Перейти к содержимому

Фотография

Даниил Хармс


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 80

#21
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений

http://geo.web.ru/ba...lich/part31.htm

Хм.. А почему его Галич назвал "Александром Ивановичем"? Он ведь от рождения Даниил Иванович Ювачев.

Человек-загадка, безусловно талантливый. Маршак как-то высказался, что Хармс тщательно скрывает свою "Классическую основу" и все его творения это лишь дань стилю. Может это и так, ведь есть несколько стихотворений с хорошей классической рифмой. Импонирует его странный девиз "Зажечь беду вокруг себя". И вообще очень люблю этих страноватых ОБЭРИУТов. :-/

Самое любимое:


Волчица шла дорогаю
Дорогаю манашенькой
И камушек не трогала
Серебряной косой
На шею деревянную
Садились человечеки
Манистами накрашеннами
Где-то высоко.
Никто бы и не кланялся
Продуманно и холодно
Никто бы не закидывал
На речку поплавок
Я первый у колодица
Нашёл её подохлую
И вечеров до кузова её не повалок
Стонала только бабушка
Да грядка перестонывала
Заново ерошила
Капустных легушат
Отцы мои запенились
И дети непристойные
Пускали на широкую
Дорогу камыши.
Засни засни калачиком
За синей гололедицей
Пруда хороший перепел
Чугунный домовой
Щека твоя плакучая
Румянится цыганами
Раскидывая порохом ленивую войну.
Идут рубахи рыжики
Покрикивая улицу
Верёвку колокольную
Ладошки синяки
А кукла перед ужином
Сырому тесту молится
И долго перекладывает
Зубы на косяк.
Я жду тебя не падаю
Смотрю - не высыпаются
Из маминой коробочки
На ломаный сарай
Обреж меня топориком
Клади меня в посудину
Но больше не получится
Дырявая роса ?
ВСЁ

Даниил Хармс "Ваньки-встаньки", 4 февраля 1926

PS может кто-нибудь знает, где в сети есть его т.н. юношеские тетрадки с рисунками? Считают, что там зашифровано нечто сакрально-интимное. Я видел некоторые рисунки.. Абракадабра какая-то..
  • 0

#22
pushokILImurzik*

pushokILImurzik*
  • Гость
  • 45 сообщений
Братец, ты знаешь ли такое понятие "язык говорит". Т.е у человека определенного склада, писательского, так скажем прямо свербит все внутри, прям распирает, так хочется что нибудь сказать. да не что нибудь, а именно это, то что "язык" желает (Пелевин а-ля Вампир, салют), да, ну так вот, прям чешется на языке все, из под ложечки выпирает это все именно без всякого смысла, только бы вытолкнуть, только бы выпустить это самое наружу. Просра..ся говоришь? Да не, все бы так, коли б не музыка. Видишь ли, братец, никто не знает, какие частоты и уровни затрагивает речь. и в унисон с чем звучит она. Резонанс помнишь ли, из физики? Рота солдат, по мосту... Раскачивают однако. Прямое волшебство, напрямую, минуя смысл. Думается, в этом технологии общения будущего. А Хармс как Циолковский, и жили они приблизительно в одно время - время запрета и освобождения, потому и рванули. (Циолковский - салют). Да. Потому его и читают избранные. Люди будущего. Как мы, например, с тобой. :-/)
  • 0

#23
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений

от рождения Даниил Иванович Ювачев.

17 (30) декабря у Ювачёвых родился сын и Иван Павлович Ювачёв написал в записной книжке: "Пришел батюшка и стали решать вопрос, как назвать сына. Сообща решили назвать Даниилом. Во 1) сегодня память Даниила, 2) 12 дней тому назад в 6-м часу видел во сне его, 3) по имени его "Суд божий" можно назвать и свои личные страдания 14 дней и "революцию России", 4) самый дорогой пророк для меня, из которого я строю свою философию."

3 пункт до сих пор не разгадан исследователями.
  • 0

#24
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений
...
Тянутся маёвками
красные гроба
ситцевые девушки -
по небу губа...

..с блином во рту промчится пост.. :-)


Или вот самое раннее из дошедших до нас стихотворений Хармса:
"В июле как то в лето наше
Идя бредя в жару дневную
Шли два б<р>ата Коля с Яшей
И встретили свинью большую.

"Смотри свинья какая в поле
Идет" заметил Коля Яше
"Она пожалуй будет Коля
На вид толстей чем наш папаша".

