1
развитие ребенка 7-11
Опубликовал: Радуга:),
01 Апрель 2016
·
10 904 Просмотров
дети психология школа дети и родители развитие
Возраст 7-11 - это возраст учебы (если повезло с учителем и с родителями, которые относятся к оценкам спокойно и помогают, если ребенок об этом попросит).
Еще это возраст разных кружков - ребенок может попробовать себя в разном, чтобы прислушиваться к себе и определять, что ему подходит, а что - нет. И здесь редко проявляется "дело всей жизни", скорее, время нащупывания. Поэтому дети перебирают, могут отказаться от чего-то быстро, а могут в чем-то задержаться... и, даже если задержались, это не повод делать окончательные выводы... ведь жизнь такая извилистая...
почему именно 7-11?..
3-7 - возраст игры, когда мозг ребенка максимально развивается через игры. Здесь нет нужды сильно упираться в кружки, потому что мозг заточен на другое. Все параметры школьной готовности оттачиваются через игру. Если много энергии будет уходить на интеллектуальное развитие, то ребенок может быть прекрасно развит в когнитивной сфере, но иметь серьезные перекосы в социальной...
7-11 - учеба. Интерес и тяга к мыслительным операциям, удовольствие от работы мозга. гордость за свои достижения в учении (если повезло и чуткие родители нашли хорошего учителя )
11-13 (у мальчиков может быть 13-16) - пубертат. Учеба обычно выпадает, начинается бурный рост, гормональная перестройка, и львиная доля энергии уходит на физическое развитие организма. На учебу и кружки остается самая малость - изучаются любимые предметы (интерес к ним прививается дома или учитель заинтересовал), остальное отодвигается. На первый план выходят отношения, дружба, тусовка с ровесниками и вопросы: "кто я? какая я? что я делаю в этом мире?.." Пубертат - возраст взрыва социальной сферы, и предметная отстаёт потому, что на нее элементарно не хватает сил организма.
Вернемся к началке и кружкам. Милана к своим 10-ти годам перебрала около десятка кружков: карате, брейк, танцы обычные и восточные, английский, музыкалку, плавание, вокал, рукоделие, изо На плавании она получала медали, музыкалка ее сопровождает до сих пор, что-то не складывалось потому, что не хватает ресурсов - вокал и фигурное катание, а к чему-то угасал интерес, и я не настаивала... интерес - такая штука, которая может и вернуться... а может угаснуть надолго, или навсегда...)))
про плавание - отдельно. В 6.5 л, посещая детсад, Милана пошла на плавание, это 5 мин пешком от садика. Она сама собирала рюкзак, приходила на тренировку и возвращалась в детский сад после занятия. Вначале ходила с одногруппницей, но та перестала - и Милана ходила одна. У нее были вполне серьезные успехи - она плавала с 9-тилетними девочками (т.к. ее возрастная категория была пуста) и получала серебро. Плавала с детьми из спортивной секции (у нее было общее развитие) - и получала серебро.
За год стала звездой, но школьная нагрузка выключила желание плавать. Я не настаивала. Раз интерес угас - значит, пора перестать. Конечно, СПОРТ - это огромная польза для организма, но только если без фанатизма и с удовольствием....
Тяга к музыке есть, Милане нравится играть красивые мелодии, она сама кайфует от себя, когда начинает получаться. Но в пианино важна именно усидчивость, и сложные периоды - это осень после каникул и начало весны, когда дома сидеть не хочется, а уж за инструментом - тем более. В такие периоды мы договариваемся, что она играет "до концерта", а потом будет продолжать, если захочет. И Милана продолжает, ведь желание внутри есть, а сиюминутные порывы угасают...
первая учительница по фоно у Миланы была не очень: Милана попросила записать ее в музыкалку и мы сразу пошли и спросили, кто сможет заниматься. Привезли инструмент, вызвали настройщика, а она через 3 мес отказалась играть. Конечно я могла бы возмутиться и настоять: "Деньги потрачены, время! играй!", но не стала, и она закончила ходить на занятия. Через 3 мес Милана попросила найти ей новую учительницу.
