1
суть Вальдорфа
Опубликовал: Радуга:),
30 Октябрь 2014
·
9 662 Просмотров
вальдорф школа школадома образование
Ну вот и закончился курс Вальдорф-педагогики)
помимо защиты дипломов (немного теории + провести часть своего урока) нас ждали лекции, пение и практические занятия: с немцами не забалуешь))))
- В чем суть Вальдорфа? - спросил наш преподаватель Вольфганг Ауэр в первый день занятий.
чтобы прийти к ответу, нам понадобилась неделя, картины Явленского и этапы развития человека от 0 до 28 лет...
Человек похож на матрешку, есть сенситивный период, в котором каждая часть человека максимально раскрывается. Но другие части в это время "дремлют" - их оберегают, как малыша в период беременности. Поэтому в Вальдорфе всё связано со всем
возраст 0-7: развивается физическое тело
7-14, развиваются жизненные силы: процессы внутри организма.
14-21, развитие эмоций
21-28: формирование "я"
итак, в чем же суть Вальдорфа?
наверное, в том, что он рассматривает человека комплексно. И на разных этапах развития дает нужное ребенку...
вальдорф-педагоги считают, что каждый ребенок рождается с будущим образом того, кем он может стать. Внутри каждого есть зерно, которое хочет прорасти...
в сов. педагогике говорилось о том, что "ребенок - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь"
мне кажется, верно и другое: в ребенке уже горит огонь...
задача взрослых (учителей и родителей) сводится к 3м пунктам:
- поддерживать
- наблюдать
- создавать условия
и тогда огонек превратится в пламя...))) ребенок сам раскроет образ, с которым пришел в этот мир)))
с вальдорфом или без, это случится
помимо защиты дипломов (немного теории + провести часть своего урока) нас ждали лекции, пение и практические занятия: с немцами не забалуешь))))
- В чем суть Вальдорфа? - спросил наш преподаватель Вольфганг Ауэр в первый день занятий.
чтобы прийти к ответу, нам понадобилась неделя, картины Явленского и этапы развития человека от 0 до 28 лет...
Человек похож на матрешку, есть сенситивный период, в котором каждая часть человека максимально раскрывается. Но другие части в это время "дремлют" - их оберегают, как малыша в период беременности. Поэтому в Вальдорфе всё связано со всем
возраст 0-7: развивается физическое тело
Скрытый текст
в этом возрасте важно давать детям много двигаться, развивать чувство равновесия, осязания, слух, зрение и тп. В сущности, все довольно просто и совпадает с привычной психологией:
0-1 возраст уверенности в себе и мире благодаря тому, что рядом надежный взрослый
1-3 возраст развития мелкой моторики
3-7 возраст игр со сверстниками.
В период от 0 до 7 лет Вальдорф считает важным ритм, поощрение самостоятельности отсутствие гиперопеки - ведь это все нужно для формирования следующих ступенек человека. Поэтому в д/с есть "Свободная игра" - когда дети час до обеда и час после обеда могут играть сами по себе, воспитательница и няня при этом заняты рукоделием или творчеством и присматривают одним глазом. В игру детей они не вмешиваются.
в это время сами дети мастерят домики (в д/с мебель легко двигать и превращать из одной в другую, есть много платков, есть лазалки, чтобы строить шалашики) и организуют разные сюжетно-ролевые игры: в повара, кафе, магазин, больница и др.
в садике группа разновозрастная: 3-7 лет.
известно, что человек развивается через подражание, т.е. сверстники могут взять друг у друга мало, а вот у старших товарищей - уже сполна Выпускники уходят, их место занимают взрослики, и в группу приходят новые малыши.
Есть четкий ритм недели и дня, есть определенные ритуалы - песенка для уборки, песенка для сказки и тп, т.к. ритм делает жизнь ребенка предсказуемой и прогнозируемой.
Ритм в вальдорф-саду замедлен, все песенки спокойные и медленные, т.к. внешний мир часто перегружен суетой, информацией и энергией. Атмосфера сада это частично компенсирует.