Но Коля молвил: "Полно Яша,
К чему сболтнул ты эту фразу?
Таких свиней как наш папаша
Я еще не видывал ни разу".

1922

Его "фирменного" стиля ещё не ощущается. :spy:
  • 0

#25
erlan40

erlan40
  • Постоялец
  • 398 сообщений
Вот прикольный кусок из Хармса

.Я был очень мудрым стариком.
Теперь я уже не то, считайте даже, что
меня нет. Но было время, когда любой из вас
пришел бы ко мне, и какая бы тяжесть ни то-
мила его душу, какие бы грехи ни терзали его
мысли, я бы обнял его и сказал: "Сын мой,
утешься, ибо никакая тяжесть души твоей не
томит и никаких грехов не вижу я в теле тво-
ем", и он убежал бы от меня счастливый и
радостный.
Я был велик и силен. Люди, встречая меня
на улице, шарахались в сторону, и я проходил
сквозь толпу, как утюг.
Мне часто целовали ноги, но я не протес-
товал, я знал, что достоин этого. Зачем ли-
шать людей радости почтить меня? Я даже сам,
будучи чрезвычайно гибким в теле, попробовал
поцеловать себе свою собственную ногу. Я сел
на скамейку, взял в руки свою правую ногу и
подтянул ее к лицу. Мне удалось поцеловать
большой палец на ноге. Я был счастлив. Я по-
нял счастье других людей.
Все преклонялись передо мной! И не лю-
ди, даже звери, даже разные букашки ползали
передо мной и виляли своими хвостами. А кош-
ки! Те просто души во мне не чаяли и, каким-
-то образом сцепившись лапами друг с другом,
бежали передо мной, когда я шел по лестнице.
В то время я был действительно очень
мудр и все понимал. Не было такой вещи, пе-
ред которой я встал бы в тупик. Одна минута
напряжения моего чудовищного ума - и самый
сложный вопрос разрешался наипростейшим об-
разом. Меня даже водили в Институт мозга и
показывали ученым профессорам. Те электри-
чеством измерили мой ум и просто опупели."Мы
никогда ничего подобного не видали", - ска-
зали они.
Я был женат, но редко видел свою жену.
Она боялась меня: колосальность моего ума
подавляла ее. Она не жила, а трепетала, и
если я смотрел на нее, она начинала икать.
Мы долго жили с ней вместе, но потом она,
кажется, куда-то исчезла: точно не помню.
Память - это вообще явление странное.
Как трудно бывает что-нибудь запомнить и
как легко забыть! А то и так бывает: запом-
нишь одно, а вспомнишь совсем другое. Или:
запомнишь что-нибудь с трудом, но очень кре-
пко, и потом ничего вспомнить не сможешь.
Так тоже бывает. Я бы всем советовал пора-
ботать над своей памятью.
Я был всегда справедлив и зря никого не
бил, потому что, когда кого-нибудь бьешь,
то всегда жалеешь, и тут можно переборщить.
Детей, например, никогда не надо бить ножом
или вообще чем-нибудь железным. А женщин,
наоборот: никогда не следует бить ногой.
Животные, те, говорят, выносливее. Но я
производил в этом направлении опыты и знаю,
что это не всегда так.
Благодаря своей гибкости я мог делать
то, чего никто не мог сделать. Так, напри-
мер, мне удалось однажды достать рукой из
очень извилистой фановой трубы заскочившую
туда серьгу моего брата. Я мог, например,
спрятаться в сравнительно небольшую корзин-
ку и закрыть за собой крышку.
Да, конечно, я был феноменален!
  • 0

#26
Cranberry

Cranberry
  • В доску свой
  • 2 128 сообщений
мне нравится Хармс!!!
  • 0

#27
Bunny

Bunny

    Шушпанчик-попингуй.Grammar Nazi.

  • В доску свой
  • 11 361 сообщений
erlan40, получается, вы и сами Хармса любите?
А за что? Просто за "любовные письма прикольные"?
  • 0

#28
erlan40

erlan40
  • Постоялец
  • 398 сообщений
Обычно когда нравится автор всегда можно сказать, за что именно. Примеры я приводил в самом начале.
Или вот возьмем Абая, его "Балалык олдi бiлдiнбе..."
В завершении идет:
"Боталы туйе секiлдi
корадан шыкпай олдiн бе" Перевод:
"Или на привязи лет, словно зверь
только и бился в закрытую дверь"

Мысль - правильно ли ты живешь, жизнь проходит, не будешь ли жалеть и т.д. и т.п.... Вобщем есть над чем подумать.

