1
подготовка к школе для грудничков
Опубликовал: Радуга:),
31 Май 2016
·
8 993 Просмотров
психология дети и родители школа 0-1
Я столько раз писала о вреде подготовки к школе (в её нынешнем исполнении: дополнительные занятия за партой после садика), о бессмысленности "развивалок" , что меня очень настойчиво попросили написать "А что же, на ваш взгляд, можно и нужно делать с малышами, чтобы они потом хорошо учились в школе?".
Спрашивали - отвечаем.
А если кто думает, что я шучу, когда пишу "занятия по подготовке к чтению с трех месяцев" - так я не шучу.
Первое, что нужно знать всем родителям:
*физическое развитие в младенчестве определяет интеллектуальное и, во многом, психическое*
Перевожу на общечеловеческий язык.
Основная задача первых 18 месяцев жизни человека – овладеть своим телом, научиться правильно им пользоваться, запустить в нужную сторону разнообразные физиологические процессы. Все остальное – чтение, счет, иностранные языки, распознавание цветов и геометрических форм – придет гораздо позже. Специально это говорю, хотя вам, возможно, сама идея обучения счету ползунка покажется абсурдной. Но, тем не менее, регулярно получаю предложения «устроить группу для детей от 4-х месяцев для подготовки к обучению английскому языку, математике и чтению»
Так вот, лучше подготовкой к обучению является …ГИМНАСТИКА! Любая, будь то бэби-йога с преподавателем или просто всяческие валяния на коврике, «поехали-поехали-в ямку – бух!», «полетели-полетели, на головку сели». В ежедневном уходе за ребенком обязательно должно быть время для занятий физкультурой на доступном ему (и маме) уровне.
Что это может быть?
1. Стимулируем ползание, от чего напрямую зависят будущие успехи в чтении: выкладываем на животик, снимаем носочки, перед носом кладем любую завлекалочку, под пятки подставляем свою ладонь и даем опору для отталкивания. В манеж – только в крайнем случае, хотя соблазн велик, конечно. Компромисс: сколько времени в манеже – столько же занимаемся зарядкой. Чаще снимать с малыша ползунки, чтобы он мог полноценно опираться на колени и пальцы ног, не скользил. От того, был ли у ребенка этап ползания, зависит его читательская карьера, уверяют нас нейропсихологи.
2. Тренируем повороты и перевороты, что очень важно для развития пространственного воображения: перекладываем ручки и ножки крест-накрест и тянем, помогаем повернуться со спинки на живот, стимулируем перекладывание игрушек из руки в руку, помогаем находить подходящую ногу для сосания, показываем, как стягивать носок. Вообще – любые движения «крест-накрест», качания и переступания. Таким образом мы налаживаем связь между полушариями мозга, обеспечиваем творческие успехи и тренируем память.
3. С 8 месяцев фаворитом становятся разнообразные прятки: ребенок знакомится с понятием «часть и целое», «внутри и снаружи», и, как ни удивительно, с идеей смертности. Хотя до головы это все дойдет гораздо позже, через тело мы осваиваем границы и направления. Всевозможные «ку-ку» до полной потери сознания, залезания в коробки и ящики, напяливания на голову наволочки и прочее, и прочее. Кроме того, в этих играх мы учим ребенка терпеть, ждать, затаиваться, задерживать произвольно дыхание, справляться со страхом. Если вам уже невыносимо скучно – позовите любого старшего ребенка, будет веселее.
4. Игры с водой. Не обучение подводному плаванию в бассейне с инструктором, а «посадить в ванну, дать тазик с водой побольше и кружечку поменьше». Хоть по пять раз за день. Что при этом мы получаем? Представление о разных физических состояниях материи, объемы, «сухо-мокро», «тепло-холодно», «было – исчезло» (это когда вся водичка убежала в сток). Сосуды лучше давать пластиковые, они не так противно гремят, и нет опасности отколоть кусочек эмали (и съесть её сразу же). В воду можно класть любые тонущие наполнители, от фасоли до прозрачных камушков, губки, маленькие и большие клизмочки. От игр в ванной, когда ребенок погружен в воду, это отличается большей безопасностью, нет риска, что ребенок поскользнется и захлебнется.