В саду проводятся праздники, в которых могут участвовать и родители, игрушки и мебель - из природных материалов, воспитательницы сами валяют игрушки из шерсти и показывают сказки. Старшие детки тоже шьют выпускные работы - кукол-младенцев, коняшек (носок на палке, помните, бывают такие) Это занимает много времени (3-4 недели), но ребенок к 7-ми годам вполне справится с такой задачей)))
у старших деток, кроме общих, есть и свои, особые задания.
в этом возрасте важно давать детям много двигаться, развивать чувство равновесия, осязания, слух, зрение и тп. В сущности, все довольно просто и совпадает с привычной психологией:
0-1 возраст уверенности в себе и мире благодаря тому, что рядом надежный взрослый
1-3 возраст развития мелкой моторики
3-7 возраст игр со сверстниками.
В период от 0 до 7 лет Вальдорф считает важным ритм, поощрение самостоятельности отсутствие гиперопеки - ведь это все нужно для формирования следующих ступенек человека. Поэтому в д/с есть "Свободная игра" - когда дети час до обеда и час после обеда могут играть сами по себе, воспитательница и няня при этом заняты рукоделием или творчеством и присматривают одним глазом. В игру детей они не вмешиваются.
в это время сами дети мастерят домики (в д/с мебель легко двигать и превращать из одной в другую, есть много платков, есть лазалки, чтобы строить шалашики) и организуют разные сюжетно-ролевые игры: в повара, кафе, магазин, больница и др.
в садике группа разновозрастная: 3-7 лет.
известно, что человек развивается через подражание, т.е. сверстники могут взять друг у друга мало, а вот у старших товарищей - уже сполна Выпускники уходят, их место занимают взрослики, и в группу приходят новые малыши.
Есть четкий ритм недели и дня, есть определенные ритуалы - песенка для уборки, песенка для сказки и тп, т.к. ритм делает жизнь ребенка предсказуемой и прогнозируемой.
Ритм в вальдорф-саду замедлен, все песенки спокойные и медленные, т.к. внешний мир часто перегружен суетой, информацией и энергией. Атмосфера сада это частично компенсирует.
В саду проводятся праздники, в которых могут участвовать и родители, игрушки и мебель - из природных материалов, воспитательницы сами валяют игрушки из шерсти и показывают сказки. Старшие детки тоже шьют выпускные работы - кукол-младенцев, коняшек (носок на палке, помните, бывают такие) Это занимает много времени (3-4 недели), но ребенок к 7-ми годам вполне справится с такой задачей)))
у старших деток, кроме общих, есть и свои, особые задания.
7-14, развиваются жизненные силы: процессы внутри организма.
Скрытый текст
Именно в 7 рекомендуют отдавать ребенка в школу, потому что начинается новый этап его развития.
опишу основное.
Преподавание ведется "эпохами"
есть основной урок, его ведет учитель каждый день по 1.5 часа. После основного урока - эвритмия, рукоделие, ремесло, живопись, глина...
Эпоха длится 3-4 недели: например, эпоха математики. Потом начинается эпоха родного языка, после нее - эпоха иностранного, позже - рисование форм, затем повторяется математика - и так по кругу.
и ведь это так здорово, только представить себе, что ребенок каждый день по 1.5ч в течение 4х недель слышит англ.речь и говорит на этом языке... Происходит погружение в языковую среду, что и является главным секретом усвоения предмета...
потому и домашка (до определенного возраста) простая - сочинять стихи, делать рисунки на тему урока. Ведь материал очень эффективно усваивается в школе, нет нужды загружать ребенка и дома. Но это - пока... потом все будет по-взрослому
учеба через действия
на родном языке разные цвета для разных частей речи...
на математике счет идет на орехах и через игры...
на уроках окружающего мира дети сами рисуют всех животных, которых проходят... делают план класса, собственной комнаты, составляют маршрут, знакомятся со старыми мерами длины (они связаны с телом человека)...
