Перейти к содержимому





* * * * * 6 голосов

Детский лепет

Опубликовал: Радуга:), 21 Февраль 2013 · 8 644 Просмотров

речь дети психология
Детский лепет - Мама, сматьи, мы музики как сидим (Мама, смотри, мы сидим, как мужики)
Руслан, 3г

Все родители ждут, когда же ребенок заговорит?...
Повезёт (и ребенку, и его родителям), если он начнет говорить рано, или хотя бы в средних пределах...
А вот если ребенок молчит долго...
Или если его набор слов "меньше нормы"
а уж когда начинаешь сравнивать своего с другими, и сравнение - не в лучшую для него сторону, тут и панике поддаться можно.
Мало ли, пишут ведь в интернете о "задержках речевого развития", вдруг время упустим, вдруг чего-то делать надо, а мы не делаем...

Часто родители, подгоняемые тревогой, хватают чадо в охапку и бегут в невропатологу или логопеду, чтобы специалист успокоил или дал рекомендаций.
Тут главное, чтобы специалист попался адекватный, а то гипердиагностика - наше всё. Безграмотность - другая сторона медали, препаратов еще выпишут...
эх, как же нелегко быть иногда родителем! :dandy:

вечно мучают вопросы: как сделать все правильно? как сделать вовремя? а как у других? а вдруг у меня хуже? а как сделать, чтобы было лучше?.. ой, а что скажут люди?... а вдруг не так? а если не то?..
скучать не приходится)))

Давайте чуть-чуть взорвём себе мозг облегчим жизнь себе и детям и поговорим о речевом развитии здорового ребенка.

Речь, как считают ученые, появилась последней в процессе эволюции.
Поэтому она очень индивидуальна и на ее развитие влияет совокупность факторов, а не один из них.

Что же это за влиятельные факторы такие? :cool:

- родоразрешение (ЕР/ЕРс анестезией/КС)
- ГВ / сосание бутылочки до 12 мес
- своевременное введение прикорма
- мамин массаж в возрасте до года (при КС ежедневный - до 3х лет)
- разговаривание с ребенком
- наследственность
- пол
- наличие богатой сенсорной среды

- двуязычье (может быть правильное и неправильное)
- и, наконец, индивидуальные особенности.

Рассмотрим каждый фактор в отдельности :rotate:

Скрытый текст


Дети разные, факторы - разные, потому и речь индивидуальна.
Факторы уравновешивают или усиливают друг друга
Например, КС, но было ГВ, девочка, болтливый тип - начинает говорить рано.
Или, наоборот - ЕР, ГВ, болтливый тип, отсутствие сенсорного развития, мальчик - ставят ЗРР

О медикаментах
Вкратце - речь напрямую зависит от развития мозга. Развитие мозга - это постоянное образование новых связей и укрепление имеющихся. ГВ, прикорм, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика, ручное творчество способствуют образованию связей.
Медикаменты - в какой-то мере - тоже, но в меньшей: никакой пантокальцин не исправит обеднённой сенсорной среды. А вот навредит малышу легко.

Ну и - о примерных нормах (доча их опережала, сын - отставал)

Этапы овладения фонетикой и грамматикой

Скрытый текст


Что же делать, если у ребенка проблемы с речью?
Успокоиться))) ведь есть же молчуны от природы... если остальные факторы в норме - продолжать развивать сенсорную среду и делать кучу другой приятной работы :)

А если не в норме? ЗРР можно исправить разными играми. Логопедические упражнения детям делают только с 5 лет (с этого возраста они способны повторять, как надо язык держать и тп), а до этого возраста для коррекции речи используют игры - подышать, как паровозик, как собачка и так далее (очень похожие на дыхание в родах))). И все игры для развитие ротовых мышц - надувать шарики, мыльные пузыри, дуть через соломинки на тенн. мячики (от настольного тенниса), на шарики из салфеток, из фольги, петь тихо/громко, гримасничать, сдувать с руки перышки/вату/мишуру, пальчиковые игры. И очень много мелкой моторики. Вот прям Монтессори-среда дома Или можно в Монтессори-класс поводить, но он не всем детям подходит))) И мозг ведь растет не 2-3 раза в неделю по часу - а постоянно. Поэтому среда должна соответствовать потребностям мозга :)

И еще - плавание, движение и игры в воде. И массаж, который мама сама может дома делать, это тоже мозг стимулирует.