5. Возиться с грязью. Это ни с чем не сравнимое наслаждение, жаль, что в современном мире оно стало практически недоступной роскошью. Вы знаете, что есть даже специальные психотерапевтические техники, использующие грязь (сильно разведенный водой песок или глина), для лечения, допустим, экзем и дерматитов? А также фобий и тревожностей. Стимулируем огромное количество активных зон на ладошках и ступнях, учим не бояться запачкаться, прививаем любовь к творчеству. Кроме того, это хорошая профилактика игр с калом. Зачем лезть в горшок, когда есть такая прекрасная ГРЯЗЬ!
6. Карабканье и цепляние. Залезаем на папу, падаем с дивана, карабкаемся на ступеньки крыльца, висим на одной руке и так далее. Что развиваем? Чувство равновесия, вестибулярный аппарат (снова – будущие успехи в математике и физике), чувство базового доверия к миру, к себе и лично к вам, которая стоит и подстраховывает сзади. Только надо именно страховать, а не подталкивать и не переставлять самим ручки-ножки. Умение повернуться спиной и самостоятельно сползти с дивана. Чувство опоры в жизни, умение стоять на своих ногах, успех в карьере – это вот оно. С другой стороны, хочу предостеречь вас от излишнего рвения в этих упражнениях. Часто вижу на детских площадках, как малыш уже рыдает от страха, а родитель (чаще папа) снизу побуждает его лезть дальше и выше. Так вы не научите его преодолевать себя, а только зафиксируете чувство опасности, остановите его инициативность. Пусть лезет так высоко, как может.
7. Разнообразные подбрасывания, подкидывания, раскачивания вниз головой, качания на ноге – в исполнении родителей. Что тренируем? Владение телом, чувство привязанности, опять же – базовое доверие, координацию во всех смыслах. Будущее взаимодействие с партнером, быстрый контакт, чувство близости. Восторг и полет – ну, вы понимаете, к чему я веду. Здоровая сексуальная жизнь с надежным и поддерживающим партнером.
Как мы видим, в незатейливых и привычных играх с малышом можно заложить и отработать важнейшие жизненные навыки. И, поверьте, это сейчас гораздо более актуально, чем любой иностранный язык. Играйте!
Катерина Дёмина
Спрашивали - отвечаем.
А если кто думает, что я шучу, когда пишу "занятия по подготовке к чтению с трех месяцев" - так я не шучу.
Первое, что нужно знать всем родителям:
*физическое развитие в младенчестве определяет интеллектуальное и, во многом, психическое*
Перевожу на общечеловеческий язык.
Основная задача первых 18 месяцев жизни человека – овладеть своим телом, научиться правильно им пользоваться, запустить в нужную сторону разнообразные физиологические процессы. Все остальное – чтение, счет, иностранные языки, распознавание цветов и геометрических форм – придет гораздо позже. Специально это говорю, хотя вам, возможно, сама идея обучения счету ползунка покажется абсурдной. Но, тем не менее, регулярно получаю предложения «устроить группу для детей от 4-х месяцев для подготовки к обучению английскому языку, математике и чтению»
Так вот, лучше подготовкой к обучению является …ГИМНАСТИКА! Любая, будь то бэби-йога с преподавателем или просто всяческие валяния на коврике, «поехали-поехали-в ямку – бух!», «полетели-полетели, на головку сели». В ежедневном уходе за ребенком обязательно должно быть время для занятий физкультурой на доступном ему (и маме) уровне.
Что это может быть?
1. Стимулируем ползание, от чего напрямую зависят будущие успехи в чтении: выкладываем на животик, снимаем носочки, перед носом кладем любую завлекалочку, под пятки подставляем свою ладонь и даем опору для отталкивания. В манеж – только в крайнем случае, хотя соблазн велик, конечно. Компромисс: сколько времени в манеже – столько же занимаемся зарядкой. Чаще снимать с малыша ползунки, чтобы он мог полноценно опираться на колени и пальцы ног, не скользил. От того, был ли у ребенка этап ползания, зависит его читательская карьера, уверяют нас нейропсихологи.
