Перейти к содержимому

OWNER

OWNER

Регистрация: 20.04.2008, 12:49
Offline Активность: Скрыто
*****

Перевал Кетмень – реванш. Озеро Тузколь и рысь, как бонус. 2020 год.

16.01.2021, 07:40:54

16_ozero_tuzkol.jpg

 
«…днём выезжаем из Алма-Аты и ночуем на озере Тузколь, наслаждаясь видами вечернего Хан-Тенгри. Рано-рано утром стартуем к горам Кетмень, по хорошей дороге доезжаем до брода, где останавливаемся для рыбалки. За пару часов вылавливаем всю рыбу и перемахиваем через перевал. Далее короткий отдых в горячих источниках – и домой.»
 
Так закончился рассказ о неудачной попытке покорить перевал Кетмень в конце октября 2019 года. Тогда нам помешал снег, выпавший в горах за неделю до поездки, и мы застряли в нём, не дотянув до перевала совсем чуть-чуть. Но прошлогодняя поездка пошла на пользу – был составлен план, который вы прочитали только что, в первом абзаце.
В течение прошедшей зимы и весеннего «коронавирусного карантина» мечта постепенно стала целью, а этот общий план, постепенно обрастая деталями и пополняясь расчётами, превратился в конкретный маршрут. К счастью, карантинные ограничения к началу лета уже ослабли, так что можно ехать и постараться взять реванш за прошлогоднюю неудачу.

Карта маршрута: https://www.google.c...FINaINS9WQKcBQU

В этом рассказе, как и в некоторых других, нет возможности полностью отразить маршрут путешествия на карте Google – о многих дорогах, по которым я проехал, интернет-гигант даже не догадывается. Поэтому пустое место между отметками «А» и «С» будет заполнено в рассказе координатами точек интереса.
 
Итак, цели поездки: озеро Тузколь, которое находится на расстоянии 245 километров от Алма-Аты. Это если считать по прямой, сколько километров получится фактически, по дорогам, узнаем сами. Затем – перевал Кетмень. Его надо проехать обязательно, а то совсем стыдно будет. И, последнее – горячие источники Чунджи.
Небольшое отступление. Поездка имела строго локальный характер, встречающиеся в тексте названия малоизвестны, описания крушений, поломок и других экстремальных ситуаций (за исключением встречи с рысью) не будет. Чтобы не утомлять тех, кто читать не очень любит, сразу предлагаю ролик с основными этапами поездки – посмотрел и закончил на этом.  ;)


 


На машине по Байконуру - космодрому и городу. 2019 год.

23.12.2020, 17:35:16

Некоторые фотографии, видеоролики и эпизоды этого путешествия уже были представлены на Форуме "Все вместе". Сейчас полная версия рассказа о том, как я попал на космодром Байконур, что я там увидел и чего это стоило.

 

01_baykonur-2.jpg

 

 

На машине по Байконуру - космодрому и городу. 2019 год.

 

Нет, запускать свою машину в космос, на манер г-на Маска, я не собирался. Ведь у Илона «теслов» много, а у меня Pajero – один. Всё задумывалось проще – в рамках большого путешествия по Казахстану подойти к «Гагаринскому старту», посидеть в кресле пилота корабля «Буран», посмотреть на аскетичную обстановку домика Генерального Конструктора, оставить запись в Книге почётных посетителей музея :)  и просто прокатиться на своей машине по космодрому. Ну когда ещё такое получится? Лично у меня, ровесника первого пилотируемого полёта в космос, это впервые.

 

09_kosmodrom-baykonur_gagarinskiy-start.

 

Идея посмотреть космодром возникла несколько случайно. После Нового года, «отдохнув» от зимней поездки вдоль китайской границы, я начал планировать путешествия нового сезона и придумал маленькое развлечение – посмотреть на Каспий. Но ехать просто так до побережья по скучной пустыне не очень хотелось, появился вопрос – что ещё можно глянуть по пути? Смотрю по карте – о, Байконур! Ну-ка, ну-ка, что у нас тут? И началось…

 

Карта маршрута: https://www.google.c...4sNhqTIwNfOW1yH

 

Погрузившись в Интернет почти с головой обнаружил следующее - все виртуальные рассказы о посещении космодрома сводились к описанию запуска ракеты с экипажем. Мне этот вариант не подходил – ехать в марте холодно, а на следующий пуск – в июле – слишком тепло.

