Перспектива ?налететь? на штраф или даже лишение ?прав? за превышение скоростного режима не прельщает никого из водителей. При этом прохватить с ветерком по хорошей дороге любит каждый. Сотрудники ГАИ с пониманием относятся к чаяниям водительских масс: любовно расставляя знаки ограничения скорости на прямых как стрела загородных магистралях, они исправно ?отстреливают? радарами-измерителями скорости зазевавшихся ?летчиков?. Любишь кататься ? люби и денежки платить. Либо милиционерам, либо в магазине при покупке так называемого антирадара. Аппараты, называемые так в просторечии, представляют собой всего лишь индикаторы электромагнитного излучения определенных частот. Правильное их название ? радары-детекторы.
В России разрешены к применению в радарах ДПС аппараты с несущей частотой 10,525 ГГц и 24,15 ГГц с соответствующими допусками. По международным правилам они обозначаются как X-диапазон (10,525 ГГц) и K-диапазон (24,15 ГГц). В ближайшие пару лет в России должен быть внедрен Ka-диапазон с несущей частотой 34,7 ГГц.
Особняком стоят лазерные дальномеры и измерители скорости. Рабочая длина волны ? от 0,7 до 1,0 мкм, активное их применение в России началось с 2001 года.
Все гаишные радары можно разделить на два класса: приборы с постоянным излучением и импульсные.
Первые постоянно облучают ?объект?, выделяя из общего потока цели с превышением определенной скорости по отношению к потоку либо по абсолютной скорости. Время замера составляет от 1 до 5 секунд с учетом контрольных перепроверок. В свое время эти приборы использовали не в постоянном режиме отслеживания, а ?навскидку? ? сотрудник ДПС замечал машину, идущую с явным превышением скорости, и включал прибор на несколько секунд.
Приборы второго типа появились в России с конца 90-х годов и в настоящее время занимают абсолютную позицию в сфере применения сотрудниками ГИБДД.
Они в состоянии за 0,3?0,4 секунды измерить скорость авто с точностью 95%.
В процессе работы такой радар ?выстреливает? серией из 4?6 коротких импульсов. Мощное математическое обеспечение позволяет быстро проанализировать характер отражения радиосигналов и вычислить их скорость. Сейчас по РФ на сто приборов с импульсной системой измерения скорости процентов десять приходится на устаревший диапазон X, оставшиеся девяносто ? на диапазон K. Это следует учитывать при выборе радара-детектора, чтобы он мог адекватно реагировать на все ?происки? сотрудников ДПС.
Радар-детектор ? своего рода система раннего оповещения о том, что где-то поблизости работает радарный измеритель скорости. Поэтому главный критерий, влияющий на выбор той или иной модели радара, ? какие диапазоны и режимы работы милицейских спидганов он в состоянии отследить.
Второй по значимости параметр ? чувствительность, или, другими словами, на каком расстоянии детектор ?засечет? сидящего в засаде сотрудника ДПС с радаром.
Далее нас должна заинтересовать степень достоверности срабатываний устройства ? соотношение реальных сигналов к мнимым.
Затем стоит поинтересоваться скоростью обработки данных. В последнюю очередь нас должны заинтересовать всяческие дополнительные функции.
Реальная зона действия радаров-детекторов очень сильно зависит от рельефа местности, от взаимного расположения направления движения автомобиля и направления действия радара. В среднем радары-детекторы предупреждают водителя, что его автомобиль попал в зону действия радара ГИБДД в городе за 600 метров, а на трассе ? до 2 километров. К факторам, уменьшающим зону действия радаров-детекторов, можно отнести сильно пересеченный рельеф местности, наличие мощных ?посторонних? источников радиоизлучения. Работа лазерных измерителей скорости сильно зависит и от метеоусловий: дождь и туман резко сокращают зону видимости. Помимо этого работе лазерного прибора мешают еще и пыль, загрязненная атмосфера. Эти же факторы влияют и на работу радара-детектора. Зона приема радаров-детекторов, работающих в инфракрасном диапазоне (лазеров), составляет 180 или 360 градусов.
В общих чертах радары-детекторы можно разделить на индикаторы СВЧ-излучений и собственно радары-детекторы.
К первой категории относятся самые простые и дешевые устройства, реагирующие на любые СВЧ-колебания (микроволновые печи, сотовые телефоны, радары ГИБДД и т.д.). Более сложные и дорогие радары-детекторы способны определить милицейский измеритель скорости на фоне всех видов мешающих сигналов и подать водителю предупреждающий сигнал. Это происходит благодаря мощному цифровому фильтру, реализованному на базе процессора, работающего по специальному алгоритму, позволяющему отсеивать сигналы, даже очень похожие на сигналы измерителя скорости. Многие современные патрульные автомобили оснащены измерителями скорости, позволяющими сотрудникам ГИБДД определять скорость автомобилей, двигаясь непосредственно в потоке машин. На эти измерители скорости хороший радар-детектор тоже реагирует, и это не является признаком неправильной работы прибора.