Сюда же, к телесной стимуляции, относятся игры-возня, качание в пледе, танцы и тп.

Музыка: добавить игры с музыкальными инструментами. Произведения Моцарта способствуют образованию связей в мозгу (ну надо же!)

  • 11


Поэтому к 5-ти годам дети, заговорившие раньше и дети, заговорившие позже, уравниваются.


А если не в норме? ЗРР можно исправить разными играми.

если, допустим, в 3 года ЗРР, надо ли её уже исправлять, или, по-любому к 5 уравняется? Само?

И, почему в 3 (а то и в 2) детям ставят ЗРР? Мне кажется, для таких диагнозов разумней дождаться 5. Или, в 5 уже поздно будет спохватываться?
    • 0
хорошая статья
    • 0

если, допустим, в 3 года ЗРР, надо ли её уже исправлять, или, по-любому к 5 уравняется? Само?

ЗРР бывает разная.
Бывает, что обусловлена темпераментом ребенка (тогда пройдет само)
Бывает, что вызвана неподходящей средой. В этом случае нужно устранять причину - создавать среду для развития мозга и речи.

И, почему в 3 (а то и в 2) детям ставят ЗРР?

по разным причинам :)
может быть, среда не соответствует потребностям малыша
может быть, тип у ребенка позднеговорящий, а специалист не учёл этого
может быть, специалист об этом просто не знает


Мне кажется, для таких диагнозов разумней дождаться 5. Или, в 5 уже поздно будет спохватываться?


Если среда не соответствует потребностям ребенка, в 5 может быть поздно: нижний отдел мозга почти завершил свое развитие.
если среда развивает нужные участки мозга, в 5 логопед не понадобится :)

Скрытый текст
    • 0

хорошая статья

спасибо :)
    • 0
Ясно. А то мне со-стороны обычно, кажется, что надо лечить родственников, а не ребенка:) если бы вокруг меня было такое ожидание, давление, да еще и мама бы стесняясь говорила "у нас ЗРР", я бы, конечно, не понимала что такое ЗРР, но стеснение в голосе уловила, да, блин, я взрослая гипер-болтливая, и то не смогла бы ни слова выдавить:)
Значит, мамы все-таки не зря беспокоятся, раз можно упустить время.
    • 0

А то мне со-стороны обычно, кажется, что надо лечить родственников, а не ребенка

ну что делать, родители сейчас тревожные. Мелкую моторику не развивают, ножики ребенку не дают, ножницы - тоже. Поэтому важно знать, чего делать и зачем. А лечить необязательно)))

да, блин, я взрослая гипер-болтливая, и то не смогла бы ни слова выдавить

я бы тоже))) а каково деткам, которые стеснительны от природы...

Значит, мамы все-таки не зря беспокоятся, раз можно упустить время

не зря))) мозг растет небесконечно.
    • 1
А как говорят дети, если родители их говорят на языке, отличающимся от страны. Ну скажем, русскоговорящая мама ,араб папа,живут и родили в америке? Папа с мамой между собой говорят на англ,с ребенком на своем.
    • 0

А как говорят дети, если родители их говорят на языке, отличающимся от страны. Ну скажем, русскоговорящая мама ,араб папа,живут и родили в америке? Папа с мамой между собой говорят на англ,с ребенком на своем.

У моего сына была такая подружка. Папа араб, мама чеченка, няня русскоязычная.
Девочка говорила: "Гоу бассейн, надень шуз, вместе гоу бассейн". Ей было уже пять лет( не речь, а полный бардак.
    • 0

А как говорят дети, если родители их говорят на языке, отличающимся от страны. Ну скажем, русскоговорящая мама ,араб папа,живут и родили в америке? Папа с мамой между собой говорят на англ,с ребенком на своем.

по-разному
двуязычие/триязычие бывает правильное и не очень.
Правильное - это когда отдельный взрослый говорит с ребенком на своем языке.
папа - на арабском
мама - на русском
воспитательница в садике - на английском
Это - погружение в среду :)

Тогда после определенного этапа смешения языков ребенок начинает легко говорить на разных языках в разных ситуациях. Потому что на каждого взрослого в мозгу образуется свои связи.

