно в довольно нежном возрасте. Вопрос лишь в том, что обучение это будет идти не от естественной потребности ребенка и от требований среды, а от желание родителей.
Таким детям бывает очень сложно, когда приходит пора школьной жизни. Родители недоумевают — он все умеет, а в школе ему делают замечания или пишут «не слушал на уроке». Да ему, бедному, просто скучно в этой школе! Выход видится в том, чтобы найти школу посильнее, но все же большая часть таких псевдоодеренных детей в итоге начинают учиться дома. В части знаний и учебных навыков эти шестилетки развиты с опережением, а произвольная регуляция своей деятельности, способность тормозить нежелательное поведение, концентрироваться на задаче, уметь услышать и понять задание, вербальную инструкцию, уметь сделать по образцу, усвоить и применить алгоритм — отстают. Эти умения основаны на взаимодействии структур головного мозга между собой, и ускорить созревание этих связей никак нельзя. Обычно они начинают бурно развиваться между 7-8 годами, а в ряде случаев и позже.
Умные шестилетки, не наигравшиеся, не реализовавшие в полной мере свой двигательный потенциал, не познавшие все оттенки ролевой игры, которая как раз расцветает в этом возрасте — садятся за парту и встраиваются в необходимость ограничивать себя, тормозить свои спонтанные порывы, регулировать эмоции, запоминать не то, что запоминается, а то, что нужно, договариваться, выполнять ряд правил, которые нужно держать в голове. Да, есть дети, которые созревают рано — мозг вариативен, но увидеть это сможет только специалист. В большинстве же случаев, этого года перед школой очень многим малышам не хватает на то, чтобы дорастить свою произвольную регуляцию до приемлемого уровня.
Тут нужно отметить, что мы говорим о стандартной школе — где дети не сидят на полу вокруг учителя, не встают, не играют… где почти сразу начинаются домашние задания, а к школьнику предъявляется ряд жестких требований по умению управлять своим поведением. Государственная школа всегда была заточена под семилетних детей с созревшими формами саморегуляции, развитие которых, повторюсь, нельзя ускорить. Если взять Запад, в Германии дети идут в школу строго в шесть лет, и весь первый год и уходит, собственно, на доращивание этой самой произвольной регуляции. В Великобритании дети идут в школу еще раньше но это, строго говоря, - обычный детский сад с играми. У нас родителям дан выбор, это прекрасно, но и проблем с этим выбором и его последствиями возникает множество — прежде всего, у детей.
И, тем не менее, мозг не развивается по календарному плану, все очень пластично, индивидуально. Не судите о готовности ребенка к обучению по его навыкам чтения, письма и счета. Но согласитесь, бессмысленно решать проблемы с тем, что ребенок не умеет собирать портфель, не помнит, что ему задали в школе или не умеет сам выполнить уроки, если он банально не готов это делать психологически. Более того, именно блок самообслуживания, самоконтроля, самоорганизации и страдает у нынешних ранних школьников.
Родители отдают детей на сильные подготовительные курсы, оставшиеся дни загружают разнообразными дополнительными кружками. Зачастую в этом графике не находится времени для осмысленной сюжетно-ролевой игры (в ту же школу), где отрабатывается умение договариваться, следовать правилам, применять различные социальные роли. Равно как и ничтожно мало времени уделяется развитию навыков самоорганизации. У родителей просто нет на это времени — слишком плотный график, проще все сделать за ребенка и быстро. Готовый к школе ребенок — прежде всего, самостоятелен. Он способен проконтролировать состояние своих вещей, проверить наличие всего необходимого в портфеле по списку, способен соблюдать правила гигиены и следить за своим внешним видом (элементарно не забыть заправить рубашку после похода в туалет), самостоятельно одевать и зашнуровать ботинки (не смейтесь, но эти навыки, видимо, не считаются приоритетными, и многие дети даже в школе не одеваются самостоятельно).
Зрелый ребенок хорошо ориентируется во времени и пространстве — он способен почувствовать разницу между 5 минутами и получасом, он способен выстраивать простые планы и алгоритмы своих действий, умеет общаться со взрослыми, доносить до них свои потребности. Способен договариваться с детьми и работать в группе. Список можно продолжать.
Но если посмотреть на те трудности, с которыми сталкиваются родители первоклассников — то это не столько собственно учеба, сколько тотальная дезориентация ребенка в новой школьной жизни без помощи мамы. Ну, или можно сказать, мама становится частью этой жизни, поступая в школу вместе с ребенком. Многих мам эта роль очень быстро изматывает.