наблюдают за тем, как горит пламя свечи, поджигают отдельно фитиль, отдельно воск, потому что нужно ответить на вопрос: что же горит в свече?.. вставляют в прозрачное пламя трубочку и зажигают на другом конце исходящий газ...
один учитель ведет детей много лет, и преподает все основные предметы. Учитель - это пример для ребенка, и в вальдорфе воспитание начинается с самовоспитания
межпредметные связи
учителя по другим предметам всегда знают, что сейчас проходят на математике/какая тема по иностранному языку и стараются увязать свой предмет с другими. Эвритмия: дети проходят буквы и числа через движения, большие и маленькие: жестами, руками, группами... ходят буквы, ходят числа... это вправду облегчает запоминание материала и задействует моторную память... и очень развивает мозг... кажется, что это просто, на самом деле, мозг работает вовсю...
вдох-выдох
на уроке время умственной концентрации сменяется играми и движением
после основного занятия нужен выдох, где ребенок расслабляется. Но не в состояние киселя - рукоделие, живопись, глина, эвритмия - занятия, где есть четкие правила и четкий алгоритм действий И Штайнер не раз говорил, что "учителю математики следует благодарить учителя рукоделия" - ведь при развитии тонкой моторики, крупной моторики, творчества развивается мозг целиком, происходит переключение, смена деятельности, раскрытие ребенка в том, что ему интересно, а, значит, ребенку и вправду легче учиться.
оценки. До 6-7 класса оценок нет. в Вальдорфе вообще другое отношение к детям. Учитель ВСЕГДА сначала хвалит, что получилось, а потом... нет, он не критикует. Он говорит, "что можно сделать по-другому". Доброжелательно и спокойно. Дети учатся тому же самому - класс тоже выражает мнение таким образом, когда все вместе рассматривают какие-то работы.
да и зачем оценки, если дети сами хотят учиться?
*John Hattie, педагог в Австралии, который проводил исследование в течение 10 лет, изучая успешные педагогические работы. И результат оказался ошеломляющим, в Европе это вызвало очень горячие дискуссии. Успешность обучения не зависит от методики, материала, мат.обеспеченности, страны, где она находится – влияет только учитель.
"Auckland University Professor John Hattie has recently authored a study, based on research into 83 million students, studying effective teachers around the world and has come up with some reassuring results for creative teachers. It's all about trusting relationships and 'oodles of feedback'."
образы
считается, что в началке дети еще живут в образном, прекрасном мире. Преподавание строится на сказках и историях.
до 12 лет ребенок "вживается" в информацию через +эмоции и красивые образы
конечно, и сам учитель живо передает эмоции, видит перед собой те персонажи, о которых говорит... и тогда дети попадают в другой мир и живут вместе с героями...)))
1 класс: сказки про буквы, сказки про числа, рисунки в альбомах, учитель сам рисует мелками на большом формате у доски...
на каждое число и букву уходит минимум по 3 дня.
все 4 арифметические действия дети осваивают сразу. Считается, что каждому темпераменту соответствует свое арифм. действие и, чтобы вовлечь в обучение всех детей, нужно использовать сразу все 4.
поэтому к концу 1-го класса дети оперируют числами до 20 и считают в этих пределах
рассказ учителя
с 1 до 8 класса ежедневно дети слушают рассказ учителя. 15 минут на живое общение "глаза в глаза". Понятно, что так развивается у детей и речь, и мышление, и творчество (ведь они не только слушают сказки, басни, истории...), но и разыгрывают ролевые игры, рисуют на эту тему...))) Так в школе компенсируют тот недостаток общения, который остро стоит в современных семьях.
*учитель всегда РАССКАЗЫВАЕТ, а не читает.
