ДЕНЬ ПЯТЫЙ 17.06.2004
Утренние сборы стали для нас почти автоматическими, уже пару дней подряд мы готовы к выезду в 09:30.
Рассвет над Зайсаном достоен всяческих похвал и лирических отступлений, к тому же, он опять сулил нам солнечный день, чему мы и не противились, так как сегодня нам предстояло достигнуть чуть ли не основной точки нашего путешествия -- деревни Урунхайки и, соответственно, озера Маркаколь. На карте Урунхайка не обозначена, но посмотрите на изображение озера и на самом правом, заостренном побережье озера и находится эта деревня, с таким чудным названием.
Было несколько поводов для беспокойства. Во-первых -- пограничники. Конечно же, мы имели с собой все соответствующие документы на посещение приграничных зон. Однако опыта такого посещения еще не было. По расспросам местных жителей, мы планировали встречу с ними в районе города Зайсан. Во-вторых -- бензин. Уже несколько заправок в населенных пунктах имели в продаже только два вида топлива: бензин, без обозначений, и диз.топливо. Что это за "бэнзин" вы можете только догадываться, я думаю, что в лучшем случае это 80-й. Хорошо, что мы едем на нивах, где проблема с качеством топлива решается практически без проблем. В-третьих -- маршрут от Теректы (Алексеевка) до Урунхайки, по словам некоторых людей, был достаточно проблемным: "...можете проехать, а можете и нет...".
Но так или иначе, мы и не собирались отступать, и, проехав через
живописные окрестности Приозерска (Тугыл) и выехав на основную трассу с побережья Зайсана, помчались в направлении одноименного городка. И через некоторое время въехали в этот город. Посматривая по сторонам, в поисках каких-нибудь указателей, за 15-20 минут миновали городок и остановились. Было ощущение, что мы не туда едем. Расспросив прохожих, мы выяснили, что выдвинулись из Зайсана в сторону Чурчутсу, что не входило в наши планы. Развернувшись и оказавшись в центре городка, выспросили нужное нам направление и закупившись необходимым товаром на местной барахолке, позаправившись бензином, направились по трассе на Майкапчагай и далее , влево, на Буран. Погранцов не было, ну и не надо пока.
Я бы не сказал, что дороги здесь плохие. Ну узковаты. Но очень мало выбоин и, с учетом малого количества транспорта, достаточно просторны. Без проблем доехали до реки Черный Иртыш, что возле Бурана, и дернул нас черт перекусить на его берегах. Съехали с трассы в живописное место, вышли из машин. Секунд 30 ушло на понимание того, что что-то не так. Все открытые места тел (а путешествовали мы в шортах и маечках) были густо покрыты комарами, через которых не было видно кожи. Не назвать это бегством просто нельзя, все заскочили в машинки, мы просто вылетели на трассу и, отчаянно хлопая себя по всем местам, понеслись к Бурану. Пришлось даже на ходу открывать двери, чтобы выветрить этих гадов. За сим делом мы и приехали в Буран.
Буран находится несколько правее от трассы и к нему вела жуткая по качеству дорога. Проехав с километр, мы встретили местных жителей и, используя опыт, что "...лучше сразу выспросить, нежели нестись туда, а потом обратно...", расспросили их о дорге на Алексеевку, так как их было две: 1 -- вверх от Бурана и направо; 2 -- через Буран прямо. Фермеры крако объяснили: "...та дорога, что прямо, ее просто нет уже давно...". Так что выбора у нас не было. Ну и хорошо. Вернулись на трассу и поехали вверх. На перекрестке, в поселке Жанаул, подзаправлись (мы теперь в любом поселке старались хоть по пять литров добивать баки, так как не знали, что там нас ждет впереди) и поехали в направлении Алексеевки. Погранцов нет.
Вот тут мы и встретились, наконец-то, с дорогой, по которой ездить практически не возможно. Прямая асфальтовая трасса, подвергшаяся бомбардировке, на которую высыпали весь боезапас, оставшийся в Казахстане после развала союза. Ей Богу, я бы лучше по какому-нибудь проселку пылил. Это была езда, когда на скорости 30-40 км/ч, отчаянно руля, уворачиваясь от 50-ти процентов ям, "удачно" попадаешь в оставшиеся 50-ть процентов. Ладно, проехали. Погранцами и не пахнет.
Подъезжая к Алексеевке, спускаясь с холмика, увидели шикарную картину. Вы когда-нибудь видели границу, не в кино? И я нет,
до сих пор. Вот она, погран.полоса, справа, ограниченная частоколом столбиков. Т.е., тут Казахстан, а там -- Китай. Местами, мы ехали вдоль границы, до которой было
метров сто. Запахло погранцами, иначе как же? Без особых приключений, въехали в Алексеевку и остановились на заправке. И тут выяснили, что: 1 -- Бензина на нашем пути до Катон-Карагая больше не будет. 2 -- С погранцами мы обламались, если не собираемся ехать в Китай. Их просто на трассе нет. Все. Ладно, заправились под завязку + по 10-ть литров "бэнзина" в канистры, закупились кой-какими продуктами в магазинах и жуя чебуреки и пирожки на ходу, отправились штурмовать первый перевал на нашем пути -- перевал Мраморный.
[продолжение этого дня следует]