Cтатья г-на Р.Райфельда
Когда я был школьником, слово «мамбет» как-то не широко использовалось. Позднее заметил, что многие «неказахи» часто воспроизводили его шепотом с целью в уничижительном смысле обозначить людей казахской национальности. Усматривая несправедливость в присвоении этому слову права быть синонимом нации, не использовал его в обиходе. Теперь продвинутая часть общества, признавая за лексемой принадлежность к разговорному стилю, в последнюю очередь понимает под ней национальность. О том, что слово означает, до сих пор лихо спорится в различных интернет-форумах. Сходятся все в одном: значение негативное.Загляните в сеть по адресу: nursultanat.narod.ru. Там мирно покоится «Толковый словарь русского языка в Казахстане» (Академия наук, Институт лингвистических исследований /Толковый словарь русского языка в Казахстане /2-е изд., испр. и доп. - Алматы, 2005). Его авторы - группа ученых под руководством кандидата филологических наук Булата Богданова, представителей Института лингвистических исследований Академии Наук РК, специалистов Словарного запаса Абаевского Института. При составлении словаря использовались материалы картотеки Словарного запаса уже упомянутого Института лингвистических исследований. На странице непривычно вольное для академического издания определение: «МАМБЕТ - (Этиология, этимология не изв.) представитель рода казахов, вне географического надродового характера, отличающийся чванством, кичливостью, гонором, высокомерием, клиническим стремлением порулить хоть кем-чем (хоть в оранжевом жилете), таким же отсутствием стремления к самосовершенствованию (сам само совершенство)... Звание м. - пожизненное, не связанное с местом рождения/проживания и образовательным цензом, научными званиями и степенями»…
Но мамбетом нельзя назвать каждого приезжего в город аульного пацана, любой горожанин может подойти под понятие. Фиаско ждет и того, кто сочтет возможным пришить ярлык бедным. Среди обладателей статуса высокого дохода мамбетов едва ли меньше. Рисуясь друг перед другом «лехусами» и «бэхами», они добились лишь того, что марки этих автомобилей перешли в разряд «мамбетских» (про «мерс» и такой тип авто, как джип, уже не говорим). А как вам уродливость и убогость архитектурных проектов особняков обеспеченных мамбетов? Прокатитесь по тем районам своего города, где они строятся, убедитесь: не хватает у богатого мамбета фантазии потратить свои сбережения.
Другие качества типичного мамбета - хвастовство и кичливость, отсутствие скромности и заносчивость, которые в зависимости от социального статуса их обладателя могут вызывать самые разные реакции - от ироничных улыбок и подтрунивающих шуток знакомых до общенародного почитания, восхваления и культа личности. Особенности нашей ситуации в том, что в сознании людей живут предрассудки не то феодализма, не то рабовладения в то время, когда требуется более современная реакция на происходящее. Мамбет подстерегает вас везде: на улице, в соседней квартире, в транспорте, на отдыхе, на экране телевизора и даже в вас самих. Идеология мамбетов - полное игнорирование культуры, воспитания, образования, интересов кого бы то ни было, кроме себя. Потому что внешнее для него гораздо важнее внутреннего. Все проблемы мамба готов решить через родственные, либо иные связи, желательно осуществить развод дела на халяву, но если запахнет жареным, взяткой не побрезгует. В зависимости от гонора все решается либо тихо (посредством одного телефонного звонка и малой суммы, возможно - бесплатно), либо очень шумно (посредством нескольких телефонных звонков, кучи потерянного времени и большой суммы). Мамбет за понты Родину продаст. И еще он очень-очень-очень любит власть. Сегодня все только и говорят о мамбах и мамбетизме. Все выражают явлению свое отрицательное отношение, но при этом сами его часть в той или иной степени. Живя в обществе, где правят вышеназванные типы, мы просто не можем не вести себя, как мамбеты - либо вынужденно, либо вполне осознанно.