 

02_baykonur.jpg

 

Все оформляли поездку через турфирмы, и только один рассказ был о том, как молодая поросль «экстремалов» проникла на космодром самостоятельно.  Проехав на машине, сколько было возможно, оставив её в песках и пройдя остаток пути пешком, они наблюдали запуск, прячась в заброшенных зданиях космодрома.

 

Оно мне надо – такой экстрим?  - подумал я и решил обратиться к туроператорам. В феврале месяце стал искать и, таки, нашёл объявления фирм в Алма-Ате, звоню.

- Мы одного человека не оформляем, только группой на запуск – говорят мне по первому адресу.

- И мы тоже -  сообщают по второму.

- Лучше, если вас будет несколько человек, но я всё узнаю, посчитаю и перезвоню – ответила мне барышне в третьем офисе. Не перезвонила.

Мечта прокатиться по космодрому начинала таять на глазах.  А так хотелось – приехать, подрулить к знаменитому Гагаринскому старту (площадка № 1), тем более, что объект этот с 2020 года закрывается на реконструкцию и всё – ни тебе пусков оттуда, ни тебе экскурсий туда.

 

04_kosmodrom-baykonur_gagarinskiy-start.

 

Погружаюсь во всемирную паутину ещё глубже, с головой, и нахожу расплывчатую информацию о том, что можно, дескать, обратиться в «Роскосмос» – они поймут, они помогут. Отправил челобитную – так мол и так, подсобите путешественнику. Ответили быстро и послали. Ну, в смысле, переслали меня несколько по другому адресу. Есть, оказывается, такая организация – Центр Эксплуатации Наземной Космической Инфраструктуры – ЦЭНКИ (ударение на последнем слоге!). Вот они-то и занимаются, кроме всего прочего, назойливыми туристами.

 

Снова пишу прошение, теперь уже в ЦЭНКИ. Послали. Ну в смысле – выслали документы, которые надо заполнить для получения разрешения. Много чего там было… Я-то, по наивности, как предполагал – раз экскурсии по космодрому проводятся, то приезжаешь туда, в будочке у ворот покупаешь билетик и вперёд, обозревай желанное.

 

Рассказывать весь процесс в подробностях не стоит – слишком долго. Желающие повторить мой путь могут обратиться в ЦЭНКИ и пройти всё это самостоятельно, под чутким руководством сотрудника этой организации. Скажу одно – временами мне казалось, что оформляется не трёхчасовая экскурсия по космодрому, а мой полёт в космос.

Кстати, насчёт чуткого руководства. Говорю это совершенно серьёзно. Если бы у сотрудницы ЦЭНКИ, которая занималась моим вопросом, было бы чуть меньше терпения и желания мне помочь, то поездка бы не состоялась. Она провела меня через все бюрократические завалы, нагороженные на этом пути за последние несколько лет.

 

03_kosmodrom-baykonur.jpg

 

Пока шёл этот процесс, я продолжал интересоваться возможностью оформления поездки через турфирму. Даже не столько процедурой оформления – тут без вариантов, все турфирмы работают с ЦЭНКИ – сколько ценой. Хотелось бы знать, стоит ли овчинка выделки. Только одна турфирма, в конце концов, озвучила мне цену желаемого. И что же оказалась? В два раза дороже, чем я заплатил в итоге. Подробнее о том, сколько стоит билет на космодром – в конце рассказа.

 

Ну вот так, скоренько, в самом конце апреля, все вопросы были решены, утрясены и согласованы. Внимательно изучена инструкция по поведению на космодроме, получено разрешение на любительскую фото- и видеосъёмку. Составлен и утверждён поминутный график перемещения по режимному объекту.

 

06_kosmodrom-baykonur_gagarinskiy-start.

 

С облегчением выдохнул, оседлал своего верного коня - автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, и в путь! Около ворот КПП города Байконур мне надлежало быть в 8 часов 30 минут 6 мая 2019 года.

 


Горы Кетмень с видом на Хан-Тенгри.

21.12.2020, 09:37:47

01_pereval_ketmen.jpg

 

Что такое «кетмень»? Это употребляемое в Средней Азии старинное ручное орудие типа мотыги, которым и воспользовался Творец для создания Земли. Утомившись от работы, Он бросил орудие труда на землю. В том месте, согласно легенде, и возникли эти горы, горы Кетмень.