неправильное - это когда каждый из взрослых начинает говорить сразу на 2х языках. От этого в мозгу связи нарушаются, что может привести к заиканию.
    • 0

неправильное - это когда каждый из взрослых начинает говорить сразу на 2х языках. От этого в мозгу связи нарушаются, что может привести к заиканию.

у меня в друзьях была семья филиппинская, говорят на двух языках оба родителя. к 3-м годам их старшая дочь с легкостью говорила когда надо на английском, а когда надо - на тагальском. я не знаю, как они ее обучали. тогда не поинтеросовалась, а сейчас связь потеряли.
    • 0

Статья хорошая но есть не большая неточность с 5 лет занимаются постановкой звука, а логопедические упражнения включают в себя еще и : звуковую гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на ФФН, артикуляционную гимнастику, дыхательная гимнастика. Которыми в принципе можно заниматься с малышом с рождения ну или с 3-4 месяцев . Особенно звуковой гимнастикой : девочка плачет- аааааааааааааа , паровоз гудит- уууууууууууу, мышка пищит – ииииииииииииииии ну и тг. Их бесчисленное множество. Пальчиковой гимнастикой, упражнениям по ФФН: шуршите бумажкой, стучите в барабан, в общем, создавайте разные звуки, пусть он их слышит и учится различать. Есть хорошие книги по теме:

: Домашний логопед, Большой логопедический учебник для самых маленьких.

    • 0

у меня в друзьях была семья филиппинская, говорят на двух языках оба родителя

вспомнила анекдот в тему
- How do you call a man speaking 3 languages?
- trilingual
- How do you call a man speaking 2 languages?
- bilingual

- How do you call a man speaking 1 language?
- American

:)
    • 0
wera2009g, спасибо за полезную информацию :)
    • 0

Тогда после определенного этапа смешения языков ребенок начинает легко говорить на одном из 3х. Потому что на каждого взрослого в мозгу образуется свои связи.

неправильное - это когда каждый из взрослых начинает говорить сразу на 2х языках. От этого в мозгу связи нарушаются, что может привести к заиканию.

спасибо. полезно, примем к сведению
    • 0
О, раз уж речь зашла про билингвов. Радуга, Вы не можете посоветовать литературу про них? У меня ребенок билингвом по идеи должен быть. Стараюсь с ним разговаривать по-русски, но иногда вставляю слова с другого языка(когда есть кто то 3ий и сним надо говорить не по русски, не успеваю переключатся). Ребенок у меня не правильно использует глаголы, может сказать баба пошел. Говорит в основном на втором языке. Языки обычно в одном предложении не смешивает. Но и предложения у него не особо длинные 2-3 слова. Вот думаю для нашего возроста это еще нормально или уже надо что то делать. Искала литературу в интернете, но особо ничего полезного не нашла.
    • 0
Termit, а возраст? :)
    • 0
может я не права, но мне кажется неправильное согласование это совсем не страшно. с возрастом по-любому исправится, ребенку же придется читать, слушать и общаться на двух языках.
    • 0
нам 2 года.
Я конечно понимаю, что сейчас еще может и рано тревогу бить, но почитать что нибудь не мешало бы билингвов.
    • 0

может я не права, но мне кажется неправильное согласование это совсем не страшно. с возрастом по-любому исправится, ребенку же придется читать, слушать и общаться на двух языках.

ты права :)
    • 0

нам 2 года.
Я конечно понимаю, что сейчас еще может и рано тревогу бить, но почитать что нибудь не мешало бы билингвов.

такая речь - возрастная особенность, смотри:
"От 1 г.7 мес. до 3 лет
Овладение грамматическими формами, начало вычленения морфем" Т.е. этап согласования и склонения по падежам - растянутый :) У билингвов может быть еще длиннее.