Но что же делать, если ребенок и правда силен интеллектуально, но незрел по нормам готовности к школе? Таким родителям я всегда советую дождаться созревания произвольности и сознательного желания учиться. А это значит, быть готовым к преодолению трудностей, к выполнению заданий по образцу, к многократному повторению, к оценке результата своих трудов. Можно продолжать учить ребенка дома в свободной форме и постепенно вводить элементы упорядоченности. Возможно, к 7-9 годам ребенок сможет прийти в школу и влиться в класс, но уже, будучи готовым, не только интеллектуально, но и психологически. Обучая ребенка в шесть лет дома, нужно также помнить о том, что большую часть времени в расписании нужно выделять не под шахматы-архитектуру-университет детей, а под богатую сюжетно-ролевую игру и разнообразную двигательную активность. Как и где это будет происходить — решать Вам.
Лично я не вижу смысла в этой гонке на опережение, как и не вижу проблем с тем, чтобы интеллектуально развитый ребенок походил лишний год в детский сад. Проблемы с мотивацией в школе отмечают родители как «ранних» детей, так и тех, кто пошел в школу по возрасту или даже позже. Напротив, мне кажется, что лишний год перед школой — отличный шанс вложить в ребенка какие-то компетенции, на которые потом просто не будет времени — попробовать себя в разных занятиях, выбрать спорт по душе, поискать себя в музыке, творчестве, ходить в театры, кружки, ездить по миру.
Я вижу, что дети, которым в школе легко, не скучают. Они не находятся в ситуации вечно догоняющих, им не нужно «тянуть» программу. С ними не сидят родители за уроками. Да, они знают намного больше, чем учат в классе, но зато школа для них заканчивается с последним звонком, уроки занимают 10 минут, и у родителей есть реальный шанс продолжить давать такому ребенку качественное дополнительное образование. Благодаря своей компетентности, уверенности и умению быстро концентрироваться на задаче, такие дети ходят в школу с удовольствием, роль ученика для них комфортна и не вызывает трудностей. В сильной школе зрелому ребенку также будет легко, правда, времени на дополнительные задания останется меньше. Тут выбор за родителями — что для них приоритетнее — престиж школы или большая свобода действий.
Некоторые родители отдают детей на подготовку в крутые школы в пять лет и говорят — посмотрим, поступит или нет. Где-то в школах умеют грамотно выявить школьную зрелость, где-то нет — и умняши поступают. А маленькие умняши в «сильной» школе — это вообще отдельная слезная песня.
Итак, резюмируем.
— Мозг развивается по определенным законам. И если многим учебным навыкам ребенка можно обучить в раннем детстве, то способность произвольно регулировать свое поведение, удерживать внимание, воспринимать речевые инструкции, управлять эмоциями — созревает постепенно, и, как правило, не ранее 7 лет.
— Поэтому между 6,9 и 7,9 я всегда выберу последнее. Особенно, если речь идет о мальчиках, которые вообще склонны к неравномерному развитию.
— Скука и слабая учебная мотивация в школе не связаны напрямую с возрастом. Если отдать ребенка в школу раньше, это не даст прививки от потери мотивации.
— Ребенка, опережающего сверстников интеллектуально, можно обучать дома первые классы, а затем попробовать интегрировать в школьную среду. Но даже если развитый ребенок пойдет в школу на год позже, это не проблема. Гораздо важнее пойти в школу, будучи зрелым психологически.
— Отдавая ребенка в школу позже, Вы высвобождаете ему время на дополнительные занятия, благодаря тому, что школа не съедает его и Ваши ресурсы на длительную адаптацию и домашние задания.
— Не ждите, что первый год в школе детей будут учить чему-то особенному. Школа первые годы это не столько про интеллект, сколько про новые социальные роли. В этом плане еще более очевидным становится тот факт, что чем ребенок старше и увереннее, тем больше ему даст школа.
— Будьте честны с собой. Попробуйте ясно определить свои цели и приоритеты в отношении обучения ребенка. Если на протяжении многих лет Вы вкладывались в интеллектуальное развитие ребенка, и наивысшей ценностью для Вас является уровень его интеллекта, не ищите выхода в более раннем поступлении в школу. Даже пойдя в школу в 6 лет, Ваш ребенок выдаст Вам откат в развитии. Если цель — развитие и только оно, задумайтесь, а нужна ли Вам школа.
— Но развитие это не только интеллект, это и эмоции и личностный рост, и социальные компетенции. Мы часто видим роль школы, только в обучении письму и грамоте, а ее роль гораздо шире. И в этом пункте опять вспоминаем про возраст.
— Все дети разные. И если Ваша интуиция Вам говорит о том, что Ваш ребенок ГОТОВ к школе в 6 лет или, напротив, НЕ ГОТОВ в 7, обратитесь к специалисту — Вы получите развернутый ответ на свой вопрос. Такой специалист называется нейропсихолог. Его задача — не проверить, что умеет Ваш ребенок, а понять, как развиваются высшие психические функции и насколько ребенок с точки зрения психофизиологии способен выполнять те требования, которые к нему будут предъявляться в школе.
Анна Высоцкая