Огромная территория Казахстана постепенно сжимается на юго-востоке с двух сторон. Линии границ с Китаем и Киргизией подходят всё ближе друг к другу, всё тоньше полоска казахстанской земли, всё выше горы. Здесь, на Тянь-Шане, на стыке трёх границ находится пик Хан-Тенгри, «Повелитель Неба».

 

20_khan_tengri.jpg

 

В этом глухом «медвежьем» углу и раскинулись горы Кетмень. От Алма-Аты вроде и не далеко, но туристов здесь мало – те, кто ездит на легковых машинах, смотрят на эти горы с севера, лёжа в бассейнах горячих источниках за Чунджой. Ну а джиперам, ищущим счастье в грязевых ваннах для своих авто, ехать за триста пятьдесят километров нет смысла – найти «засадные» места можно и поближе.

Для тех, кто всё же решился проехать через эти горы на машине, у природы всегда наготове несколько сюрпризов – снег на горной дороге долго держится весной, выпадает летом, а осенью начинает оккупировать дорогу тогда, когда в долине ещё стоит почти летняя жара.

 

Необходимое примечание: на видеорегистраторе сбиты время и дата – не обращайте внимания.

 

 

Объяснять подобные маршруты с помощью карт Гугл - занятие неблагодарное. Ну не знает интернет-гигант о наших дорогах, даже не догадывается о существовании многих из них. Наверное, потому, что под словом «дорога» Гугл понимает нечто большее, чем широкая тропа, заметаемая снегом и засыпаемая камнями.

Короче – безымянная точка на карте к северо-востоку от пункта В и есть перевал Кетмень высотой 3045 метров. Мы едем туда, едем в горы.

 

Карта маршрута. https://www.google.c...hS_gU1Ww9yyP8Qv

 

Завлекая клиентов на джип-туры по здешним местам, агентства обещают эффектные виды пика Хан-Тенгри (7010 м). Сразу, правда, с оговоркой – в хорошую погоду. Ну а поскольку тучи в горах не редкость, то увидеть эту вершину удаётся далеко не всегда.

Итак, цели нашей поездки таковы: при известном везении пересечь горы Кетмень через одноимённый перевал и выйти на Чунджу. Также, при известном везении, посмотреть на пик Хан-Тенгри.

 

Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров), полной канистрой (20 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно, проехать по неизвестным дорогам к неизведанным местам, постараться закончить тот «процесс самоутверждения», который был начат в предыдущем рассказе.

 


Как я перестал быть «чайником» или 150 километров по горам вдоль автобана.

20.12.2020, 15:33:10

01_bartagai_asy_turgen.jpg

 

Небольшое вступление, так сказать – пролог. Владея уже некоторое время автомобилем повышенной проходимости и озадачившись вопросом, могу ли считаться «проходимцем», стал изучать интернет и обнаружил следующее: сообщество джиперов южной столицы Казахстана, несмотря на разнородность участников, имеет свои негласные правила и некоторый «табель о рангах». Само наличие полноприводной машины ещё ничего не значит – важно где и как ты ездишь. Можно всю жизнь кататься на внедорожнике и, без прохождения классических маршрутов, остаться «чайником» с точки зрения этого сообщества.

 

Покатавшись немножко на джипе и посетив пару-тройку мест, я решил пройти хотя бы один из таких классических маршрутов, естественно – самый лёгкий. Один ехать не решился, компанию составил мой сын, который и был инициатором поездки – хватит тебе, отец, быть «чайником»…

 

Итак, цель: сквозная поездка от Бартогайского водохранилища через плато Асы (Ассы) и Тургенское ущелье.

 

 

Средства: автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). И, как обычно, огромное желание проехать туда и обратно.

 

 

Самое главное – это обратно, поскольку до начала горного участка (точка В на карте) добираешься по прекрасной дороге. Оттуда, примерно параллельно трассе «Алма-Ата – Хоргос», следуем обратно по горам до точки Е. Вот об этом горном участке, о попытке смыть позорное имя «чайника» (стать ну хотя бы «кофейником») и пойдёт рассказ. J

 

Карта маршрута. https://www.google.c...ICgfCud7ureYTwb

 

Выехали мы в шесть часов утра, и первая часть маршрута ничего интересного не представляла. Кусочек Кульджинского тракта, переход на трассу «Алма-Ата – Хоргос», опять Кульджинка с новым асфальтом от Чилика через посёлки Байсеит и Нура до самого начала ущелья. Затем пошёл старый, но пока ещё удовлетворительный асфальт до Бартогайского водохранилища. Поворот налево находится за несколько километров до водоёма, но мы проехали прямо, чуть ближе к плотине, чтобы сделать первое фото.

