Нахожусь сейчас в Москве, впервые. Позвольте поделиться своими наблюдениями о московском транспорте вообще, и метро в частности.
Наземный транспорт.
На улице до минус 20, а в метро и и во всем НОТ плюс 19. Отапливаемых остановок нет, все автобусы-трамваи-троллейбусы ходят как часы: один ушел, уже подходит другой, практически не ждешь, поэтому и не успеваешь замерзнуть.
У автобусов маршруты короткие, такого, как у нас, из Аэропорта до Орбиты, через весь город, нет. Наверное потому, что все ездят на метро, которое есть даже за МКАДом, а НОТ нужен только как перехват.
Автоответчик объявляет остановки, плюс дополнительно вся информация дублируется на табло. Водитель отделен от пассажиров закрытой кабиной.
В автобусы и старые модели трамваев вход только через переднюю дверь, выход - в среднюю и заднюю двери; в новых, современных двухвагонных трамваях вход и выход во все двери.
Картина такая: подходит автобус, открывает переднюю дверь, пассажиры в автобусе, которые хотят выйти на этой остановке, терпеливо ждут, когда для них откроется дверь. Никто не ругается, не кричит, не толкается. Пассажиры на остановке тоже организованно и спокойно входят через переднюю дверь, соблюдая очередность, с детьми пропускают вперед; оплачивают проезд через терминал карточкой, типа нашей Онай, и проходят через турникет в салон.
Видов таких карточек тьма тьмущая, сразу и не разберешься. Но при покупке даже и напрягаться не стоит, продавец тебе сама объяснит, какой вид карточки тебе выгоднее взять в зависимости от того, как часто и на чем тебе нужно передвигаться. Точно знаю, что есть система скидок для обычных пассажиров. Например, в течение 90 минут одна поездка на метро оплачивается за полную стоимость, а если далее пересаживаешься на НОТ, то оплачиваешь уже всего 50%. Для студентов и пенсионеров - социальные карточки, про них подробности не знаю, но это чуть ли ни бесплатно.
Проезд до Нового года стоил около 30руб (переведите на наши тенге, получите почти 150), сейчас подорожал примерно на 2руб, а это почти 10тенге. Если у тебя нет карточки, то ты можешь у водителя купить карточку на одну поездку, но стоить она будет уже 50руб.
Кондукторов, конечно же, нет, но есть контролеры, которых я пока не видела. Штраф за безбилетный проезд и провоз багажа - 1000руб (а это 5000тг), за пользование социальной карточкой, если она не твоя, или ты уже не студент, штраф 2500руб (около 12 000тг).
Кстати, о трамвайных путях. Они проложены как бы на подиуме, вровень с дорогой идут только на перекрестках. И никому из автомобилистов не приходит в голову перегородить дорогу трамваю, как это любят у нас. Трамвайные остановки находятся рядом с автобусными, но посередине дороги рядом с путями, огорожены, и пройти к ним можно по зебре со светофором. Во время хода трамвай раскачивается, причем сильно, у нас такого нет. Не знаю, с чем это связано.
Метро. Вагоны в большинстве своем старые, некрасивые, точно также, как и станции. Есть станции, видимо, они сдавались в трудные 90-е годы, которые отделаны обыкновенным белым кафелем. Бррр! Конечно, есть и станции-произведения искусства, но таких немного, и все они в центре. Современные новые станции сдают типа наших станций Москва или Сары-Арка.
Скорость движения состава огромная, особенно на длинных перегонах. И грохот стоит такой, хоть уши закрывай.
И никто, нигде и никогда не уступают место! Это просто ужас! Ни пожилым, ни беременным, ни с детьми. У меня от этого просто шок! Говорю женщине, мол, присаживайтесь, а она от меня шарахается с круглыми глазами. Не знаю, с чем это связано, то ли это воспитание у них такое, то ли менталитет у нас разный. Не знаю.
Сроки ввода новых станций конечно, задерживаются и переносятся, но строительство не останавливается вообще. Дай Бог нашему Алматы хотя бы такие темпы.
Ну вот, вроде бы и все мои наблюдения.
Всех алматинцев поздравляю с новогодними праздниками! Удачи и процветания!
P.S. Сделаю перепост в тему общественный транспорт в Алматы. Просто так, для информации...
Сообщение отредактировал mixi: 09.01.2016, 00:38:37