И вот еще вброс про "яблоки" - как думаете, цвет яблока имеет значение? И применительно это только к Мелодии или к буржуйским дискам тоже?
Вспомнил вдруг, что существовала такая легенда, что первые отпечатки с прессов Мелодии получали черную этикетку, потом синюю, потом красную, а отходы производства получали белую.
Вот я сейчас взглянул на свои советские пластинки - большинство белые. Красные и синие звучат ощутимо лучше, можем даже сравнить. А вот черных у меня вообще нет (разошлись по барыгам прямо с завода?). Сдается мне, что какая-то правда в этом есть.
Можно было бы свериться по номерам, но они были непрерывным продолжением разных матриц, просто порядковый номер и по нему можно только датировать винил, а вот определить начало или конец партии наверное никак. Или я не прав?
Вот что я надыбал на одном форуме:
ВОПРОС:
1) "Хочу спросить - Вам нигде в текстах или документах не встречалось упоминание о качестве записи отечественных дисков и связанным с цветом пятака на пластинке? Может стандарт или ГОСТ какой был? В своё время ходили легенды, что на высочайшего качества отечественных дисках (тут имеется в виду и работа звукорежиссёра и печать с матриц) указывает тёмно-синий, а лучше чёрный пятак.
В пользу этого говорит факт того, что очень много дисков с изданием классики и изданий отечественного джаза издавались с пятачками тёмно-синими, а то и чёрными. Даже многие диски, выпущенные в период подготовки к Олимпиаде-80, несли такие пятаки - они стоили дороже, чем рядовые - аж 2.70, а то и 3.15 руб.!!! (причём имели лаковую обложку, да и олимпийскую символику). На слух они действительно звучали лучше, чем диски с розовыми или белыми пятаками. Но ни одной лицензии или диска с изданием отечественных эстрадников или групп, выпушенных с тёмно-синим (не говоря уж о чёрном пятачке), я не встречал".
ОТВЕТ:
Действительно, в среде советских филофонистов 80-х, да и 90-х годов ходило такое расхожее мнение, что цвета пятаков "Мелодии" якобы отражают качество записи и номер тиража (или матрицы) выпускаемых пластинок. Лучшими по качеству считались черные, а затем шли - синие, красные и т.д. Эти слухи опровергались в свое время в журналах, но, тем не менее, многие коллекционеры так и остались при своем мнении. Но вот недавно мне удалось побеседовать с одним уважаемым московским коллекционером, работавшим в свое время на фирме "Мелодия" и посвятившем меня в суть этого вопроса. И вот, что он мне рассказал:
- синие пятаки выпускал МОЗГ (Московский опытный завод грамзаписи);
- белые - в основном Рижский завод;
- черные - чаще Апрелевка и Рига (в т.ч. и классику);
- по желтому, в основном, специализировался Ташкентский з-д;
- а на розовых специализировалась Апрелевка.
Любопытно, что синие этикетки были доминирующими для МОЗГа потому, что в свое время вышло специальное внутримелодийное распоряжение, что на экспорт (которым в основном и занимался МОЗГ - там стояли первые "серьёзные импортные пресс-станки" фирмы "Туликс-Альфа" - и частично Апрелевка), продукция должна выпускаться с темно-синими, либо с черными этикетками. Поэтому типография поставляла им в первую очередь эти особые этикетки с синим и черно-матовым "Пантоном". Культура производства на Ташкентском и Тбилисском заводах оставляла желать лучшего, поэтому продукцию на экспорт они не выпускали вообще. Другой вопрос, когда постепенно надвигался перестроечный кризис в экономике, то строго отслеживать "цветовую палитру" перестали, типографии то работали на местах, иногда заготовки-этикетки с одного завода перебрасывали на другой (без надписей).
Что же касается первичности-вторичности "мелодийных" заводов, то матрица (первичная) могла спокойно отправиться, допустим, в Ташкент и оттуда поступал первый тираж... Были случаи, когда изготавливали несколько "матриц" для разных заводов одновременно. Так, что "первая копия" и "допечатка", касаемо "Мелодии" - весьма условные понятия. А в нашей тогдашней тусовке ранжир совдеповских дисков (по выпускающим заводам) был таким:
- МОЗГ;
- Ленинградский ЗГ;
- Рижский ЗГ;
- Ташкентский з-д им. Ташмухамедова;
- Тбилисский (хотя нужно отметить, что этот подворотный по своей сути завод, выпустил практически всё и вся, что только можно было из закупленного запада). Я помню свой шок, когда, зайдя в центральный универмаг на пр-те Ш. Руставели, увидел в СВОБОДНОЙ ПРОДАЖЕ (!!!) ABBA, Demis Roussos, Space и что-то там ещё.
Ну, а самым "отстойным" считался, почему-то, АЗГ (Апрелевский з-д).
Если же говорить о технологии производства виниловых пластинок на фирме "Мелодии", то она была следующей... В студии с помощью специального станка Ortofon магнитная фонограмма преобразовывалась в механическую запись на лаковом диске (лаковый полимерный слой на алюминиевой подложке). Диск отправлялся на завод, там он гальваническим способом покрывался тонким слоем серебра, и после этого с него снималась первая и единственная негативная копия. С помощью этой негативной копии изготавливались семь никелевых позитивных оригиналов. С каждого из этих оригиналов можно было снять 20 матриц (итого 140), с помощью которых можно отпечатать пластинку максимальным тиражом 140 тысяч экземпляров. (Максимальный тираж - понятие достаточно условное. По разным причинам матрица не всегда полностью использовалась).
Если же этот тираж был недостаточен, то с семи позитивных никелевых оригиналов снимали не матрицы, а 49 негативных копий (по семь с каждой), с каждой из этих копий изготавливали семь позитивных никелевых оригиналов (итого 343) и потом 6860 матриц (343х20), обеспечивающих максимальный тираж в 6 миллионов 860 тысяч экземпляров. В этом случае грампластинка являлась шестой копией лакового диска, а чем длиннее цепочка копий, тем ниже качество звучания.