*перед рассказом он разъясняет новые слова. Показывает красивые картинки или фотографии незнакомых животных или предметов
*никакой морали. После рассказа учитель не задает вопросов. Не делает выводов. Он оставляет детей наедине с тем образом, который создал во время рассказа. А выводы каждый ребенок делает САМ
2 класс: дети взрослеют. Им уже не нужны волшебные сказки, дети приземляются. В этот период учитель рассказывает басни. Они похожи на сказки, но в них речь о событиях, похожих на жизнь, а животные - отражения людей
3 класс: 9-10 лет, малый Рубикон, очень сложный период, сопопоставимый с кризисом 21 года. Ребенок чувствует полную оторванность от мира и одиночество. В этом возрасте ему нужна правда, поэтому учитель использует рассказы о том, что и как произошло, с опорой на исторические памятники, чтобы показать, что вся история - реальна. Былины - из этой же серии
в Математике в этом возрасте проходят дроби: дробь - это часть целого
в Родиноведении измеряют класс шагами, ростом, локтями и тп: ты - часть мира
Человек и Окружающий мир: связывают человека и животных, чтобы показать их схожесть: мы все - части целого, а человек универсален не для того, чтобы разрушать, а чтобы заботиться
4 класс: малый Рубикон пройден, ребенок стал сильнее, теперь в нем много внутренней силы и стремления к борьбе. Учитель рассказывает эпосы. Эпос - больше, чем сказка. Здесь есть, как и раньше, борьба добра со злом, но появляются и оттенки... Герои не только сплошь положительны, они и великодушны: умеют прощать, умеют заботиться о слабых, умеют проигрывать...
концепция сдвигания
впервые об этом я услышала год назад, когда опытным путем сократила наши английские занятия до 30 минут интенсива, оставив час на игры, песни-пляски, притопы и прихлопы. Я не могла понять, что с детьми, вроде без особого напряга, но много заниматься не могут - отключаются либо идут вразнос. Это при том, что час после занятия они могли пить чай, прыгать-бегать, играть, заниматься творчеством... Оказалось, все как у всех.
Много лет назад в школе в Бохуме сократили основной урок до 30 минут, оставив 60 минут на игры, физические упражнения и песни. Если раньше "свободная игра" была только в д/с, то теперь ее поставили и в 1 кл.
Сейчас то же самое делают во многих школах и во втором...
почему?
потому что после 14.00, когда в школе заканчиваются занятия, родители ведут детей к репетиторам. В итоге способность к обучению у детей снижается, социальные навыки страдают, и школа компенсирует эти перекосы вот таким образом - удлиняя "детский сад"
Именно в 7 рекомендуют отдавать ребенка в школу, потому что начинается новый этап его развития.
опишу основное.
Преподавание ведется "эпохами"
есть основной урок, его ведет учитель каждый день по 1.5 часа. После основного урока - эвритмия, рукоделие, ремесло, живопись, глина...
Эпоха длится 3-4 недели: например, эпоха математики. Потом начинается эпоха родного языка, после нее - эпоха иностранного, позже - рисование форм, затем повторяется математика - и так по кругу.
и ведь это так здорово, только представить себе, что ребенок каждый день по 1.5ч в течение 4х недель слышит англ.речь и говорит на этом языке... Происходит погружение в языковую среду, что и является главным секретом усвоения предмета...
потому и домашка (до определенного возраста) простая - сочинять стихи, делать рисунки на тему урока. Ведь материал очень эффективно усваивается в школе, нет нужды загружать ребенка и дома. Но это - пока... потом все будет по-взрослому
учеба через действия
на родном языке разные цвета для разных частей речи...
на математике счет идет на орехах и через игры...
на уроках окружающего мира дети сами рисуют всех животных, которых проходят... делают план класса, собственной комнаты, составляют маршрут, знакомятся со старыми мерами длины (они связаны с телом человека)...
наблюдают за тем, как горит пламя свечи, поджигают отдельно фитиль, отдельно воск, потому что нужно ответить на вопрос: что же горит в свече?.. вставляют в прозрачное пламя трубочку и зажигают на другом конце исходящий газ...