Можно было ответить, мол, ты уже занималась, голову только морочишь. Но я нашла другого педагога - с ней она занимается уже 3 года
третий эпизод с музыкой случился в прошлом году. Милана наотрез отказалась ходить: вначале мы убрали сольфеджио. Но потом она перестала играть, и обычная тактика с концертом не сработала... Пропустила всю последнюю четверть. Мы пошли на концерт, потому что учительница нас пригласила. А концерты у нее замечательные - дети играют не только сольные произведения на фоно, но и оркестрами: кто-то на пианино, а часть детей, от 5 до 12 - на металлофонах. Бывает, и родители поют хором известные мелодии вроде "Конь", "Подмосковные вечера" - и всё это укладывается в 1 час.
На концерте, где мы окунулись в красивую живую музыку, в Милане снова проснулась тяга к инструменту - и осенью она вернулась в музыкалку.
При этом, с музыкой, как и с остальным - без давления.
Потому что возраст 7-11 - это фундамент профориентации. Ребенок может понять про себя, свои сильные и слабые стороны, что ему пригодится, когда закончится пубертат и появится вопрос о том, кем стать... К 14-15 годам ребенок уже вполне может представить, в какой области работать, если дома его поддерживали и предоставляли свободу выбора..
те же мысли о дошкольниках из одного интервью:
" - Ребенок рождается уже сформированной личностью, или все закладывается воспитанием?
- Есть генетические и биологические предпосылки, которые проявляются в первые месяцы жизни, и ими ты не особо управляешь, но многое может меняться и позже. Здесь важно то, какой контекст вы предоставляете детям. Им важно предложить широкий выбор возможностей...
Вы должны ему дать попробовать все, чтобы он выбрал интересное для себя. Замечу, впрочем: все эти увлечения меняются раз в полгода.
Допустим, ребенок в 4 года страшно увлечен динозаврами. Когда я проводил экскурсии по Палеонтологическому музею, и ко мне приводили толпы юных палеонтологов, они меня всегда ловили, когда я оговаривался в названии какого-нибудь ящера, потому что они очень любят строить миры, где есть эти названия. Но в следующем году оказывается, что эти же дети - такие же большие специалисты по огнестрельному оружию или пиратам. Ни одно из этих увлечений почти никогда не сохраняется и не имеет отношения к будущим интересам.
Дети цепляются за то, что им приглянулось. Хотя мне на жизненном пути попадались и такие дети, которые уже в пять лет знали, что будут заниматься охраной птиц в Арктике. Сейчас один из таких является крупным специалистом в этой области. Но чаще происходит, что ребенок просто находит себе что-то подходящее по темпераменту – на какой-то период. Важно не это, важно, что увлечения ребенка - это тот полигон и плацдарм, на котором оттачиваются важные интеллектуальные навыки. Его находку стоит подхватить и как можно более серьезно в это с ребенком поиграть.
В случае с динозаврами - развиваются память, знания географии, геологии, зоологии, ботаники, формируется в голове история культуры. Возникают страсти в рассказах о том, как люди воровали эти кости и предавали друг друга, клали на это свою жизнь и делали открытия. Кроме того, потом мы можем с палаткой поехать в Подмосковье и там поискать зубы акулы. Так появляются навыки кэмпинга. В общем, во что бы они ни начинали играть, к этому всегда можно прикрутить игру.
Бывает правда, что родители застревают в этом дольше, чем сам ребенок. Ему уже это надоело, а родитель совершенно не понимает, что случилось и продолжает думать, что растит звезду палеонтологии. Очень важно от ребенка вовремя отстать. Чем больше вы перебарщиваете с родительской опекой его хобби, тем быстрее ребенок теряет к нему интерес..."
(из интервью Ильи Колмановского)
какие выводы можно из этого сделать?
- ищите хорошего учителя - пусть он будет "слабым", но важно его душевное отношение к детям и адекватная реакция на современную систему образования
- дайте ребенку адекватную нагрузку (школа негимназия, количество кружков - по силам)
- будьте рядом, наблюдайте, прислушивайтесь, поддерживайте в развитии интересах
- помните, что интересы могут быть долгосрочными а могут - сиюминутными
- если ребенок учится без удовольствия, ему не нравится ходить в школу и он не любит учительницу - подумайте, каковы причины такого отношения. Ведь в норме возраст 7-11 - это возраст учебной деятельности, которая должна приносить удовольствие.