А вот возьмем Хармса:
Я ключом укокал пана
ноги ноги мои стрелы
пан упал и пели девы
думы думы где вы? где вы?
А над паном пели боги
ноги ноги мои ги ги
где вы где вы мои ноги
где вы руки? где вы книги?
там у пана мысли дуги
мысли дуги мысли боги
мысли в темени подруги
разгибают свои ноги
разгибают свои руки
открывают свои книги
открывают мысли время
открывают мысли миги
а над мигом пели боги
где вы руки мои раки
где вы руки? где вы ноги?
отвечают: мы во мраке
в темноте не видя света
прозябаем боги с лета
нам бы доступ только в книги.
Боги боги! Ми'ги ми'ги!

Я и хотел узнать у поклонников Хармса, что они берут из него, чем нравиться...

Меня он привлекает оригигальностью изложения, но полностью я в него не "въезжаю"...

Хотя здесь определенный смысл есть:


Умным правит краткий миг
глупый знает все из книг
Умный глупому не пара
Умный груз, а глупый тара
  • 0

#29
pushokILImurzik*

pushokILImurzik*
  • Гость
  • 45 сообщений
Я и хотел узнать у поклонников Хармса, что они берут из него, чем нравиться...



Свободой.
  • 0

#30
erlan40

erlan40
  • Постоялец
  • 398 сообщений
"Свободой"... да-а-а, был такой фильм - "Это сладкое слово - свобода". Хотелось бы поконкретней, на моем примитивном уровне (см. примеры)
  • 0

#31
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений
"Меня интересует только "ч у ш ь"; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт - ненавистные для меня слова и чувства. " Даниил Хармс 31 октября 1937 г.

здесь в самом низу странички протоколы допроса Даниила Хармса. Но они в каком-то сокращённом варианте даны. У меня в книге более обширны.
  • 0

#32
erlan40

erlan40
  • Постоялец
  • 398 сообщений
Эту книгу надо обязательно прочитать:

http://www.expert.ru...aya_radiovolna/
  • 1

#33
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений

Эту книгу надо обязательно прочитать:

http://www.expert.ru...aya_radiovolna/

:fie: Там только анонс... Ссылку на саму книгу не дадите?

"Интересно, как бы писал Пушкин, не знавший Державина, или Блок, не знавший Тютчева." Хармс, кстати, прекрасно знал классиков-предшественников. Читал работу анализирующую имена в его произведеньях. Использовал он имена, начиная от Пушкинских героев и про-Гоголевский подход а-ля "Бобчинский-Добчинский" до своих коллег обэриу'тов.. :shy:

Сообщение отредактировал Death: 08.07.2008, 15:45:59

  • 0

#34
erlan40

erlan40
  • Постоялец
  • 398 сообщений
Книга только вышла, в Сети вряд ли будет.
  • 1

#35
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений


Эту книгу надо обязательно прочитать:

http://www.expert.ru...aya_radiovolna/

"Интересно, как бы писал Пушкин, не знавший Державина, или Блок, не знавший Тютчева."

"Литературные анекдоты" - единственный цикл Хармсовского творчества, который произвёл впечатление на "тройку с минусом". Обширный сборник таких вещей:

" 56
Лето 1829 года Пушкин пpовел в деpевне. Он вставал pано утpом, выпи-
вал жбан паpного молока и бежал к pеке купаться. Выкупавшись в pеке, Пу-
шкин ложился на тpаву и спал до обеда. После обеда Пушкин спал в гамаке.
Пpи встpече с вонючими мужиками, Пушкин кивал им головой и зажимал паль-
цами свой нос. А вонючие мужики ломали свои шапки и говоpили: "Это нича-
во."

