Одностороннее движение — мероприятие по разгрузке дорог и повышению безопасности движения.
Главное достоинство одностороннего движения заключается в сокращении числа конфликтных точек и, прежде всего, в устранении конфликта встречных транспортных потоков. Особенно ощутимо сокращается число конфликтных точек на пересечениях.
К преимуществам одностороннего движения следует также отнести:
* возможности более рационального использования полос проезжей части и осуществление принципа выравнивания состава потоков на каждой из них;
резкое улучшение условий координации светофорного регулирования между пересечениями
* облегчение условий перехода пешеходами проезжей части в результате четкого координированного регулирования и упрощения их ориентировки, так как нет встречного транспортного потока;
* повышение безопасности движения в темное время вследствие ликвидации ослепления водителей светом фар встречных транспортных средств.
* мероприятие увеличивает среднюю скорость транспортного потока до 30%, повышает пропускную способность до 25%, снижает задержки на перекрестках до 25-30%.
Проведение мероприятий по запрету парковки предполагает внедрение технических средств организации дорожного движения, запрещающих осуществление парковки индивидуальным автомобильным транспортом на определенных участках улично-дорожной сети. Основным эффектом от проведения данного мероприятия является существенное увеличение пропускной способности.
Организация зон спокойного движения подразумевает внедрение технических средств организации дорожного движения, ограничивающих скоростной режим движения на определенных участках улично-дорожной сети. Равномерность скорости движения каждого отдельного автомобиля и транспортного потока в целом сокращает внутренние помехи в нем, является важным условием безопасности движения и, таким образом, входит в задачу оптимизации скоростного режима. Рекомендуется вводить ограничение скорости движения в жилых зонах для снижения аварийности и тяжести последствий ДТП.
Проведение мероприятий по расположению детекторов транспорта заключается в установке детекторов транспорта различного вида на участках улично-дорожной сети, для подсистемы мониторинга транспортных потоков города с использованием для моделирования, управления СО АСУДД по показаниям детекторов транспорта, технологических расчетов»
Светофорные объекты (далее – с/о) с инфракрасными детекторами транспорта обеспечивают:
* беспроводную связь 4G с Центром управления (ЦУП) Автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) г. Алматы;
* выполнение всех функциональных возможностей АСУДД, включая режим диспетчерского управления;
* обработку и передачу статистики с инфракрасных детекторов транспорта (PIR) в АСУДД;
* управление работой адаптивных табло информационных при изменении длительности фаз в каждом цикле по промышленной системе связи RS-485 на светофорном объекте;
* передачу на сервер связи АСУДД и персональный компьютер (ПК) в режиме реального времени информации о параметрах работы светофорного объекта (время и длительность каждой фазы, информацию по работе каждого табло и их исправности, другие данные для удаленного анализа работы светофорного объекта);
* индивидуальное программирование интеллектуального режима управления в соответствии с организацией движения на светофорном объекте;
* местный гибкий режим (МГР) без табло информационных (на основе обработки показаний детекторов транспорта длительность каждой фазы меняется от минимальной до максимальной расчетной по интеллектуальному алгоритму управления). Режим предусматривает возможность координации по магистрали.
Функциональное назначение радарных детекторов транспорта:
* статистика въезжающего и выезжающего транспорта в г.Алматы, статистика на магистральных улицах непрерывного движения;
* используются для адаптивного управления светофорных объектов.
Координированное управление транспортными потоками подразумевает организацию дорожного движения таким образом, чтобы получать и обрабатывать информацию о транспортной ситуации на участке в режиме реального времени и соответствующим образом корректировать параметры управления транспортными и пешеходными потоками. Внедрение данного мероприятия позволит оптимизировать расход различных ресурсов на перемещение и положительно повлияет на снижение количество выбросов автотранспорта.
Сценарии мероприятий
Мероприятия КСОДД сведены в адресный перечень мероприятий, соответствующих перспективным направлениям развития улично-дорожной сети, и по каждому из них проведена оценка эффективности с применением данных транспортного моделирования. Мероприятия ранжируются и отбираются по результатам оценки эффективности.
На перспективные годы сформированы сценарии из перечня согласованных мероприятий по территориальному и функциональному признаку, взаимосовместимых, или не противоречащих друг другу.
