Куприн. Яма.
Вообще отношение общества к "женщинам легкого поведения" нисколько не поменялось даже спустя столетия. Большинство девушек из публичного дома Анны Марковны оказались там не по собственной воле. Кого то в публичный дом привел любимый мужчина, обманув, забрав себе деньги и уехав в неизвестном направлении. Кто то встал на этот путь по заверениям приятельниц, кто то был изнасилован в юности и терпя насмешки и унижения нашел единственное пристанище в доме терпимости. Все эти женщины стали заложницами обстоятельств. Каждая из них имеет личную трагедию и разрушенную судьбу. Терпя побои, насилие, унижения они же, в глазах общества, оказываются еще и падшими. А, как оказывается, они не более падшие чем мужчины, которые ходят в публичные дома, а потом приходят домой и заражают своих детей и жен. Они не более падшие чем господа, которые насилуют своих горничных, а потом беременных выставляют на улицу как ненужную обузу. Они не более падшие чем достопочтимые дамы, которые изменяют своим мужьям с кучерами, с прислугой и конюхами.
Женя являет собой образ всех страдающих в этом доме терпимости. Когда ей было всего 10 лет родная мать продала ее доктору, который изнасиловал маленькую девочку и продал другому человеку за 10 рублей. И, как говорила сама Женька: "Так я и пошла гулять по рукам". Женька прекрасно понимает всю низость своего положения. В отличии от многих своих подруг она обладает трезвым умом, практичностью и от осознания того чем ей приходится заниматься ей становится еще хуже. Единственное, что ее отвлекает от мерзости жизни это книги. Женя читает их буквально запоями. Она язвительна, саркастична, умна и красива. Представьте, что в любой другой ситуации, будь она дочерью крупного чиновника или купца мужчины бы падали ей в ноги за одну возможность посидеть рядом с ней. А так, она вынуждена обслуживать по 10 мужчина за ночь, выслушивая гадкие слова и терпя ужасное к себе отношение. В других обстоятельствах, с другими людьми рядом, со своими внешними данными и умственными способностями Женя могла бы стать выдающимся человеком. Как итог ее жизнь трагически обрывается.
Однако перед смертью Жене удается спасти одну "заблудшую душу".
— Господи, господи, — шептал он, — ведь это правда!.. Какая же это подлость!.. И у нас, у нас дома было это: была горничная Нюша... горничная... ее еще звали синьоритой Анитой... хорошенькая... и с нею жил брат... мой старший брат... офицер... и когда он уехал, она стала беременная и мать выгнала ее... ну да, — выгнала... вышвырнула из дома, как половую тряпку...
Уже одетые, они долго стояли в открытых дверях, между коридором и спальней, и без слов, грустно глядели друг на друга. И Коля не понимал, но чувствовал, что в эту минуту в его душе совершается один из тех громадных переломов, которые властно сказываются на всей жизни. Потом он крепко пожал Жене руку и сказал: — Прости!.. Ты простишь меня, Женя? Простишь?..
— Да, мой мальчик!..
Как будто она выполняет миссию и после уходит на покой. Ведь только после смерти в стенах публичного дома называют ее настоящее имя Сусанна Райцына. Ее настоящее имя становится неким символом освобождения от той грязи, в которой она существовала. Логичный вопрос, а кто в этом случае падший? Женщина, которую родная мать продала в 10 летнем возрасте и повзрослев она вынуждена заниматься этим ремеслом. Или же падшие мужчины, которые били, издевались и брали ее за деньги, а потом насытившись выкидывали как ненужную игрушку.