дети и творчество: шаблоны или свобода?
творчество дети
Писала потому, что встретила рекомендации "учить ребенка рисовать"
с этими рекомендациями не совсем согласна, потому что творчество - это выражение внутреннего.
Лена Макарова говорила, если навязать ребенку шаблоны и техники, то он станет рисовать "правильно" (домик - это прямоугольник, сверху треугольник), а взамен может потерять себя... забивая шаблонами, мы рискуем прийти к тому, что ребенок не сможет выразить СЕБЯ. он будет выражать тебя, твои собственные шаблоны и подходы.
тогда я задумалась... ради чего мы учим детей рисовать... Более того, встретила рекомендации до 10-11 лет держать ребенка подальше от художественных школ, а одаренного ребенка - тем более...
мне нечем было похвастать, демонстрируя каляки Руслана, потому что там пятна
никто не восхитится: крутые разноцветные пятна. Ну правда, че в них особенного? пятна и пятна. Сама я не понимаю всякие виды живописи, где неизвестно что видимо, с фантазией затык полный.
зато все могли бы восхититься, если бы он нарисовал красивую маму или домег, это узнаваемо
вопрос в том, для чего я учу - чтобы народ одобрил или чтобы ребенок выразил себя.
тогда подходы совсем разные.
и границы души ребенка - тоже
месяц назад на просьбу "нарисуй маму" Руслан заявил, что не умеет и намалевал на А3 хаотичные разноцветные линии.
Видимо, это и есть в его представлении траектория движения мамы...)))
вчера начался новый этап: головоногий. Этап, который "в норме" начинается в 3-3.5 года, у девочек раньше, чем у мальчиков. А моему было уже 4.3, а он все никак...
это если очень творческий... а если творчество на уровне обычного человека, а выражать-то себя хочется? и бьешь по рукам, потому что "не получится красиво" или "правильно"?..Да не. Если человек реально творческий, он найдет свое направление по-любому, он видоизменит то, что дал ему учитель, выпустит его через призму своего вИденья.
Сколько среди нас людей, которым хотелось бы, но которые знают, что "не получится", потому что так говорили на уроках ИЗО, потому что в 10-11, когда хотелось отобразить реальный мир, и планка повысилась, перестало получаться, и с тех пор мы держимся подальше от художественных материалов, потому что у нас "детский уровень"...
Поэтому мне не нравится общепринятый подход "научить" творчеству. Можно показать пример и дать максимум свободы, не настаивать, чтобы не забить ребенка своими представлениями о том, как "надо"
А как без шаблонов?!
Есть буквы и цифры, которые надо писать шаблонами, иначе никто ниче не поймёт. А творчество - оно про другое.
и когда ребенок в 7л говорит, что он не умеет рисовать новое, потому что не знает, как это нарисовать, потому что не знает, как правильно, это уже остановка.
зато родители рады - то, что получается, "похоже на настоящее", узнаваемо
не хочу сказать, что с детьми вообще не надо заниматься. Конечно, надо, если хочется - и лепить, и рисовать (лучше всех про это пишут Лена Макарова и Юра Красный).
только без насилия, без ЦУ...
творить рядом с ребенком, вместе ведь солнце бывает белым, бывает желтым, а бывает красным или оранжевым. Это если в жизни. А если в сказке, то может быть каким угодно...
а взрослым тоже хочется... но страх сильнее... и, если никого рядом нет, то страх побеждает.
мне повезло попасть на вальдорфскую живопись, теперь знаю, что могу рисовать с натуры
сама не чувствую абстрактных картин, не понимаю современные стили, у меня простая душевная организация - близка гармония в общепринятом смысле.
Мне нравится тепло и свет, даже если это дождь
Хотя больше люблю солнце:
ну и вернемся к пятнам и калякам...
есть неплохая статья на эту тему, и главное в ней: "Creativity flourishes when things are done for enjoyment. What matters is the pleasure, not the perfection. Let’s forget about the “getting it right” and let’s give our kids the opportunity to explore, to make mistakes and take risks and to feel the freedom to express all their wonderful ideas."
дети выражают в этом себя... рисуют для себя, и неважно, насколько это правильно - важно, что для них это красиво.
как оценивать их творчество?
вначале - только хвалить, что получилось. А дальше, по мере роста, можно высказывать соображения... Но это когда-а-а-а еще будет... нескоро, ведь в детстве всё может быть всем )))
и каким угодно