При этом учтены мероприятия по формированию BRT и LRT, уже проработанные другими проектами.
При отборе адресных мероприятий и формировании сценариев выполнены следующие работы в рамках проекта КСОДД:
* разработана и согласована методика расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий;
* произведено математическое ранжирование мероприятий и сгруппированы сценарии по предлагаемым срокам внедрения мероприятий (с 2017 г. по 2023 г);
* рассчитан транспортный и экономический эффект от предлагаемых мероприятий на соответствующие годы;
* выполнено графическое отображение мероприятий по увеличению мобильности населения на каждый год реализации КСОДД (с 2017 по 2023);
Все мероприятия КСОДД рекомендуется реализовать до 2023 года с поэтапным внедрением. При этом ежегодно необходимо проводить анализ мероприятий и по необходимости вносить коррективы, так как приоритеты развития городской среды зависят от множества факторов и могут не полностью соответствовать прогнозам.
В проекте разработана общая концепция развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) с подсистемами автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) в г. Алматы.
До 2030 года рекомендуется сформировать ситуационный центр г. Алматы - аналог Центра организации дорожного движения (ЦОДД), с целью развития интеллектуальной транспортной системы (ИТС) с подсистемами автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД).
ИТС является системой управления транспортным комплексом в режиме реального времени и должна обеспечивать оперативное реагирование на нештатные ситуации с целью повышения уровня безопасности и организации дорожного движения. Основным назначением ИТС является повышение эффективности работы транспортно-дорожного комплекса за счет применения современных систем управления дорожным движением, включая управление пассажирскими и грузовыми перевозками, систем сбора данных и анализа транспортной обстановки, программ имитационного моделирования и прогнозирования транспортной ситуации, а также систем, обеспечивающих контроль соблюдения ПДД.
В РГП «Казахский институт стандартизации и сертификации» в декабре 2015 года создан технический комитет №98 «Интеллектуальные транспортные системы ITS». В задачи технического комитета входит разработка новых и гармонизация существующих стандартов, определяющих требования по созданию и эксплуатации ИТС. При разработке проекта ИТС для города Алматы рекомендуется тесное взаимодействие с ТК №98.
В проекте КСОДД рекомендованы следующие этапы создания ИТС:
* разработка инициативы по созданию проекта ИТС (правовая основа создания проекта ИТС);
* обоснование создания и внедрения ИТС, разработка технического задания на разработку проектной документации ИТС;
* разработка проектной документации ИТС;
* внедрение проекта ИТС. На данном этапе создается техническое задание на реализацию ИТС, проводится согласование проекта на уровне ответственных лиц, определяются структуры подрядных организаций для реализации ИТС и схемы распределения ответственности, методики ее контроля на этапах реализации проекта, с последующим внедрением ИТС, а также иная рабочая документация проекта ИТС;
* эксплуатация ИТС. Функционирование и обслуживание ИТС сопровождается контролем индикаторов эффективности, работоспособности, технического и технологического состояния ИТС. После обоснования необходимости модернизации проводится актуализация и дополнение архитектуры существующего ИТС в соответствии с условиями модернизации.
Кроме того, рекомендуются создание Ситуационного центра ИТС г. Алматы и модернизация и внедрение следующих подсистем ИТС:
* подсистемы мониторинга параметров транспортного потока;
* подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС;
* подсистема светофорного управления;
* подсистема пополосного управления;
* подсистема регистрации нарушений ПДД ;
* подсистема информирования УДД;
* подсистема мониторинга пассажиропотоков;
* система диспетчерского управления наземного городского пассажирского транспорта;
* подсистема управления единым парковочным пространством;
* подсистема обеспечения приоритета движения ТС;
* подсистема метеомониторинга;
* подсистема информирования пользователей ИТС с помощью мобильных устройств;
* подсистема диспетчерского управления транспортом служб содержания дорог;
* подсистема классификации ТС и контроля доступа;
* подсистема управления состоянием дорог и дорожной инфраструктуры;
* подсистема контроля соблюдения ПДД и контроля транспорта;
* подсистема пользовательских сервисов.