один учитель ведет детей много лет, и преподает все основные предметы. Учитель - это пример для ребенка, и в вальдорфе воспитание начинается с самовоспитания
межпредметные связи
учителя по другим предметам всегда знают, что сейчас проходят на математике/какая тема по иностранному языку и стараются увязать свой предмет с другими. Эвритмия: дети проходят буквы и числа через движения, большие и маленькие: жестами, руками, группами... ходят буквы, ходят числа... это вправду облегчает запоминание материала и задействует моторную память... и очень развивает мозг... кажется, что это просто, на самом деле, мозг работает вовсю...
вдох-выдох
на уроке время умственной концентрации сменяется играми и движением
после основного занятия нужен выдох, где ребенок расслабляется. Но не в состояние киселя - рукоделие, живопись, глина, эвритмия - занятия, где есть четкие правила и четкий алгоритм действий И Штайнер не раз говорил, что "учителю математики следует благодарить учителя рукоделия" - ведь при развитии тонкой моторики, крупной моторики, творчества развивается мозг целиком, происходит переключение, смена деятельности, раскрытие ребенка в том, что ему интересно, а, значит, ребенку и вправду легче учиться.
оценки. До 6-7 класса оценок нет. в Вальдорфе вообще другое отношение к детям. Учитель ВСЕГДА сначала хвалит, что получилось, а потом... нет, он не критикует. Он говорит, "что можно сделать по-другому". Доброжелательно и спокойно. Дети учатся тому же самому - класс тоже выражает мнение таким образом, когда все вместе рассматривают какие-то работы.
да и зачем оценки, если дети сами хотят учиться?
*John Hattie, педагог в Австралии, который проводил исследование в течение 10 лет, изучая успешные педагогические работы. И результат оказался ошеломляющим, в Европе это вызвало очень горячие дискуссии. Успешность обучения не зависит от методики, материала, мат.обеспеченности, страны, где она находится – влияет только учитель.
"Auckland University Professor John Hattie has recently authored a study, based on research into 83 million students, studying effective teachers around the world and has come up with some reassuring results for creative teachers. It's all about trusting relationships and 'oodles of feedback'."
образы
считается, что в началке дети еще живут в образном, прекрасном мире. Преподавание строится на сказках и историях.
до 12 лет ребенок "вживается" в информацию через +эмоции и красивые образы
конечно, и сам учитель живо передает эмоции, видит перед собой те персонажи, о которых говорит... и тогда дети попадают в другой мир и живут вместе с героями...)))
1 класс: сказки про буквы, сказки про числа, рисунки в альбомах, учитель сам рисует мелками на большом формате у доски...
на каждое число и букву уходит минимум по 3 дня.
все 4 арифметические действия дети осваивают сразу. Считается, что каждому темпераменту соответствует свое арифм. действие и, чтобы вовлечь в обучение всех детей, нужно использовать сразу все 4.
поэтому к концу 1-го класса дети оперируют числами до 20 и считают в этих пределах
рассказ учителя
с 1 до 8 класса ежедневно дети слушают рассказ учителя. 15 минут на живое общение "глаза в глаза". Понятно, что так развивается у детей и речь, и мышление, и творчество (ведь они не только слушают сказки, басни, истории...), но и разыгрывают ролевые игры, рисуют на эту тему...))) Так в школе компенсируют тот недостаток общения, который остро стоит в современных семьях.
*учитель всегда РАССКАЗЫВАЕТ, а не читает.