пс, часть фото взяты с сайта Марии Утегеновой
Еще это возраст разных кружков - ребенок может попробовать себя в разном, чтобы прислушиваться к себе и определять, что ему подходит, а что - нет. И здесь редко проявляется "дело всей жизни", скорее, время нащупывания. Поэтому дети перебирают, могут отказаться от чего-то быстро, а могут в чем-то задержаться... и, даже если задержались, это не повод делать окончательные выводы... ведь жизнь такая извилистая...
почему именно 7-11?..
3-7 - возраст игры, когда мозг ребенка максимально развивается через игры. Здесь нет нужды сильно упираться в кружки, потому что мозг заточен на другое. Все параметры школьной готовности оттачиваются через игру. Если много энергии будет уходить на интеллектуальное развитие, то ребенок может быть прекрасно развит в когнитивной сфере, но иметь серьезные перекосы в социальной...
7-11 - учеба. Интерес и тяга к мыслительным операциям, удовольствие от работы мозга. гордость за свои достижения в учении (если повезло и чуткие родители нашли хорошего учителя )
11-13 (у мальчиков может быть 13-16) - пубертат. Учеба обычно выпадает, начинается бурный рост, гормональная перестройка, и львиная доля энергии уходит на физическое развитие организма. На учебу и кружки остается самая малость - изучаются любимые предметы (интерес к ним прививается дома или учитель заинтересовал), остальное отодвигается. На первый план выходят отношения, дружба, тусовка с ровесниками и вопросы: "кто я? какая я? что я делаю в этом мире?.." Пубертат - возраст взрыва социальной сферы, и предметная отстаёт потому, что на нее элементарно не хватает сил организма.
Вернемся к началке и кружкам. Милана к своим 10-ти годам перебрала около десятка кружков: карате, брейк, танцы обычные и восточные, английский, музыкалку, плавание, вокал, рукоделие, изо На плавании она получала медали, музыкалка ее сопровождает до сих пор, что-то не складывалось потому, что не хватает ресурсов - вокал и фигурное катание, а к чему-то угасал интерес, и я не настаивала... интерес - такая штука, которая может и вернуться... а может угаснуть надолго, или навсегда...)))
про плавание - отдельно. В 6.5 л, посещая детсад, Милана пошла на плавание, это 5 мин пешком от садика. Она сама собирала рюкзак, приходила на тренировку и возвращалась в детский сад после занятия. Вначале ходила с одногруппницей, но та перестала - и Милана ходила одна. У нее были вполне серьезные успехи - она плавала с 9-тилетними девочками (т.к. ее возрастная категория была пуста) и получала серебро. Плавала с детьми из спортивной секции (у нее было общее развитие) - и получала серебро.
За год стала звездой, но школьная нагрузка выключила желание плавать. Я не настаивала. Раз интерес угас - значит, пора перестать. Конечно, СПОРТ - это огромная польза для организма, но только если без фанатизма и с удовольствием....
Тяга к музыке есть, Милане нравится играть красивые мелодии, она сама кайфует от себя, когда начинает получаться. Но в пианино важна именно усидчивость, и сложные периоды - это осень после каникул и начало весны, когда дома сидеть не хочется, а уж за инструментом - тем более. В такие периоды мы договариваемся, что она играет "до концерта", а потом будет продолжать, если захочет. И Милана продолжает, ведь желание внутри есть, а сиюминутные порывы угасают...
первая учительница по фоно у Миланы была не очень: Милана попросила записать ее в музыкалку и мы сразу пошли и спросили, кто сможет заниматься. Привезли инструмент, вызвали настройщика, а она через 3 мес отказалась играть. Конечно я могла бы возмутиться и настоять: "Деньги потрачены, время! играй!", но не стала, и она закончила ходить на занятия. Через 3 мес Милана попросила найти ей новую учительницу.
