..вас послушать так хозяева электростанций самые бедные люди и отличные хозяйственники... работают чуть ли не за спасибо... доходов с такими низкими тарифами у них нет вообще и даже на поддержание исправного тех. состояния денег просто нет, не говоря уже о каком-то там развитии и расширении...
Ну если по факту, то расклад пимерно будет следующим:
Во-первых, у самих станций тарифов нет, им их никто не утверждает, они в конкурентной среде находятся, а торгуют электроэнергией на электронной бирже КОРЭМ, все сделки проводятся под зорким оком государства, т.к. КОРЭМ - это как-раз то площадка созданная Правительством РК. Это что касается ГЭС и ГРЭС. Вопреки распространненому заблуждению, не все станции приватизированы, так, к примеру каскад ГЭС на Иртыше, с общей установленной мощностью 1200 мегаватт, является собственностью государства на 100%, но переданы в концессию AES и Казцинк.
Иное дело - теплостанции, ТЭЦ. Как правило - все они работают на угле, за редким исключением на мазуте. ТЭЦы регулируются Антимопольным комитетом и для них утверждается тариф на тепло (отпуск со станций), на вырабатываемую ими электроэнергию тариф не утверждается, т.к. она также продается на площадке КОРЭМ.
Основными покупателями электроэнергии являются крупные промышленные предприятия, которые работают по договорам и заключают его обычно на 1 год, и ессно, население.
Транспортируют ээ. до конечного потребителя - АО КЕГОК - по магистральным сетям (эдакие огромные ЛЭПы в степи) и РЭКи (маленькие столбы в городе и подземные силовые кабели), траснпортировщикам утверждают тарифы также АРЕМ.
Пропутешествовав по сетям электроэнергия, в заказанном объеме попадает к нам в дом. А вот определять какой объем нам нужен (ввиду специфичночти товара его количество именно предсказывается), сколько нам за это следует заплатить, и когда, берется ЭСО - энергоснабжающая организация, которая бывает гарантирующей (обычно государственная), либо созданная комитетом жильцов. Ее тариф определяется по схеме - цена со станций+цена КЕГОК+цена РЭК+комиссия КОРЭМ за заключенный контракт+снабженческая надбавка (которая устанавливается АРЕМ).
Итак, мы имеем три тарифа в конечной цепочке до потребителя, или прямое влияние на конечную цену. Ввиду того, что цена определена заранее, и ЭСО не могут купить выше, станции не могут продать дороже, между тем, как растут цены на энергоносители и на эксплуатацию (дурной тон - ставить российкое оборудование, Сименс - гораздо надежнее, рекультивация золоотвалов, очистные сооружения, да еще и зарплату сотрудникам поднимать с учетом инфляции надо). В таком случае, станции стараются искать покупателей в тех регионах, где им могут предложить цену выше и выходить на экспорт, что создает перекосы в потреблении.
Между тем, государство тоже не остается в стороне и создает различные виды мутационных законов на областном уровне, вынуждает станции продавать определенный объем населению, что перечеркивает рынок и душит собственика.
Не скажу, что владельцы станций люди бедные - пример с Жамбыльской ГРЭС, которая давала взятку финполицескому в размере 15 лимов тенге сего стоит! Но в разрезе инвестиций, которые государство хочет видеть в энергетике, окупаемости этих самых инвестиций и экологического соответствия, которое должно быть у каждой станции - тарифы явно не соответствуют действительности.
Станции реально держаться на запасе прочности, оставшимся с советских времен. Касательно кадров - притока специалистов практически нет, т.к. АИЭИС, ПГУ и ВКГТУ - это мизер с учетом потребности растущей экономики РК. Желания идти работать в энергетику у специалистов также нет - работая менеджером по продаже отопительного оборудования заработаешь в разы больше, а геморроя будет несравнимо меньше.
А что должно быть в идеале? - Полная и постепенная замена фондов! Правительство хочет строить АЭС, с рассчетом на то, что это дешевле, чем построить ГРЭС. Однако, мы реально рискуем оказаться в экологической ж...., учитывая казахский менеджмент и дешевые российские/китайские технологии.
Если же строить ГРЭС, которая, к слову может быть экологически чистой на 100%, то вкладываться придется по полной, а здесь уже рост тарифов, которые и являются гарантом окупаемости инвестиций, либо выход на фондовый рынок, которого в Казахстане нет, есть вариант IPO за рубежом, но, как известно, инвесторы с удовольствием вкладываются только в добывающие компании, чего не скажешь о станциях, которые подвержены риску национализации, регулированию и т.д.
Станции строить надо, а законодательной сферы, защищающей интересы инвесторов у нас нет, как нет и нормальной политики регулирования тарифов, не создан балансирующий рынок энергии, который позволяет снижать пиковые нагрузки и, таким образом, влиять на цены. Усугубляет все это коррупция и наш менталитет, который бурно протестует, когда нам приходится платить за электроэнергию на 200 тенге больше, но успокаивается, когда на эти 200 тенге мы покупаем упаковку салфеток.
Сообщение отредактировал Olzhaskimep: 20.11.2007, 17:10:20