*перед рассказом он разъясняет новые слова. Показывает красивые картинки или фотографии незнакомых животных или предметов
*никакой морали. После рассказа учитель не задает вопросов. Не делает выводов. Он оставляет детей наедине с тем образом, который создал во время рассказа. А выводы каждый ребенок делает САМ
2 класс: дети взрослеют. Им уже не нужны волшебные сказки, дети приземляются. В этот период учитель рассказывает басни. Они похожи на сказки, но в них речь о событиях, похожих на жизнь, а животные - отражения людей
3 класс: 9-10 лет, малый Рубикон, очень сложный период, сопопоставимый с кризисом 21 года. Ребенок чувствует полную оторванность от мира и одиночество. В этом возрасте ему нужна правда, поэтому учитель использует рассказы о том, что и как произошло, с опорой на исторические памятники, чтобы показать, что вся история - реальна. Былины - из этой же серии
в Математике в этом возрасте проходят дроби: дробь - это часть целого
в Родиноведении измеряют класс шагами, ростом, локтями и тп: ты - часть мира
Человек и Окружающий мир: связывают человека и животных, чтобы показать их схожесть: мы все - части целого, а человек универсален не для того, чтобы разрушать, а чтобы заботиться
4 класс: малый Рубикон пройден, ребенок стал сильнее, теперь в нем много внутренней силы и стремления к борьбе. Учитель рассказывает эпосы. Эпос - больше, чем сказка. Здесь есть, как и раньше, борьба добра со злом, но появляются и оттенки... Герои не только сплошь положительны, они и великодушны: умеют прощать, умеют заботиться о слабых, умеют проигрывать...
концепция сдвигания
впервые об этом я услышала год назад, когда опытным путем сократила наши английские занятия до 30 минут интенсива, оставив час на игры, песни-пляски, притопы и прихлопы. Я не могла понять, что с детьми, вроде без особого напряга, но много заниматься не могут - отключаются либо идут вразнос. Это при том, что час после занятия они могли пить чай, прыгать-бегать, играть, заниматься творчеством... Оказалось, все как у всех.
Много лет назад в школе в Бохуме сократили основной урок до 30 минут, оставив 60 минут на игры, физические упражнения и песни. Если раньше "свободная игра" была только в д/с, то теперь ее поставили и в 1 кл.
Сейчас то же самое делают во многих школах и во втором...
почему?
потому что после 14.00, когда в школе заканчиваются занятия, родители ведут детей к репетиторам. В итоге способность к обучению у детей снижается, социальные навыки страдают, и школа компенсирует эти перекосы вот таким образом - удлиняя "детский сад"
14-21, развитие эмоций
Скрытый текст
переживания и собственное осознание, что мир можно понять
я в этом мире могу на что-то повлиять или, может быть, есть место, где я нужен.
Эмоциональная часть освободилась и находится в распоряжении человека.
И теперь эмоции нужно применять, чтобы они могли развиться дальше.
Вопрос в том, с помощью чего это происходит.
При помощи театра и другого творчества: музыкой (оркестр, пение), рисование, скульптура – то, что развивает чувства, чтобы они стали тонкими. Не только самостоятельно рисовать, но и созерцать искусство великих мастеров.
Через это можно осознавать свои чувства и выражать их, чтобы они стали понятны другим людям
И раз это происходит в сообществе, вместе с другими, это положительно влияет на человека, т.к. критика со стороны одноклассников очень хорошо воспитывает и формирует эмоции.
Если в человеке не развить эмоции и самовыражение, то он впадает в невежество, усталость, скуку и испытывает упадок сил.
В этом возрасте нужно дать возможность пережить, что в мире есть то, что мне интересно, иначе это ужасно: зачем дальше жить, если ничего не интересно?..
Очень большое искусство учителя в том, чтобы дать каждому ребенку то, что его очень заинтересует и вызовет живые эмоции.
*важно, чтобы дети получили опыт: этот мир можно понять, или в этом мире есть что-то, что можно понять.
Можно понять и плохие, злые вещи в этом мире. Это не значит, что они могут нравиться, но можно понять, почему определенные ситуации складываются именно так, а не иначе. Потому что, если я что-то не понимаю, то не могу это изменить.
Большинство людей считает, что война в Украине ужасна
Но можно понять, как произошло, что она произошла.
Можно исторически посмотреть, почему случилась I Мировая война, II Мировая, и какие проблемы есть у нас в группе.
Опыт нужности можно получить через практику (с/х) и через волонтёрство, когда что-то полезное и нужно можно делать с другими людьми.