Можно было ответить, мол, ты уже занималась, голову только морочишь. Но я нашла другого педагога - с ней она занимается уже 3 года
третий эпизод с музыкой случился в прошлом году. Милана наотрез отказалась ходить: вначале мы убрали сольфеджио. Но потом она перестала играть, и обычная тактика с концертом не сработала... Пропустила всю последнюю четверть. Мы пошли на концерт, потому что учительница нас пригласила. А концерты у нее замечательные - дети играют не только сольные произведения на фоно, но и оркестрами: кто-то на пианино, а часть детей, от 5 до 12 - на металлофонах. Бывает, и родители поют хором известные мелодии вроде "Конь", "Подмосковные вечера" - и всё это укладывается в 1 час.
На концерте, где мы окунулись в красивую живую музыку, в Милане снова проснулась тяга к инструменту - и осенью она вернулась в музыкалку.
При этом, с музыкой, как и с остальным - без давления.
Потому что возраст 7-11 - это фундамент профориентации. Ребенок может понять про себя, свои сильные и слабые стороны, что ему пригодится, когда закончится пубертат и появится вопрос о том, кем стать... К 14-15 годам ребенок уже вполне может представить, в какой области работать, если дома его поддерживали и предоставляли свободу выбора..
те же мысли о дошкольниках из одного интервью:
" - Ребенок рождается уже сформированной личностью, или все закладывается воспитанием?
- Есть генетические и биологические предпосылки, которые проявляются в первые месяцы жизни, и ими ты не особо управляешь, но многое может меняться и позже. Здесь важно то, какой контекст вы предоставляете детям. Им важно предложить широкий выбор возможностей...
Вы должны ему дать попробовать все, чтобы он выбрал интересное для себя. Замечу, впрочем: все эти увлечения меняются раз в полгода.
Допустим, ребенок в 4 года страшно увлечен динозаврами. Когда я проводил экскурсии по Палеонтологическому музею, и ко мне приводили толпы юных палеонтологов, они меня всегда ловили, когда я оговаривался в названии какого-нибудь ящера, потому что они очень любят строить миры, где есть эти названия. Но в следующем году оказывается, что эти же дети - такие же большие специалисты по огнестрельному оружию или пиратам. Ни одно из этих увлечений почти никогда не сохраняется и не имеет отношения к будущим интересам.
Дети цепляются за то, что им приглянулось. Хотя мне на жизненном пути попадались и такие дети, которые уже в пять лет знали, что будут заниматься охраной птиц в Арктике. Сейчас один из таких является крупным специалистом в этой области. Но чаще происходит, что ребенок просто находит себе что-то подходящее по темпераменту – на какой-то период. Важно не это, важно, что увлечения ребенка - это тот полигон и плацдарм, на котором оттачиваются важные интеллектуальные навыки. Его находку стоит подхватить и как можно более серьезно в это с ребенком поиграть.
В случае с динозаврами - развиваются память, знания географии, геологии, зоологии, ботаники, формируется в голове история культуры. Возникают страсти в рассказах о том, как люди воровали эти кости и предавали друг друга, клали на это свою жизнь и делали открытия. Кроме того, потом мы можем с палаткой поехать в Подмосковье и там поискать зубы акулы. Так появляются навыки кэмпинга. В общем, во что бы они ни начинали играть, к этому всегда можно прикрутить игру.
Бывает правда, что родители застревают в этом дольше, чем сам ребенок. Ему уже это надоело, а родитель совершенно не понимает, что случилось и продолжает думать, что растит звезду палеонтологии. Очень важно от ребенка вовремя отстать. Чем больше вы перебарщиваете с родительской опекой его хобби, тем быстрее ребенок теряет к нему интерес..."
(из интервью Ильи Колмановского)
какие выводы можно из этого сделать?
- ищите хорошего учителя - пусть он будет "слабым", но важно его душевное отношение к детям и адекватная реакция на современную систему образования
- дайте ребенку адекватную нагрузку (школа негимназия, количество кружков - по силам)
- будьте рядом, наблюдайте, прислушивайтесь, поддерживайте в развитии интересах
- помните, что интересы могут быть долгосрочными а могут - сиюминутными
- если ребенок учится без удовольствия, ему не нравится ходить в школу и он не любит учительницу - подумайте, каковы причины такого отношения. Ведь в норме возраст 7-11 - это возраст учебной деятельности, которая должна приносить удовольствие.
пс, часть фото взяты с сайта Марии Утегеновой