Об аутизме
Проблема РДА занимает особое место в детской психопатологии. Актуальность проблемы обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и инвалидизацией. Как показывает отечественный и зарубежный опыт ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дает возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний и искусстве.
Как часто встречается аутизм? Аутизм в своей классической форме - относительно редкое расстройство, встречающееся не более чем у 0,1% основного населения. Одно время полагали, что это нарушение имеет меньшую распространенность, но ряд исследований последних лет показал, что примерно 1 из 1 000 детей, выживших в течение первого года жизни, имеет синдром аутизма. Синдром Аспергера проявляется значительно чаще и выявлен у 3-4 из 1 000 детей. Другие похожие на аутизм заболевания и заболевания, имеющие аутичные черты, у людей с умственной отсталостью и расстройствами внимания могут встречаться так же часто, как синдром Аспергера.
Представляется, что аутизм и расстройства аутистического спектра встречаются более часто, чем считали раньше. Общий уровень составляет 0,6-1% от общего количества детей школьного возраста.
Единых диагностических критериев, которые были бы общепринятыми и удовлетворяли всех, нет. Диагностика чаще идет согласно критериям Лео Каннера:
1.Глубокое нарушение аффективного контакта с другими людьми;
2.Навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам активности;
3.Поглощённость вращающимися или вращаемыми с использованием тонкой моторики объектами;
4.Мутизм, или не направленная на межличностную коммуникацию речь;
5.Хороший когнитивный потенциал, проявляющийся в возможностях памяти или навыках в выполнении заданий, особенно досок Сегена.
Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности.
Всё это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают особую важность дифференциальной диагностики раннего детского аутизма, так как аутистические проявления могут наблюдаться также при ранней детской шизофрении, умственной отсталости, задержке психического развития и других вариантах психического дизонтогенеза.
На данный момент общепринятой считается Международная классификация болезней 10-го пересмотра ВОЗ (иными словами, МКБ-10).
В этой классификации выделены следующие аутистические расстройства:
• Общие расстройства психологического развития.
• Детский аутизм (начало от 0 до 3 лет).
• Аутизм процессуальный (начало до 3 лет)
• Атипичный аутизм:
- атипичный детский психоз (начало в 3-5 лет);
- умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.
• Синдром Ретта.
• Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция, симбиотический психоз).
• Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.
• Синдром Аспергера.
В МКБ-10 в целях подразделения аутистических расстройств использовался возрастной и синдромальный подход.
Классификация В.Е.Кагана
Выделяет следующие аутистические синдромы:
Аутизм при шизофрении;
Аутизм при шизоидных психопатиях;
Детский аутизм;
Органический аутизм;
Парааутистические состояния.
Классификация НЦПЗ РАМН (1997)
Детский аутизм эндогенного генеза
Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы
Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях
Синдром Ретта (неуточненного генеза)
Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза (психогенный парааутизм)
Аутизм неясного генеза
Лебединская К.С., Никольская О.С.
Клинико психологическая классификация
является сугубо психологической. Она помогает в выборе коррекционных мероприятий: установлению эмоционального контакта, работе по коррекции речи, смягчению поведенческих проблем и др. В зависимости от диагностируемого уровня строится дальнейшая работа по расширению взаимодействия с аутичным ребенком.
О.С.Никольской в 1985 - 1987 гг. выделены четыре основные группы РДА. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. степенью нарушения аффективной сферы.
1-я группа - дети с отрешенностью от внешней среды (глубокое погружение в себя).
2-я группа - дети с отвержением внешней среды (стереотипные действия и заглушение непритных впечатлений извне).
3-я группа - дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой речью с фиксацией на пережитых страхах).
4-я группа - дети со сверхтормозимостью окружающей средой (застенчивость, сверхранимость).
Все исследователи свидетельствуют о том, что в поведении у детей-аутистов наблюдаются разнонаправленные аффекты, влечения, представления, отсутствует единство, внутренняя логика. У них ослаблена эмоциональная реакция на близких, вплоть до «аффективной блокады». Наблюдается недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, что придает таким детям сходство со слепыми и глухими.
Во внешнем облике, при обычной миловидности, обращает на себя внимание взгляд, обращенный в пустоту или внутрь себя («взгляд мимо», «взгляд через собеседника, через предметы» и т. п.).
Моторика детей с РДА отличается угловатостью, движения неритмичные, с тенденциями к моторной стереотипии в пальцах, кистях рук, ходьба на цыпочках, однообразный бег, прыжки с опорой не на всю ступню.
Речь обычно не направлена к собеседнику. В речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция. Речь может быть и правильной, и косноязычной, лепетной. Мелодика речи нарушена, громкость голоса постоянно меняется. Произношение звуков самое разное: может быть как правильным, так и неправильным. Наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного переноса, постоянны эхолалии, бессвязность, неспособность к диалогу. Долго сохраняется тенденция к манерному словотворчеству. Экспрессивная речь развивается с отставанием. Часты фразы-штампы, мутизм, разрыхленность ассоциаций. Имеет место смещение мыслей; исчезновение из фраз личных глагольных и местоименных форм: фраза обычно краткая с нарушениями грамматического и синтаксического строя.
У многих детей отмечаются нарушения инстинктов, инверсия цикла сон — бодрствование, выраженная избирательность в еде, извращенность аппетита, изменчивость мышечного тонуса.
Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, а симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога.
Александрова Ольга Сергеевна — детский психоневролог
тел.: (8 727) 971 08 10, 8 708 971 08 10
ул. Карасай батыра, 152/1, вход с Айтиева, оф.1002
www.mymind.kz, http://vk.com/clinicanevrozov, www.facebook.com/psychoterapevtZholdasova
https://www.instagra...bek_zholdassova
https://t.me/zhibekzholdasova