индикатора эффективности --- улучшение ---в % от базового значения
------Снижение числа ДТП---------------------16 % ---------------------
Снижение числа погибших ----------------------6% ---------------------
пропускной способность
улиц--------------------------------------------14%--------------------------
магистралей -----------------------------------23%----------------------------
Увеличение скорости ОТ экспресса ----------------------40% --------18 км\ч
для индивидуального ---------------------------------15% -----------80 км\ч
эффективности транспортных процессов (целевые перевозки) --4%
Сокращение времени в пути-------------------------------------70%-----
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Был проведен анализ взаимосвязей государственных организаций, ответственных за организацию дорожного движения на территории города Алматы.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах» местный исполнительный орган – КГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы», которое находится в прямом подчинении курирующего заместителя акима города Алматы, и выполняет планирование, финансирование, организацию и контроль работ по проектированию, ремонту и строительству объектов транспортной инфраструктуры и организации дорожного движения.
Департамент внутренних дел города Алматы является государственным учреждением, входящим в единую систему органов внутренних дел Республики Казахстан. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», иными нормативными правовыми актами Президента, Правительства и Министерства внутренних дел Республики Казахстан, а также решениями местных представительных и исполнительных органов по вопросам обеспечения законности, охраны правопорядка, прав, свобод и интересов граждан. УАП ДВД осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Государственные органы, ответственные за ОДД – Управление административной полиции Департамента внутренних дел города Алматы
(УАП ДВД города Алматы) и Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы тесно взаимодействуют, но для принятия более эффективных решений в таком крупном мегаполисе рекомендуется создать Центр организации дорожного движения г. Алматы, который будет объединять усилия акимата и УАП ДПД в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обобщать всю необходимую информацию для качественной организации дорожного движения, своевременно оповещать ответственные службы и участников движения.
Кроме того, в проекте рассмотрены вопросы совершенствования нормативного правового, нормативно-технического, методического и информационного обеспечения деятельности в сфере мобильности. Произведена оценка использования механизмов государственно-частного партнерства при реализации мероприятий КСОДД
Для решения вопросов мобильности в институциональной сфере рекомендуется следующее:
* создание инструмента (механизма) координации и транспортной оценки предлагаемых ко внедрению проектов в формате города;
* стремиться обеспечить основную нацеленность деятельности контролирующих органов в сфере ОДД на предупреждение правонарушений;
* привлекать институты гражданского общества и средств массовой информации к деятельности по предупреждению аварийности;
* постоянно повышать квалификацию специалистов государственных органов, ответственных за организацию дорожного движения;
* изучение и применение на практике новых решений в мировой практике по повышению БДД и оптимизации дорожного движения;
* повышать квалификацию специалистов ответственных за проектирование и строительство УДС и ОДД;
* привести в соответствие с требованиями Конвенции о дорожных знаках и сигналах и дополняющих ее документов соответствующие национальные нормы (правила дорожного движения и стандарты);
* внести изменения и дополнения в правила дорожного движения Республики Казахстан, связанные с развитием велодвижения и устройства велополос и велодорожек;
* проводить анализ применения и обсуждения необходимости доработки стандартов в области организации УДС;
* рассмотреть возможность создания структуры, которая в дальнейшем будет контролировать ход реализации КСОДД.
Ответственными за выполнение мероприятий, разработанных до 2023 года, необходимо определить Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, УАП ДВД, Управление архитектуры и градостроительства г. Алматы.
Сценарии адресных мероприятий КСОДД рекомендуется реализовать до 2023 года. При этом, необходимо выполнять анализ актуальности мероприятий на текущий период.
Требуется развитие проекта КСОДД на все городские территории, с рекомендациями для перспективной застройки новых территорий.
Всеми экспертами и участниками рабочих групп рекомендовано использование транспортной модели города Алматы, как инструмента соответствующего современным международным требованиям для планирования развития объектов транспортной инфраструктуры и выполнения анализа для принятия градостроительных решений, которые могут оказать значительное влияние на транспортную ситуацию.
Необходимо упорядочить эксплуатацию транспортной модели города с обеспечением ее актуализации с привлечением специализированной транспортной организации, имеющий соответствующий опыт и специалистов, на тендерной основе, или создания специализированной структуры с постоянным бюджетным финансированием.
Также рекомендовано определить, или создать межведомственную структуру ЦОДД с перспективой создания ИТС города Алматы. Для организации ЦОДД первоначально требуется разработка технико-экономического обоснования, согласно требованиям нормативных документов Республики Казахстан для конкретных условий и требований, с определением необходимых мероприятий и затрат.