2. Тренируем повороты и перевороты, что очень важно для развития пространственного воображения: перекладываем ручки и ножки крест-накрест и тянем, помогаем повернуться со спинки на живот, стимулируем перекладывание игрушек из руки в руку, помогаем находить подходящую ногу для сосания, показываем, как стягивать носок. Вообще – любые движения «крест-накрест», качания и переступания. Таким образом мы налаживаем связь между полушариями мозга, обеспечиваем творческие успехи и тренируем память.
3. С 8 месяцев фаворитом становятся разнообразные прятки: ребенок знакомится с понятием «часть и целое», «внутри и снаружи», и, как ни удивительно, с идеей смертности. Хотя до головы это все дойдет гораздо позже, через тело мы осваиваем границы и направления. Всевозможные «ку-ку» до полной потери сознания, залезания в коробки и ящики, напяливания на голову наволочки и прочее, и прочее. Кроме того, в этих играх мы учим ребенка терпеть, ждать, затаиваться, задерживать произвольно дыхание, справляться со страхом. Если вам уже невыносимо скучно – позовите любого старшего ребенка, будет веселее.
4. Игры с водой. Не обучение подводному плаванию в бассейне с инструктором, а «посадить в ванну, дать тазик с водой побольше и кружечку поменьше». Хоть по пять раз за день. Что при этом мы получаем? Представление о разных физических состояниях материи, объемы, «сухо-мокро», «тепло-холодно», «было – исчезло» (это когда вся водичка убежала в сток). Сосуды лучше давать пластиковые, они не так противно гремят, и нет опасности отколоть кусочек эмали (и съесть её сразу же). В воду можно класть любые тонущие наполнители, от фасоли до прозрачных камушков, губки, маленькие и большие клизмочки. От игр в ванной, когда ребенок погружен в воду, это отличается большей безопасностью, нет риска, что ребенок поскользнется и захлебнется.
5. Возиться с грязью. Это ни с чем не сравнимое наслаждение, жаль, что в современном мире оно стало практически недоступной роскошью. Вы знаете, что есть даже специальные психотерапевтические техники, использующие грязь (сильно разведенный водой песок или глина), для лечения, допустим, экзем и дерматитов? А также фобий и тревожностей. Стимулируем огромное количество активных зон на ладошках и ступнях, учим не бояться запачкаться, прививаем любовь к творчеству. Кроме того, это хорошая профилактика игр с калом. Зачем лезть в горшок, когда есть такая прекрасная ГРЯЗЬ!
6. Карабканье и цепляние. Залезаем на папу, падаем с дивана, карабкаемся на ступеньки крыльца, висим на одной руке и так далее. Что развиваем? Чувство равновесия, вестибулярный аппарат (снова – будущие успехи в математике и физике), чувство базового доверия к миру, к себе и лично к вам, которая стоит и подстраховывает сзади. Только надо именно страховать, а не подталкивать и не переставлять самим ручки-ножки. Умение повернуться спиной и самостоятельно сползти с дивана. Чувство опоры в жизни, умение стоять на своих ногах, успех в карьере – это вот оно. С другой стороны, хочу предостеречь вас от излишнего рвения в этих упражнениях. Часто вижу на детских площадках, как малыш уже рыдает от страха, а родитель (чаще папа) снизу побуждает его лезть дальше и выше. Так вы не научите его преодолевать себя, а только зафиксируете чувство опасности, остановите его инициативность. Пусть лезет так высоко, как может.
7. Разнообразные подбрасывания, подкидывания, раскачивания вниз головой, качания на ноге – в исполнении родителей. Что тренируем? Владение телом, чувство привязанности, опять же – базовое доверие, координацию во всех смыслах. Будущее взаимодействие с партнером, быстрый контакт, чувство близости. Восторг и полет – ну, вы понимаете, к чему я веду. Здоровая сексуальная жизнь с надежным и поддерживающим партнером.
Как мы видим, в незатейливых и привычных играх с малышом можно заложить и отработать важнейшие жизненные навыки. И, поверьте, это сейчас гораздо более актуально, чем любой иностранный язык. Играйте!
Катерина Дёмина