Взрослые заботятся о том, чтобы молодые люди имели возможность себя применить - через доверие, делегирование ответственности и уменьшение опеки до минимума.
В развитых странах эта гиперопека очень развита и там возникает проблема, что молодые люди страдают от гиперопеки, т.е. молодежь ничего не зарабатывает, т.к. к ним относятся, как к маленьким детям.
В то время как самим молодым людям нужно:
- понимание реальности
- интерес к определенным вещам
- ощущение "я могу что-то сделать"
- приобретение взрослости
- занятие философией. Философия в этом возрасте – начало познания самого себя.
Задача школы – дать понять, что в жизни ты станешь только тем, что сделал для себя сам. Поэтому идет тоже обсуждение текстов разных философов.
Учитель всегда должен быть на стороне ученика, что бы он ни сделал.
Почему?
Потому что в глубине дети открыты, честны и искренни, и не хотят вести себя плохо.
Может быть, его основа была недостаточно сформирована на предыдущих этапах, поэтому важно, чтобы взрослый доверял ребенку.
Нужен театр, рисование, наблюдение искусства, чтение книг, через интерес, без принуждение, то жажда преобразуется в интерес к искусству.
Подросток учится преобразовывать жажду в интерес.
Интерес к музыке вызывается через игру на инструменте, он куда эффективнее, чем если этой игры на инструменте нет. Особенно если можно играть с другими людьми на муз.инструментах.
Но, если человек не умеет играть, то жажда играть на инструменте никак не может реализоваться.
Дать ребенку возможность познакомиться с философией.
переживания и собственное осознание, что мир можно понять
я в этом мире могу на что-то повлиять или, может быть, есть место, где я нужен.
Эмоциональная часть освободилась и находится в распоряжении человека.
И теперь эмоции нужно применять, чтобы они могли развиться дальше.
Вопрос в том, с помощью чего это происходит.
При помощи театра и другого творчества: музыкой (оркестр, пение), рисование, скульптура – то, что развивает чувства, чтобы они стали тонкими. Не только самостоятельно рисовать, но и созерцать искусство великих мастеров.
Через это можно осознавать свои чувства и выражать их, чтобы они стали понятны другим людям
И раз это происходит в сообществе, вместе с другими, это положительно влияет на человека, т.к. критика со стороны одноклассников очень хорошо воспитывает и формирует эмоции.
Если в человеке не развить эмоции и самовыражение, то он впадает в невежество, усталость, скуку и испытывает упадок сил.
В этом возрасте нужно дать возможность пережить, что в мире есть то, что мне интересно, иначе это ужасно: зачем дальше жить, если ничего не интересно?..
Очень большое искусство учителя в том, чтобы дать каждому ребенку то, что его очень заинтересует и вызовет живые эмоции.
*важно, чтобы дети получили опыт: этот мир можно понять, или в этом мире есть что-то, что можно понять.
Можно понять и плохие, злые вещи в этом мире. Это не значит, что они могут нравиться, но можно понять, почему определенные ситуации складываются именно так, а не иначе. Потому что, если я что-то не понимаю, то не могу это изменить.
Большинство людей считает, что война в Украине ужасна
Но можно понять, как произошло, что она произошла.
Можно исторически посмотреть, почему случилась I Мировая война, II Мировая, и какие проблемы есть у нас в группе.
Опыт нужности можно получить через практику (с/х) и через волонтёрство, когда что-то полезное и нужно можно делать с другими людьми.
Взрослые заботятся о том, чтобы молодые люди имели возможность себя применить - через доверие, делегирование ответственности и уменьшение опеки до минимума.
В развитых странах эта гиперопека очень развита и там возникает проблема, что молодые люди страдают от гиперопеки, т.е. молодежь ничего не зарабатывает, т.к. к ним относятся, как к маленьким детям.
В то время как самим молодым людям нужно:
- понимание реальности
- интерес к определенным вещам
- ощущение "я могу что-то сделать"
- приобретение взрослости
- занятие философией. Философия в этом возрасте – начало познания самого себя.
