Здесь уже писали, что Божьи стандарты высоки, а человеческие изменчивы. В том числе гуманизм - многообразные идейные движения.
Вот о том и речь. Человеческие стандарты выросли, и оказалось, что божий стандарт не высок. Древние дикари могли относиться к массовым убийствам невиновных как к норме, в современном обществе убийство египетских первенцев - действие аморальное.
Но так как бога выдумали дикари, его моральный уровень дикарский. Позже, развив собственную высокую культуру, а также обогатившись греческой и римской, иудеи придумали новую версию бога, уже куда более гуманного. Если бы бога придумали сегодня, он был бы ещё лучше.
Действительно ли человеческие стандарты высоки? Возможно ли добро без Христа?
При ответе на этот вопрос, прежде всего, следует прояснить сами понятия добра и зла. Изначально Бог сотворил мир, в котором не было зла. У зла нет собственной природы. Зло начинается там, где кончается добро.
Откуда рождается зло, если оно не может существовать само по себе? Бог дал нам свободу и разум. Он сделал это, чтобы мы могли так же, как и Он, стать добрыми не по принуждению, а по свободному выбору. Благодаря этому дару свободы человек способен выбирать - быть ли ему с Богом, или выступить против Бога. Именно в этом выборе и возникает либо добро, либо зло. Зло рождается в свободном выборе разумной личности. Такой выбор имел дьявол, такой выбор имел Адам, такой выбор делает каждый человек.
"Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. В какой мере человек удалился от жизни, в такой приблизился к смерти, потому что Бог -жизнь, а лишение жизни - смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть чрез удаление от Бога: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут…» (Пс.72:27).
Когда мы употребляем понятия «добро» и «зло», то должны определить - что является мерилом, наделяющим эти понятия конкретным смыслом? Какова точка отсчёта? По отношению к чему определяется, что это - добро, а это -зло? Гуманисты говорят, что точкой отсчёта является человек. Но христиане знают, что точкой отсчёта является Создатель человека.
Зло - это нарушение воли Бога. А добро - исполнение Его воли. Свою волю в совершенном виде Он выразил через Откровение, а в начальном виде - через голос совести, который дал каждому человеку. И этот голос свидетельствует злодею, о том, что он делает дурной выбор. Зла не существует самого по себе, вне личности, которая его творит. В окружающем мире мы не встретим “безличного зла”, но увидим, что любое зло - это всегда действия конкретных людей, то есть, порождение их свободной воли.
Повреждённость злом человеческой природы - это не какое-то теоретическое допущение, но наблюдаемый факт.
Шеллинг пишет про «природную склонность человека ко злу» и указывает, что «посредством пробуждения своеволия беспорядок сил сообщается человеку уже в момент рождения», а Кант признаёт, что «в человеке есть естественная наклонность ко злу… Это зло радикально, так как губит основание всех максим. Вместе с тем она как естественная склонность не может быть истреблена человеческими силами». Говорили об этой реальности и мыслители-атеисты. Для многих психоаналитиков, если говорить упрощённо, суть лечения сводится к признанию в себе изъянов души, порочных желаний, табуированных стремлений и после этого - примирение с ними через объявление их нормой. Подобным же образом они надеются научиться контролировать в себе пагубные страсти и опасные желания.
По этой причине человек не может сам установить для всего человечества, что является добром, а что - злом. Потому что он сам повреждён злом. Если мы ставим человека эталоном, то оказывается, что эталон наш с дефектом. Это всё равно, что использовать неточные весы, неправильные часы.
Сегодня в мире признается нормальным то, что казалось диким всего тридцать лет назад. Идеи гуманистов реализовались в виде так называемых «прав человека», которые, по сути, отстаивают право безнаказанно грешить. Убийство нерожденного ребенка называется правом на прерывание беременности, блудное сожительство – правом на гражданский брак, корыстолюбие – правом на предпринимательство, гомосексуализм – правом на свободную любовь, непослушание и неуважение к родителям – правами ребенка и т.д.
А к чему приведут искажённые, обезбоженные понятия о добре ещё через тридцать лет?
Так люди, забыв Бога в сердце, будут кричать про достижения цивилизованного мира, про добро и, нравственность, принимая то, что сегодня кажется ужасным и невозможным. До 1961 года почти во всей цивилизованной Европе уголовно преследовался гомосексуализм, никто всерьез даже не разговаривал об «однополых браках». В начале века послушание родителям было нормой. Но все изменилось, как только люди отказались от Христа. Понятия добра и зла быстро трансформировались. Потому, что четкое различие добра и зла возможно только во Христе.
(Теймураз Кристинашвили).