более информативная статья появилась. в целом о проблемах нынешних в нашей банковской сфере
Вполне ожидаемо возникли нынешние проблемы и у Bank RBK, ситуация в котором стала предметом озабоченности руководства нашей страны. Между тем, Нацбанк должен был уделять повышенное внимание этому участнику рынка не только из-за его агрессивной рекламы по привлечению депозитов, но и активного присутствия там Жомарта Ертаева, экс-главы «Альянс Банка» и «Евразийского банка» в качестве консультанта Совета директоров. Кстати,
его супруга Нургуль была членом этого Совета до недавнего внеочередного общего собрания акционеров
Напомним, что в августе 2009 года, когда г-н Ертаев трудился в «Евразийском банке», он был арестован по подозрению в хищении $1,1 млрд из «Альянс Банка» вместе с другими бывшими топ-менеджерами и провел 9 месяцев в СИЗО. В конце 2013 года появилась информация о непогашенных им кредитах в размере $2 млн в том же «Альянс Банке», который к тому времени обрел новых влиятельных владельцев.
Летом 2015 года на сайте Генеральной прокуратуры Казахстана появилось сообщение об уголовном деле, возбужденном в отношении г-на Ертаева. Ранее сообщалось и о том, что силовики пытались арестовать его в офисе компании «Алма ТВ», которой он руководил. В итоге опальный банкир вовсе покинул Казахстан и практически исчез с информационной сцены, закрыв заодно свою страничку в Facebook.
Жомарт Ертаев. Фото с сайта kapital.kz
О вкладе г-на Ертаева в бизнес-модель Bank RBK и стратегию его развития до сих пор ходят легенды. К примеру, на странице банка в социальной сети Facebook можно обнаружить пост пятилетней давности об одном из депозитных продуктов – GrandPrix, который был предложен г-ном Ертаевым.
При вложении суммы не менее $165 тысяч долларов сроком от двух до пяти лет можно было получить в подарок автомобиль,
начиная с «Форд Мондео» до «Мерседес S-class», «Ягуара», «Лексуса» или «Рэйндж Ровера». Неудивительно, что объем депозитов в Bank RBK рос при г-не Ертаеве внушительными темпами, хотя он всячески подчеркивал в СМИ, что ни этот банк, ни другие финансовые институты, которые он консультировал, не пойдут по пути лопнувшего «Альянс Банка». А Bank RBK строился, с его слов, как традиционный универсальный банк с консервативной кредитной политикой и девизом «Сказано – сделано!».
Увы, после двух девальваций тенге, обостривших дефицит качественных заемщиков, построенная на активном привлечении депозитов бизнес-модель была обречена на сбой, что и почувствовали сейчас на себе клиенты Bank RBK. Развернувшаяся экстренная операция по спасению этого банка, судя по его официальной информации, началась в начале октября, когда на внеочередном общем собрании акционеров был радикально изменен состав Совета директоров.
Из него вывели видных представителей так называемой «Евразийской группы» — Фарида Люхудзяева и Николая Радостовца вместе с бывшим председателем правления Игорем Мажиновым
Но еще удивительнее стал отказ акционеров от участия банка в программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора, которую Нацбанк запустил своим постановлением, принятым в конце июня 2017 года! Одновременно акционеры отказали в утверждении условий и порядка конвертирования именных купонных субординированных облигаций без обеспечения, конвертируемых в простые акции Bank RBK. А как раз через эти инструменты Нацбанк и дает свои деньги для поддержки участников упомянутой программы. В итоге весь минувший месяц вопрос о помощи Нацбанка этому участнику рынка оказался подвешенным, так что зампред регулятора Алпысбай Ахметов был вполне прав, когда признавал, что в данный момент решения проблемы Bank RBK просто нет. В соответствии с законодательством Нацбанк выставил требования к акционерам банка для пополнения его ликвидности до установленных нормативных требований, в противном случае придется приостановить или даже отозвать лицензию.
Теперь
остается лишь ждать назначенного на 7 ноября внеочередного общего собрания акционеров Bank RBK,
где им предстоит вновь рассмотреть вопросы, на которые они ответили дружным отказом месяц тому назад — об участии банка в упомянутой выше программе Нацбанка и утверждении условий и порядка конвертирования тех самых облигаций, конвертируемых в простые акции. Заодно, как ни странно, вновь будет рассматриваться и вопрос об избрании членов Совета директоров банка и … досрочном прекращении их полномочий! Судя по всему,
владельцы Bank RBK просто находятся в шоке от обнаруженных ими «черных дыр» в банке,
и только этим можно объяснить столь неожиданные развороты в принятии стратегических решений. Впрочем, теперь, после недавнего заявления главы государства на заседании политсовета партии «Нур Отан», такое предположение уже весьма близко к истине. Ведь президент Казахстана ясно сказал, что проблема Bank RBK — это «вопрос воровства самих акционеров», пообещав, что власти заставят их вернуть деньги и постараются стабилизировать работу банка. Правда, сделать это будет непросто, ибо по неофициальным данным,
некоторые из бывших топ-менеджеров уже покинули Казахстан
Куда смотрел в таком случае Нацбанк и почему его надзиратели спокойно принимали липовую отчетность от воришек, вопрос, как говорится, риторический! Кстати, в сентябре на совместном заседании палат парламента глава государства напомнил про крах «БТА Банка» и других банков как следствие того, что «Нацбанк не контролировал каждый шаг».
Аттракцион неслыханной щедрости
А тем временем более проворные конкуренты, контролируемые, как и Bank RBK, вполне состоятельными владельцами, дружно направились получать дешевые деньги у Нацбанка по той самой программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора, смысл которой так и остался непонятным.
Во-первых,
официальные состояния каждого из отдельно взятых олигархов намного превышают суммы, которые им дает Нацбанк
в рамках этой программы, либо вполне сопоставимы с ними.
Во-вторых, деньги эти совсем уж дешевые – 4% годовых в тенге. С учетом выдачи их на 15 лет, они будут просто «съедены» инфляцией, не говоря уже об очередной девальвации.
А в-третьих, осталось непонятным, с чего это вдруг вообще родилась такая спонсорская программа в Нацбанке в то время, когда на том же совместном заседании палат парламента г-ну Акишеву была дана ясная установка:
«Все частные банки работали, дошли до ручки – и теперь государство опять финансирует. Надо кончать с этим. Эти банки лучше уничтожить и взять на себя, чем им платить».
Увы, на деле, как это часто случается в последнее время, Нацбанк движется противоположным курсом.