дцать!
химия математика физика школа
"освоить нумерацию чисел второго десятка поможет такой прием: 10 в старину называли "дцать". Сделайте пучок из 10 палочек - это дцать. Положите одну палочку на пучок, то есть один-на-дцать. Потом положите на пучок две палочки: 12 - две-на-дцать и и.д.
20 - это два-дцать"
- представляете, как просто! - делилась открытием со своей преподавательницей
- конечно. разве ты не знала?
- нееет, а Вы знали?
- да, ведь меня учили грамотные педагоги, еще по учебникам до реформы. Именно благодаря этим учебникам СССР поднял образование после гражданской войны и запустил человека в космос после Второй Мировой
- вот это да!
- мой папа и сейчас, в 88, может решить любые задачки из тех, что проходят в старшем звене, сходу - делилась преподавательница - ему не нужно листать учебник, чтобы освежить в памяти алгоритм, он просто помнит принципы решения. Да и я сама, когда преподавала химию, пользовалась учебниками, изданными до реформы
- круто... а я вот в школе не могла понять, почему геометрия переводится как "измерение земли"... ведь все эти рисунки и чертежи в учебнике 7-11 не имели отношения к реальной жизни... только на вальдорф-семинаре, изучая теорему Пифагора, я вдруг четко увидела, что геометрия нужна для строительства домов, кораблей и городов!
- вы ведь учились по абстрактным учебникам. А на самом деле можно объяснить тот же материал простым понятным языком, с бытовыми примерами...
бытовыми?.. я не ослышалась?!..
нет...
в 50-70х гг в СССР была проведена реформа образования - прежние учебники оказались "устаревшими", МинОбр утвердил новые.
результаты появились, когда первый выпуск «отреформированной» молодежи пошел в вузы в 1978. По свидетельству Ю.М. Колягина, "когда были обнародованы результаты приемных экзаменов, среди учёных АН СССР и преподавателей вузов началась паника. Было повсеместно отмечено, что математические знания выпускников страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений фактически отсутствуют. Абитуриенты оказались практически не подготовленными к изучению математики в вузе"
и все же, вернувшись к быту, как можно объяснить всякие функции бытовыми примерами?.. ммм?..
"пример непревзойденного искусства Киселева сравнительно с современными авторами. Держу в руках учебник для 9-го класса "Алгебра-9", изданный в 1990 году. Автор — Ю. Н. Макарычев и Ко. Первые страницы: §1. "Функция. Область определения и область значений функции". В заголовке указана цель — разъяснить ученику три взаимосвязанных математических понятия. Как же решается эта педагогическая задача? Вначале даются формальные определения, потом множество разношерстных абстрактных примеров, затем множество хаотичных упражнений, не имеющих рациональной педагогической цели. Налицо перегрузка и абстрактность. Изложение занимает семь страниц. Форма изложения, когда начинают с невесть откуда взявшихся "строгих" определений и затем "иллюстрируют" их примерами, трафаретна для современных научных монографий и статей.
Сравним изложение той же темы А. П. Киселевым (Алгебра, ч. 2. М.: Учпедгиз. 1957). Методика обратная. Начинается тема с двух примеров — бытового и геометрического, эти примеры хорошо знакомы ученику. Примеры подаются так, что естественно приводят к понятиям переменной величины, аргумента и функции. После этого даются определения и еще 4 примера с очень краткими пояснениями, их цель — проверить понимание ученика, придать ему уверенности. Последние примеры тоже близки ученику, они взяты из геометрии и школьной физики. Изложение занимает две (!) страницы. Ни перегрузки, ни абстрактности! Пример "психологического изложения", по выражению Ф. Клейна. Показательно сравнение объемов книг. Учебник Макарычева для 9 класса содержит 223 страницы (без учета исторических сведений и ответов). Учебник Киселева содержит 224 страницы, но рассчитан на три года обучения — для 8-10 классов. Объем увеличился в три раза!"
ну правда, гениально... объяснить функцию через бытовой пример!
связать алгебру с еще 2-мя предметами - физикой и геометрией
а всё потому, что сам Андрей Петрович Киселёв имел 25 лет педагогического стажа и большую библиотеку разных учебников по математике (в т.ч. иностранных). Исходя из принципа "даже в самом дрянном учебнике можно найти что-то хорошее", он написал свои, понятные и простые, которые выдерживали не одно издание и не 10... а гораздо больше.
но ведь были такие же понятные и простые по физике и химии...
но инфы по ним не нашла
может, кто-то знает авторов и где можно скачать?
***важно: учебники по математике (Алгебра, Арифметика, Геометрия) А.П. Киселёва нужны только до реформы.
учебники под редакцией Глаголева и Хинчина - уже переделанные
нашла учебник химии - Борисова (1962)
учебники Киселёва есть на рутрекере.
Советских учебников много здесь
некоторые сталинские учебники можно найти здесь
арифметика для начальной школы:
http://rutracker.org...=745&nm=??????
русский язык для 1 кл, М.Л. Закожурникова
http://rutracker.org...c.php?t=2761007