Мой сын в 2.5 говорит "посёл, дюя" ("пошла, дура" - да-да, я, как и многие, утешаю себя тем, что взял он это в саду, "мы дома такое не используем"), но в то же время может сказать "езять тикву" (резать тыкву). Т.е. склонение по падежам в некоторых случаях идет, а вот согласования с полом пока нет)

если ты иногда вставляешь слова из разных языков, это нестрашно. Неправильный билингвизм - это когда ребенка обучают языку без погружения в среду, т.е. взрослый (или взрослые) постоянно разговаривают то на одном, то на другом языке. А когда в садике, например, в ШРР или школе сразу 2 языка преподают, а метод - переводной (беспереводной - это когда преподаватель говорит только на другом языке и показывает картинки к каждому слову), это тоже путает связи в мозгу. Но не всегда ведет к заиканию.

про литературу не знаю, что почитать, целенаправленно источник не искала.
    • 0
Джем, а меня сейчас волнует тема изучения второго языка. Нам почти 3. Учу некоторые слова типа кошка, собака и пр. Но не знаю, нужно ли это, как давать правильно. Пока просто слова учить которые ему интересны или может фразы, например "как дела?", бытовые разговорные.
    • 0
Радуга, спасибо.
Думаем отправить ребенка еще и на английски. Есть ли смысл? Проблема в том что у нас для детей до 3х лет есть только бассейн и анлийски. Хочу что бы ребенок общался с другими детьми.
    • 0

Нам почти 3. Учу некоторые слова типа кошка, собака и пр. Но не знаю, нужно ли это, как давать правильно.

правильно в этом возрасте - это вальдорф-метод, когда ты говоришь с ребенком один день в неделю исключительно на другом языке. Это - вариант погружения
если не можешь обеспечить погружение - лучше не начинать, т.к. вначале нужно, чтобы "встали" звуки родной речи, а потом уже - иностранной.
    • 0

Думаем отправить ребенка еще и на английски. Есть ли смысл? Проблема в том что у нас для детей до 3х лет есть только бассейн и анлийски. Хочу что бы ребенок общался с другими детьми.

если там среда, где преподаватель говорит только на английском - можно :)
до 3х лет детям важнее манипулировать предметами, чем общаться с другими детьми. Сейчас растет та часть мозга, которой общение не столь важно, как предметы и мелкая моторика.

Человек вообще развивается циклично:
0-1 год психика настроена на общение, это общение с мамой
1-3 года - на манипулирование предметами, мелкую моторику
3-7 лет - социализация, снова общение, но уже с детьми
7-11 лет - учебная деятельность (т.е. снова предметы интереснее людей)
11-15- подростковый возраст, общение со сверстниками
15 - 18 - профессиональная ориентация, учеба ради будущей деятельности.
    • 0

правильно в этом возрасте - это вальдорф-метод, когда ты говоришь с ребенком один день в неделю исключительно на другом языке. Это - вариант погружения

А как он будет меня понимать? :)
    • 0
Анюта, так же, как начинал понимать родную речь :)
погружение - это когда у каждого предмета свое слово, а не у каждого слова свой перевод :)
    • 0

Думаем отправить ребенка еще и на английски. Есть ли смысл? Проблема в том что у нас для детей до 3х лет есть только бассейн и анлийски. Хочу что бы ребенок общался с другими детьми.

если там среда, где преподаватель говорит только на английском - можно :)
до 3х лет детям важнее манипулировать предметами, чем общаться с другими детьми. Сейчас растет та часть мозга, которой общение не столь важно, как предметы и мелкая моторика.

Человек вообще развивается циклично:
0-1 год психика настроена на общение, это общение с мамой
1-3 года - на манипулирование предметами, мелкую моторику
3-7 лет - социализация, снова общение, но уже с детьми
7-11 лет - учебная деятельность (т.е. снова предметы интереснее людей)
11-15- подростковый возраст, общение со сверстниками
15 - 18 - профессиональная ориентация, учеба ради будущей деятельности.

Насколько я поняла там детки играют во что то, а преподаватель с ними разговаривает на английском, но мне кажется 1часа в неделю маловато. Вообщем пока не будем заморачиватся. Пусть с бабушкой дома сидит.
    • 0
ага, час в неделю - это мало
    • 0
как преподаватель английского и мама, я немножко изучала вопрос обучения иностранному языку малышей. Говорят, с 2,5 лет уже можно начинать, когда как раз уже более или менее сформировалась родная речь. Естественно в игровой форме. А после 4-х лет дети вообще обожают учить иностранные языки и самое главное - говорить на них. Про вальдорф метод это очень интересно! наверное, так и сделаю.