Рекомендуется при реализации мероприятий КСОДД изучить общие рекомендации, полученные от членов рабочих групп и международных экспертов из Европы.
Основными целями разработки Комплексной схемы организации движения являются более эффективное использование транспортного пространства и провозной способности, повышение мобильности жителей города, улучшение транспортной доступности для населения и повышение эффективности товародвижения, а также улучшение социально-экономической среды и снижение негативного влияния транспортного комплекса на состояние окружающей среды.
Транспортный эффект позволит выявить прямые выгоды для пользователей общественного транспорта, пешеходов и автомобилистов, получаемые в результате улучшения условия перевозок, движения и пешеходов и автомобилей. Этот эффект заключается в экономии затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращении стоимости перевозок и времени нахождения в пути, повышении надёжности передвижения, эффективности
использования легковых и грузовых транспортных средств, и общественного транспорта, снижении риска возникновения дорожно-транспортных происшествий, повышении комфортности и удобства движения.
Предлагаемые целевые показатели эффективности реализации Комплексной схемы организации движения Алматы позволяют дать оценку степени выполнения поставленных в программе задач и их социально-экономической эффективности. В рамках проекта предложены следующие целевые показатели:
1. Средняя скорость движения на автомобилях;
2. Средняя скорость движения на общественном транспорте;
3. Удельные выбросы вредных веществ;
4. Количество поездок на автомобилях;
5. Количество поездок на велосипедах;
6. Объем перевезенных пассажиров.
7. Транспортная работа.
По итогам выполнения расчетов предлагаемых мероприятий прогнозируются следующие значения по перечисленным целевым показателям
скорость поездки на ОТ (в ТС), км/ч ---17 г.= 17,5 км\ч ---23 г. =23 км\ч.
Количество поездок на авт./сут. 17 г. -=1 527 659
23 г. = 1 575 803
Количество поездок на велосипедах/сут. 17 г. =24 713
23 г. =40 857 рост моточасов = 65,33%
Количество поездок на самокатах /сут. = 37 895 рост =14 %
Объём перевезённых пассажиров на ОТ/сут. 17 г. =1 529 597.
23 г. =1 811 609.
Транспортная работа по авт., ТСкм 17 г. =10 536 715.
23 г. = 10 804 726
*Данные значения представлены с учетом роста населения на 2023 г., более чем на 10%.
По полученным значениям можно сделать заключение об эффективности предлагаемых мероприятий на период реализации КСОДД.
Решение транспортных проблем в г. Алматы возможно только путём сбалансированного развития улично-дорожной сети и пассажирского транспорта общего пользования в сочетании с применением жёстких мер по ограничению движения индивидуального транспорта.
По результатам расчёта общеэкономической эффективности окупаемость всех предлагаемых мероприятий составляет 8 лет, что доказывает высокую эффективность общей концепции КСОДД.
Основной результат, ожидаемый от реализация мероприятий проекта -способствование экономическому росту г. Алматы путём улучшения транспортной и пешеходной доступности.
КСОДД – комплексная схема организации дорожного движения;
ТОО «НИИ ТК» - ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций»;
ВОАД –восточная объездная автодорога;
NFS -плата через ЕСП
ОДД – организация дорожного движения;
ОБВ -гармошка 6213
УДС – улично-дорожная сеть;
ОТ – общественный транспорт;
ПДД – правила дорожного движения;
PTV VISUM – программный комплекс транспортного планирования;
ИТС – интеллектуальная транспортная система;
УАП ДВД – управление административной полиции департамента внутренних дел;
ДТП – дорожно-транспортные происшествия;
СО – светофорный объект;
АСУДД – автоматизированная система управления дорожным движением;
ЦУП - центр управления;
ЦОДД – центр организации дорожного движения;
ПК - персональный компьютер; пекарня
МГР - местный гибкий режим;
PIR – пассивные инфракрасные датчики движения;
RS-485 – интерфейса связи с дифференциальным способом передачи сигнала;
BRT – система скоростных автобусов;
LRT – легкий рельсовый транспорт;
ТК – технический комитет;
ЧС – чрезвычайные ситуации;
ТС – транспортные средства;
БДД – безопасность дорожного движения.
https://master.apis....tion/4304873945