Задача школы – дать понять, что в жизни ты станешь только тем, что сделал для себя сам. Поэтому идет тоже обсуждение текстов разных философов.
Учитель всегда должен быть на стороне ученика, что бы он ни сделал.
Почему?
Потому что в глубине дети открыты, честны и искренни, и не хотят вести себя плохо.
Может быть, его основа была недостаточно сформирована на предыдущих этапах, поэтому важно, чтобы взрослый доверял ребенку.
Нужен театр, рисование, наблюдение искусства, чтение книг, через интерес, без принуждение, то жажда преобразуется в интерес к искусству.
Подросток учится преобразовывать жажду в интерес.
Интерес к музыке вызывается через игру на инструменте, он куда эффективнее, чем если этой игры на инструменте нет. Особенно если можно играть с другими людьми на муз.инструментах.
Но, если человек не умеет играть, то жажда играть на инструменте никак не может реализоваться.
Дать ребенку возможность познакомиться с философией.
21-28: формирование "я"
Скрытый текст
Человеку нужны мотивы. Мотивы помогают добиваться чего-то, они долгосрочны. Ставят дальние цели. Т.е. человек уже может найти свое предназначение. Но чтобы он его нашел, ему нужно было ранее попробовать себя в разных областях, чтобы понять, что ближе. Ведь многие живут до самой пенсии и делают то, что им не нравится и радуются после выхода на пенсию тому, что наконец-то можно заняться тем, чем хотелось заняться всю жизнь.
Также важно, чтобы человек получал разные примеры из жизни, чтобы были разные люди в его окружении. Есть африканская поговорка, «Чтобы по-настоящему воспитать одного ребенка, нужна целая деревня». Конечно, не с самого рождения она нужна, эта деревня, но ребенок должен встречаться и взаимодействовать с разными людьми, чтобы сделать свой выбор самостоятельно.
все предыдущие этапы подводят человека к осознанию: "я" получает силы из того, что делает сам человек.
*если наша цель - сделать человека слабым, нужно все делать за него.
и наоборот, если учитель и родители постепенно уходят в сторону, ребенок становится сильным
Важно, чтобы сами взрослые в этом возрасте уже могли себе ответить на вопрос: какие у меня цели в жизни?
Поэтому воспитание ребенка начинается с воспитания самого себя.
Также важно, чтобы человек получал разные примеры из жизни, чтобы были разные люди в его окружении. Есть африканская поговорка, «Чтобы по-настоящему воспитать одного ребенка, нужна целая деревня». Конечно, не с самого рождения она нужна, эта деревня, но ребенок должен встречаться и взаимодействовать с разными людьми, чтобы сделать свой выбор самостоятельно.
все предыдущие этапы подводят человека к осознанию: "я" получает силы из того, что делает сам человек.
*если наша цель - сделать человека слабым, нужно все делать за него.
и наоборот, если учитель и родители постепенно уходят в сторону, ребенок становится сильным
Важно, чтобы сами взрослые в этом возрасте уже могли себе ответить на вопрос: какие у меня цели в жизни?
Поэтому воспитание ребенка начинается с воспитания самого себя.
итак, в чем же суть Вальдорфа?
наверное, в том, что он рассматривает человека комплексно. И на разных этапах развития дает нужное ребенку...
вальдорф-педагоги считают, что каждый ребенок рождается с будущим образом того, кем он может стать. Внутри каждого есть зерно, которое хочет прорасти...
в сов. педагогике говорилось о том, что "ребенок - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь"
мне кажется, верно и другое: в ребенке уже горит огонь...
задача взрослых (учителей и родителей) сводится к 3м пунктам:
- поддерживать
- наблюдать
- создавать условия
и тогда огонек превратится в пламя...))) ребенок сам раскроет образ, с которым пришел в этот мир)))
с вальдорфом или без, это случится
- 4
Хорошо, что это у кого-то есть.