Детский лепет
речь дети психология
Руслан, 3г
Все родители ждут, когда же ребенок заговорит?...
Повезёт (и ребенку, и его родителям), если он начнет говорить рано, или хотя бы в средних пределах...
А вот если ребенок молчит долго...
Или если его набор слов "меньше нормы"
а уж когда начинаешь сравнивать своего с другими, и сравнение - не в лучшую для него сторону, тут и панике поддаться можно.
Мало ли, пишут ведь в интернете о "задержках речевого развития", вдруг время упустим, вдруг чего-то делать надо, а мы не делаем...
Часто родители, подгоняемые тревогой, хватают чадо в охапку и бегут в невропатологу или логопеду, чтобы специалист успокоил или дал рекомендаций.
Тут главное, чтобы специалист попался адекватный, а то гипердиагностика - наше всё. Безграмотность - другая сторона медали, препаратов еще выпишут...
эх, как же нелегко быть иногда родителем!
вечно мучают вопросы: как сделать все правильно? как сделать вовремя? а как у других? а вдруг у меня хуже? а как сделать, чтобы было лучше?.. ой, а что скажут люди?... а вдруг не так? а если не то?..
скучать не приходится)))
Давайте чуть-чуть
Речь, как считают ученые, появилась последней в процессе эволюции.
Поэтому она очень индивидуальна и на ее развитие влияет совокупность факторов, а не один из них.
Что же это за влиятельные факторы такие?
- родоразрешение (ЕР/ЕРс анестезией/КС)
- ГВ / сосание бутылочки до 12 мес
- своевременное введение прикорма
- мамин массаж в возрасте до года (при КС ежедневный - до 3х лет)
- разговаривание с ребенком
- наследственность
- пол
- наличие богатой сенсорной среды
- двуязычье (может быть правильное и неправильное)
- и, наконец, индивидуальные особенности.
Рассмотрим каждый фактор в отдельности
Дети разные, факторы - разные, потому и речь индивидуальна.
Факторы уравновешивают или усиливают друг друга
Например, КС, но было ГВ, девочка, болтливый тип - начинает говорить рано.
Или, наоборот - ЕР, ГВ, болтливый тип, отсутствие сенсорного развития, мальчик - ставят ЗРР
О медикаментах
Вкратце - речь напрямую зависит от развития мозга. Развитие мозга - это постоянное образование новых связей и укрепление имеющихся. ГВ, прикорм, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, ручное творчество способствуют образованию связей.
Медикаменты - в какой-то мере - тоже, но в меньшей: никакой пантокальцин не исправит обеднённой сенсорной среды. А вот навредит малышу легко.
Ну и - о примерных нормах (доча их опережала, сын - отставал)
Этапы овладения фонетикой и грамматикой
Что же делать, если у ребенка проблемы с речью?
Успокоиться))) ведь есть же молчуны от природы... если остальные факторы в норме - продолжать развивать сенсорную среду и делать кучу другой приятной работы
А если не в норме? ЗРР можно исправить разными играми. Логопедические упражнения детям делают только с 5 лет (с этого возраста они способны повторять, как надо язык держать и тп), а до этого возраста для коррекции речи используют игры - подышать, как паровозик, как собачка и так далее (очень похожие на дыхание в родах))). И все игры для развитие ротовых мышц - надувать шарики, мыльные пузыри, дуть через соломинки на тенн. мячики (от настольного тенниса), на шарики из салфеток, из фольги, петь тихо/громко, гримасничать, сдувать с руки перышки/вату/мишуру, пальчиковые игры. И очень много мелкой моторики. Вот прям Монтессори-среда дома Или можно в Монтессори-класс поводить, но он не всем детям подходит))) И мозг ведь растет не 2-3 раза в неделю по часу - а постоянно. Поэтому среда должна соответствовать потребностям мозга
И еще - плавание, движение и игры в воде. И массаж, который мама сама может дома делать, это тоже мозг стимулирует.
Сюда же, к телесной стимуляции, относятся игры-возня, качание в пледе, танцы и тп.
Музыка: добавить игры с музыкальными инструментами. Произведения Моцарта способствуют образованию связей в мозгу (ну надо же!)
если, допустим, в 3 года ЗРР, надо ли её уже исправлять, или, по-любому к 5 уравняется? Само?
И, почему в 3 (а то и в 2) детям ставят ЗРР? Мне кажется, для таких диагнозов разумней дождаться 5. Или, в 5 уже поздно будет спохватываться?