За последние дни на форуме добавилось пару страниц, но, извините, как зайдешь на ЦТ хорошим настроением, то, пробежав бегло по новым постам, хочется выйти... Короче, как говорил известный персонаж "злые вы - уйду я от вас...".
Но раз обещал, то привожу без сокращений статью из центральной республиканской газеты, вышедшей к 25-летию "Тоники" в конце 2003 года.
<------------------------------->
История свободы "Тоники"
Сегодня алматинскому клубу поэзии, романса и авторской песни "Тоника" исполняется 25 лет. Четверть века назад, в 1979 году, Феликс Портной объединил всех любителей петь от души и искренне, что были в Алма-Ате. И уже в марте все вместе они организовали первый фестиваль авторской песни "Весенний эдельвейс".
"Ну что ж, ребята, желаю вам продолжить славно и чисто только что начатое дело", - благословил на долгий путь новый клуб Юрий Визбор, первый именитый гость "Тоники", приглашенный на этот концерт. Потом было много других, не менее популярных и уважаемых авторов и исполнителей - в Алма-Ату приезжали Сухарев, Берковский, Городницкий, Егоров, Туриянский, Розенбаум и много иных знаменитостей. Скоро и сами казахстанцы стали знаменитыми, прославив город яблок и горы Заилийского Алатау далеко за пределами республики. Это Качанова, Аксенов, Марынкин, Юн, Дрыганов, Козлов, Курбатов, Шимуда, Огай и многие другие.
После работы, порой поздно вечером, бежали физики, химики, архитекторы, геологи, инженеры и преподаватели в "Тонику" песни петь да слушать переборы гитары. "И ничуть не уставали, - говорит нынешний председатель клуба Анатолий Марынкин (на фото), - душа здесь отдыхала, здесь мы набирались сил для нового рабочего дня". "Для меня песня - это солдат, верно служащий великому делу - общению людей. Самое главное в самодеятельной песне - искренность и теплота", - писал Феликс Портной, фотография которого висит сейчас на доске почета клуба.
Первые годы состав клуба был непостоянным, но со временем он превратился в сплоченный коллектив из 50-60 человек. Тониковцы делились своей душевной теплотой, часто выступая на многих концертных площадках города, в детских домах и школах, в общежитиях перед студентами, даже на границу ездили порадовать военных, а со всесоюзных фестивалей часто приезжали с наградами. Кстати, именно "Тоника" стала первопроходцем в деле организации таких мероприятий в Казахстане. Фестиваль "Алма-Ата-80", собравший на Медео любителей авторской песни со всего СССР, стал первым и одним из лучших показателей уровня работы "Тоники". Тогда член этого клуба Ольга Качанова стала лауреатом фестиваля. А ныне она известный не только в Казахстане, но и в других странах СНГ исполнитель авторской песни.
- Помню, тогда во Дворце Ленина (ныне - Дворец Республики) на гала-концерте сидела половина ЦК, - рассказывает ветеран "Тоники" Анатолий Алексеев. - Такая была радостная, душевная атмосфера в зале, никогда не забуду те дни…
Безусловно, партия оказывала немалую помощь "Тонике", содействуя в организации концертов, выделяя путевки. Помимо многочисленных концертов в городе, "Тоника" ежегодно устраивала "Весенние эдельвейсы", были и "Алма-Ата-87", "Алма-Ата-88", "Алма-Ата-90"… Потом началась перестройка. Это были нелегкие времена для клуба, он притих, но ненадолго. Через несколько лет "Тоника" снова взялась за гитару. И сейчас в клубе народу хватает, не скучают люди, так же, как и 25 лет назад, собираются вместе, устраивают концерты.
Смотрю на фотографии на специальных стендах, подготовленных клубом к праздничной дате. Везде радостные, добрые лица, шумные компании… Вот молодые Олжас Сулейменов и Асанали Ашимов о чем-то балагурят за столом с Визбором и Головинским, вот Розенбаум рвет струну, а вот "Два Толика на Плющихе" (Анатолий Марынкин и его тезка Алексеев) скромненько сидят на скамеечке под тополем...
- В первые годы своего существования наш клуб объединял людей, которые искали внутреннюю свободу, будучи ограничены внешней несвободой, - говорит Ольга Качанова. - И мне кажется, это и породило такое явление, как "Тоника". Феликс Портной и Леонид Прицкер - люди с ярко выраженной харизмой - смогли объединить вокруг себя поющих людей, сформировать такую среду, в которой можно было обсуждать многие темы, запретные в те времена. Это была фига в кармане по отношению к власти, ко всем структурам, которые пытались регулировать творчество, мировоззрение. И мы, живя в тех условиях и имея потребность выразить себя в песне, понимали, что противопоставляем себя всей системе... Именно тогда, когда я выступала на Медео на "Алма-Ате-80", у меня возникло ощущение единства со зрителями и пришла уверенность, сохранившаяся на многие годы. Уверенность в том, что хорошая песня делает лучше и того, кто ее сочиняет, и того, кто ее слушает… Можно позитивно влиять на людей, на мир и при этом ни от кого не зависеть…
Гульсум КУНЕЛЕКОВА
<------------------------>