Вы не упомянули о Шивананда йоге, йоге Дхирендры Брахмачари.
Шивананда-йоги не существует. У Шивананды был ученик Вишнудевананда, который увлекся хатха-йогой и который за счет своих усилий освоил асаны ( возможно, он учился по альбому Айенгара, подаренному Шивананде, когда тот был в Бомбее с лекциями). Фернштайн писал, что многие книги, выпущенные под именем Шивананды, на самом деле не были написаны им. Эти книги писали ученики Шивананды.
Тогда - Кришнамачарья - йоги не существует тоже. Шивананду можно сравнить с Кришнамачарьей, у которого было много выдающихся учеников. Вишнудэвананда, Шивапремананда, Сатьянанда и т.д. У тех - свои ученики и, соответственно, свои школы. Исполнение асан Вишнудэванандой на мой взгляд отличается от Айенгаровских. Часто Вишнудэвананда предлагает динамические комплексы, отличие от статики Айенгара. Под именем Шивананды писал и Сидерский (Новый взгляд на современную йога-терапию), так же как писали книги под именем Сатьянанды, но это лишь говорит об авторитете тех, под чьим именем писали.
Айенгар большой мастер. Он предлагает своё видение. И если он говорит, то его последователи должны просто это выполнять. Хотя всегда этот учитель даёт объяснение, если это требуется.
Современный человек может оптимизировать режим дня. Если не может - значит не заслужил. А монаху, отшельнику и т.д. тоже нужно тело - для самореализации. И его путь будет намного эффективней, если он будет здоровее. Если мы говорим о медитации наподобии випассаны или когда нужно сидеть в ретрите до трёх месяцев, то после этого человек часто становиться слаб физически и йога поможет ему быстро восстановиться. Это мы говорим о хатха-йоге. А так – конечно, есть множество путей. Для современного человека – карма-йога, для монаха – бхакти –йога.
Кстати, "Йогическая традиция Майсорского дворца" Н.Е. Сьомана - эту книгу издал Андрей Лаппа. Но вместе с другим Андреем - Сидерским. Он выпустил также и книгу Шри Натхамуни "Йогарахасья". Андрей Лаппа пишет:
Многим было бы интересно узнать больше о концептуальных основах, на которые опирался сам Кришнамачарьи. Именно этот материал предлагается в данном издании читателям. "Йогарахасья" была настойчиво рекомендована мне для прочтения в 1994 году Б.К.С. Айенгаром в Майсоре, и этот текст был подарен мне лично Десикачаром на конференции в Нью-Йорке в 2000 году
Йогарахасья, Шлока 46:
Если разум находится под контролем, говорят, что в душе воцаряется счастье и покой. Все йогические успехи достижимы для людей с сильным и спокойным разумом. Для людей, чьи мысли взбудоражены объектами чувств, лучшим целебным средством является практика пранаямы.
Человек может ощущать счастье и покой только тогда, когда он способен контролировать свои мысли. У семейных людей всегда масса волнений. Лучшее средство от волнений - практика асан и пранаяма, благодаря которым человек становится здоровым, счастливым и обретает душевный покой
Эта книжка в сети в свободном доступе. Т..е предлагаю вам смотреть как автор Универсальной йоги со всех сторон. Именно это качество позволило Андрею Лаппа систематизировать знания о йоге и представить их в доступной форме. Теория и практика, которые он представляет опираясь на собственный опыт и опыт великих учителей заслуживают уважения и признания.По поводу растяжки – на зажимы и деревянность тела очень сильно влияют загрязнения как физические, так и ментальные.
Сообщение отредактировал Tuk-tuk: 31.07.2012, 13:48:25