 

01_chilik_bartogay.jpg

 

 

Бартогайское водохранилище существует более тридцати лет и вмещает треть миллиарда кубометром воды. Накопленная за зиму вода спускается летом в канал, идущий вдоль хребта Заилийского Алатау с северной стороны.

Затем вернулись и, обогнув это озеро слева, вышли на мост через реку Чилик, которая и питает всё это сооружение.

 

02_chilik_bartogay.jpg

 

 

Здесь, на мосту, нас поджидал первый сюрприз. По интернет-слухам в этом месте должен был стоять экологический пост по взиманию платы за тот ущерб, который мы готовились нанести природе Казахстана – проехать на машине по горам. Первый сюрприз приятный – поста не было. От слова совсем. Даже каких-либо намёков (поднятый шлагбаум, заброшенная будка) мы не увидели. Едем дальше.

 

 


Гранд-Каньон Колорадо? Нет! Наш, Чарынский.

19.12.2020, 18:26:08

01-_charyn_kanon.jpg

 

Такое громкое название рассказа навеяно информацией сайтов некоторых туристических компаний. Они, завлекая клиентов на экскурсию, называют Чарынский каньон «младшим братом Гранд Каньона». Ну не можем мы без «Старшего Брата»…

Моё знакомство с этими местами состоялась так давно, что и говорить неудобно. Полвека назад не было национальных парков и громких названий, гламурных видеороликов и … Чуть было не сказал, что не было Чарынского каньона. Каньон был, но к нему относились спокойно, интересовались этим немногие, ездили сюда единицы. 

 

02_charyn_kanon.jpg

 

Лет пятнадцать назад в Казахстан хлынул поток подержанных праворульных внедорожников, относительно недорогих и качественных, и Чарынский каньон быстро стал местом паломничества автотуристов из Алма-Аты. Государство отреагировало моментально, создав в 2004 году Чарынский государственный национальный природный парк и введя плату за посещение. В этот национальный парк также включили реликтовую ясеневую рощу, находящуюся в двадцати пяти километрах северо-восточнее каньона «Долина Замков».

Бренд стал раскручиваться и посмотреть каньон теперь ездят со всего света – в конце первого видеоролика видна группа англоговорящих туристов, фотографирующихся на фоне этого чуда природы. Приехали они на автобусе из Киргизии, расстояние от каньона до Каракола меньше, чем до Алма-Аты.

 

03_charyn_kanon.jpg

 

 

Чарынский каньон возник в памяти пару месяцев назад. Глядя на величественные чинки Мангистау, я поймал себя на мысли: что-то похожее есть совсем рядом с домом. И вот, ранним июльским утром, оседлав своего верного коня - автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, еду посмотреть каньон.

 

04_charyn_kanon.jpg

 

Немного о том, как проехать сюда. Карта маршрута чуть ниже, после выезда из города лучше всего повернуть налево в точке с координатами 43.399404, 77.170022. Если вы это сделаете, то по хорошему асфальту проедете за пять минут восемь километров, до трассы «Алма-Ата – Хоргос». Ну а теперь направо, включаем круиз-контроль на 110 км/час и мчимся к Чилику и чуть-чуть дальше него. В точке с координатами 43.604243, 78.309575 не забудьте повернуть направо, в посёлке Байсеит можете купить овощей и фруктов – там все покупают. Затем прямая дорога идет через посёлок Нура к ущелью. И здесь осторожнее – участок ремонта дороги с ограничением скорости и (ну как без этого) экипажами дорожной полиции. Поднимаясь вверх по ущелью, мы встретим участок ограничения скорости до 70 км/час и, вероятно, дорожную полицию. Мне так две патрульных машины навстречу попались.

 

Карта маршрута. https://www.google.c...kQkSUprywUF92qs

 

Ущелье заканчивается у села Кокпек, далее дорога, как стрела, пересекает всю Сюготинскую долину. Как только снова начинается подъём в гору, поворачиваем налево (промахнуться невозможно, стоит большой указатель), ещё десять километров гладкой узкой дороги и – ворота национального парка.

 

05_charyn_kanon.jpg

 


Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2019 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.