У меня ребенок говорит "мама, помоги пожаста" и "мама, помоги, пиииз"))) это когда какое слово вспомнит.
    • 0
Джем, спасибо за статью, классная и написана в доступной форме, прочитала на одном дыхании, но все же волнение есть, не хочется действительно упустить время.
Вот тольуо хотела спросить - как понять или узнать развит тот или иной отдел мозга или нет?
Вроде живем в частном доме, вроде все доступно, да и дома и с фасолью играет и рисует и лепим, но как будто чувство - что что-то не додала((
Подскажи как быть?
    • 0

Декабрь 2024

П В С Ч П С В
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425 26 272829
3031     

рассуждансы

жалость «Оправдывать свою гадость души физическими страданиями и внешними стрессами от родных - да, это можно понять, но это ВЫГОДНО. Большинство тех, кто болеет долго и тяжело, становится энергетическим вампиром всех окружающих, дико жалея себя и всеми силами заставляя других делать тоже самое. Во время жалости подпитка идет очень мощно. Если с подпиткой и нужным им отношением напряг, включается ненависть - вы меня не понимаете, вы такое не испытывали, вы сволочи уже за то, что здоровы. На ненависть идет мгновенный отклик ненависти, многие ведутся и кормушка не оскудевает. Стандартный набор рядового вампира. Так можно прожить долго и очень долго, пока несчастные жертвы-доноры будут это терпеть из чувства долга и правильности. Но свет души на этом тратится неслабо и доноры могут взбунтоваться или стать тоже вампирами и начать разводить мучителя на эмоции, на ту же ненависть, чтоб хоть как-то пополнить запасы»«- где грань между состраданием и жалостью? - Разная конечно. Почему говорят: не унижай жалостью? Да потому что жалость, прижать к себе человека, погладить по головушке, «бедненький ты несчастненький, плохо тебе поди» - это конкретно опустить его, это своими словами и своим сознанием внушить ему, что он действительно бедненький, что все плохо и остается только скулить на луну. Это не мобилизует сознание на подъем на выход из этого состояния, это заставляет закапать слезки из глазок, как трудно жить и опуститься до скуления на луну. И что сделал тот, кто пожалел? Он опустил своей жалостью другого до уровня скулящей собаки, а сам с высоты своего восприятия уже сможет управлять скулящим, как нравится. Вот тебе и подоплека жалости. Многие вампиры намеренно заставляют окружающих себя жалеть, бьют на жалость разными слезливыми историями, и когда жертвы попали, очень классно питаются вытекающей из них скулящей эмоцией жалости… И периодически жмут на нужную кнопку у тех, кто рядом… Рядом со мной в одной квартире живет малыш 2,5 лет и понятно, что периодически он падает или стукается обо что-то и ему больно, и приходит в слезах плакаться маме. Если я в это время рядом, мы с мамой вообще не обращаем внимания на его слезки – ушибся, ну и ладно, ерунда какая, вот посмотри… И переключаем его на что-нибудь. Или просто посмеемся, что из-за такой мелочи ты еще и слезки льешь… А ребенок не видит жалости и через минуту уже улыбается. Нет смысла сидеть в таком состоянии, иначе никогда до воина не подняться, своя боль будет всегда важнее того, что происходит с остальными."»

предательство

"Нет предательства и нет обмана вообще. Если свое Я выставить на первый план, то обидно, когда ты человека присвоил и построил планы на будущее, а человек потянулся за тем, что ему выгодней и интересней и отказался от тебя. Т.е. твоя проблема лишь в том, что ты присвоил подарок от Бога, а это не было твоим, но осознавать это больно. А проблема того, кто нашел что-то повыгоднее общения с тобой, что система ценностей этой незрелой души пока простенькая, и материальное ставится на более высокую ступень, чем красивые высокие чувства. Никто не виноват, прошло столкновение двух реальностей, двух систем ценностей и каждый получил свои уроки . Ты – как отдавать, не требуя ничего для себя и как не присваивать. Она – что кроме материальной выгоды есть нечто, что не измеришь деньгами и украшениями, и оно цепляет душу на столько сильно, что душа начинает перестаиваться и вопреки привычному ценности все же меняются. Так что не думай про вину."

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.