57
У Пушкина было четыpе сына, и все идиоты. Один не умел даже сидеть
на стуле и все вpемя падал. Пушкин и сам довольно плохо сидел на стуле.
Бывало, сплошная умоpа: сидят они за столом - на одном конце Пушкин все
вpемя со стула падает, на дpугом конце его сын. Пpосто хоть святых вы-
носи!"
  • 0

#36
Дядя Рем Звягинцев

Дядя Рем Звягинцев
  • Гость
  • 29 сообщений
Поклонником творчества Хармса не являюсь, однако известный интерес оно вызывает.
Его можно обвинять во многих грехах - кто-то увидит в его "Литературных анекдотах", к примеру, следствие больного воображения, кто-то необыкновенную свободу изъявления творческой мысли. Я не знаю, был ли он сумасшедшим. Как бы нелепо это не выглядело, но для меня диагноз этого писателя определяет и отношение к тому, что он писал. Если он был болен - то даже не возьмусь оценивать. Если здоров - то интересно "ощупывание" Хармсом структуры самого творчества, открытие закономерностей созидания смыслов в тексте, с последующей утратой значимости этих смыслов. Его, по моему мнению, интересует творчество как действие, а не как результат этого действия. Поэтому, читать Хармса (опять же - пример "Литературные анекдоты"), пытаясь уловить завершенную мысль, не то чтобы невозможно, но нерационально. ИМХО, надо смотреть не на конечный результат, а настроиться на угадывание того, что предшествовало созданию текста - угадывание "технологии", что ли, улавливание творческой энергии через текст.
  • 0

#37
erlan40

erlan40
  • Постоялец
  • 398 сообщений
А может, просто с интересными вещами, он иногда просто "гнал"? Это бывает со многими, а с творческими людьми, наверное чаще?
  • 0

#38
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений

А может, просто с интересными вещами, он иногда просто "гнал"? Это бывает со многими, а с творческими людьми, наверное чаще?

Отрывок из дидаскалии "Грехопадение или познание добра и зла":

"М.Л.: Ты, я вижу, молодец.
Ева: Да, я бойкая баба.
М.Л.: А ты меня любишь?
Ева: Да я не прочь, чтобы ты меня покатал по саду на себе верхом.
М.Л.: Садись мне на плечи.
(Входит Адам с картузом, полным малины, в руках)
Адам: Ева! Где ты? Хочешь малины?..."
  • 0

#39
Снусмумрик

Снусмумрик
  • В доску свой
  • 8 077 сообщений
Интересно, как выглядела постановка "Елизаветы Бам" Хармса? :) :-/ БЫл однажды вечер ОБЭРИУтов, где первым отделением они читали свои опусы, а вторым был спектакль по "Елизавете Бам". В нем вроде даже Веденский учавствовал.
Вот и вызывает любопытство, как всё это выглядело, ведь довольно длинная пьеса состоит из чередований абсурдных диалогов и:
"Курабыр дарамур
дыньдири
сакатырь пакарадагу
да кы гири кири кири
Зандудила хабакула
хе-е-ель
Ханчу ана куды
Стум чи на лакуды
Пара вы на лыйтена
хе-е-ель
Чапу, ачапали
чапатали мар
набалочина
хе-е-ель"
Перечитываю её иногда и удивляюсь.. :D
  • 0

#40
von Oblomann

von Oblomann
  • В доску свой
  • 2 535 сообщений

Или вот возьмем Абая, его "Балалык олдi бiлдiнбе..." [..]
Мысль - правильно ли ты живешь, жизнь проходит, не будешь ли жалеть и т.д. и т.п.... Вобщем есть над чем подумать.
А вот возьмем Хармса: [..]

"Свободой"... да-а-а, был такой фильм - "Это сладкое слово - свобода". Хотелось бы поконкретней, на моем примитивном уровне (см. примеры)

Ну дык литературное творчество - это не только "мысль", но и способы её выражения: Абай же вполне мог сразу так и написать, мол "правильно ли ты живешь, жизнь проходит, не будешь ли жалеть и т.д. и т.п..." - ан нет, в ритм впихнул, метафору ввернул - для пущего эффекта. "Свобода" автора заключается в том, что он волен экспериментировать с формами и самовыражаться, как хочет, вплоть до отказа от смысла - лишь бы добиться желаемого эффекта :) А дальше история покажет, получилось ли и нужно ли это кому-нибудь. В общем, чушь чушью, но какие-то эмоции и образы она вызывает. Кстати, способов "игр с формами" не так уж и много, я думал все знаю, однако про "заумь" нам на курсе стилистики что-то не рассказывали, хотя "Охоты на Снарка" и её перевода касались, и не раз - типа, абсурд и абсурд. Недавно случайно на статью в Википедии наткнулся, там про Хармса немного есть, отнесли к "синтаксической и супрасинтаксической зауми". (Вроде получилось "поконкретней на примитивном уровне") :-)
  • 0


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

пользователей: 0, неизвестных прохожих: 0, скрытых пользователей: 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.