Вот мы и подошли к вопросу: ЧТО ТАКОЕ ВЫКУП?
Хотя Адам по своей сотворённой природе и был совершенен (ибо никакого изъяна в создании Божьем не было, но в собственном смысле совершенен только один Всевышний), он не был усыновлён Богу в Сыне Божьем, он не был обожен - ему только предстояло в будущем достичь этого сверхъестественного совершенства. В чём же заключалось совершенство человеческой природы, если человек ещё не соответствовал тому назначению, для которого был создан, если он ещё не достиг цели своего бытия? Изначальное совершенство человека заключалось в том, что он со всеми его силами и способностями вполне отвечал тому назначению, для которого был создан. В нём не было никаких признаков противления добру. Совершенство его природы выражалось и в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни, возможности стать сыном Божьим по благодати.
Вы как-то утверждали, что если бы наш общий праотец выбрал правильный путь и остался послушным Богу, то жил бы вечно в Раю на земле. Идея о таком «приземлённом» предназначении человека в тексте Священного Писания не встречается. Из книги Бытия видно, что Бог благословил созданных людей и поставил их владыками над всем земным творением (Быт. 1:28). Человек вводится в материальную вселенную как посредник между Богом и творением, он был призван к обладанию этим миром для того, чтобы царствовать над ним, привести его к Богу. Также говорится, что Бог поселил их в раю, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). От кого же Адам должен был хранить рай? Ему не угрожал ни враждебный сосед, ни нарушитель границ, ни вор, ни грабитель... Разве звери были уже свирепыми к человеку, что произошло только вследствие греха? Или, если уже было чего бояться со стороны зверей, каким образом один человек мог защищать рай?». Следовательно, речь идёт о чём-то более высоком, чем охрана клочка территории и возделывание его простым земледелием. Господь даёт человеку рай, чтобы он творчески «возделывал» его, преображал, и распространил на целый мир. Он не должен был стать пассивным обитателем рая, «вечно живущим на земле», словно привязанный к ней. Нет, ему надлежало стать делателем, подобно тому, как Бог является Делателем. Человек должен был научиться действовать подобно Богу. Возделывая рай, совершенствуя вверенное ему богатство, он должен был вместе с тем и сам совершенствоваться, воспитывать собственную душу, чтобы она достигла подлинного богоподобия.
Вернёмся к теме. В древние времена слово «выкуп» часто употреблялось в связи с попаданием людей в рабство. За их освобождение родные и близкие должны платить большие деньги. В рабство попадали двумя основными путями: либо разбойники захватывали неповинных людей и продавали их на невольничьи рынки, либо человек, набрав долгов, попадал в т. наз. «долговую яму» (долговую тюрьму). Во втором случае должник подвергался заключению, и кредитор мог держать его в оковах до тех пор, пока тот не покроет своей задолженности (пока весь долг не будет уплачен). Стоит отметить, что при этом кредитор имел право держать в заключении и семью должника, что значительно осложняло ситуацию. Конечно, в случае с нашими прародителями уместно проводить аналогию именно с вторым случаем рабства, так как они по собственной воле дурно распорядились своей свободой и согрешили, а не насильственным образом оказались в столь бедственном положении. Кто же мог избавить их? Искупитель должен был готов по доброй воле пожертвовать своей жизнью в пользу каждого человека, и тогда смерть Адама и всех его потомков стала бы излишней, избыточной. Но для такого развития событий требовалось найти кого-то, кто согласился бы умереть ради всех, а для этого сам он должен быть каким-то образом изъят из-под действия справедливого приговора (что, казалось, невозможно, так как все люди рождались грешными и потому нуждались в искуплении). Сын Божий, вочеловечевшись, подходил под все эти критерии: Он был абсолютно безгрешен, свободен от греха (потому что Он родился на земле от Пресвятой Девы Марии сверхъестественным образом), Он мог умереть за всех, поскольку был истинным человеком, а цена Его смерти была достаточной, чтобы искупить всё человечество, так как Он был истинным Богом. Адам согрешил – и умер, а Христос не согрешил, но также умер. Так бывает и в денежных делах: часто один бывает должником и, не имея возможности заплатить, содержится в узах; а другой, не будучи должником, но, имея возможность заплатить, уплачивает и освобождает виновного. Так было и с Адамом; Адам сделался должником и был во власти дьявола, но не имел возможности заплатить; Христос не был должником и не находился во власти дьявола, но мог заплатить долг. Он пришел и заплатил смертью за того, кто был во власти дьявола, чтобы избавить его.