Moschino
Он творил моду весело, играя, и игра эта была полна глубокого смысла. Его жизнь оборвалась слишком рано, но феерический спектакль, начатый Франко Москино и бесповоротно изменивший мир моды, продолжается
Его с юных лет очень забавляла чрезмерная серьезность надменных неулыбающихся манекенщиц, торжественно вышагивающих по подиуму. Поэтому, основав собственную модную марку, он первым делом превратил свои дефиле в дерзкий перфоманс, хэппенинг, балаган - забавный театр-бурлеск, комедию масок дель арте, в которой отвел себе роль Арлекина.
Народная комедия дель арте строилась на столкновении между старым и новым, и победу неизменно одерживали молодые силы, рушащие все барьеры на своем пути. А тон в спектакле задавали “дзанни” - слуги, среди которых был и Арлекин в пестром костюме и треугольной шапочке. Именно он смешивал карты соперников, смело вел интригу, добиваясь, в конце концов, торжества справедливости. Арлекин - воплощение ловкости, энергии, находчивости, оптимизма.
Он входил в модную индустрию на рубеже 70-80-х годов. Бурные 60-е, ознаменовавшиеся наступлением на традиционные ценности во всех сферах жизни, ушли в прошлое, но мир стал другим. Высокая мода оставалась такой же чопорной и доступной лишь избранным. Особенно в Италии. Ей-то и бросил вызов Франко Москини. Выдвинутый им лозунг, направленный против культа торговой марки, звучал по-революционному кратко и резко: “Если не можешь быть элегантным, стань экстравагантным!”. К тому же, красиво - не значит богато. Этот тезис иллюстрировался вымазанной чем-то футболкой с надписью “Испачкано черной икрой” и мужским пиджаком с безаппеляционным заявлением на спине: “Дорогой пиджак”. А свою первую линию одежды он назвал Cheap and Chic, то есть «Дешево и шикарно». Не ценник и не этикетка определяют качество вещи – только сама вещь.
Франко Москино родился неподалеку от международной столицы моды, Милана - в местечке Аббиатеграссо. Уже в раннем детстве проявил незаурядные художественные способности и в 17 лет поступил в миланскую Академию изящных искусств. Живопись на всю жизнь осталась главной его страстью. В сущности, и дизайн одежды он расценивал как искусство живописца - просто “полотна” в данном случае не вставлялись в раму, а натягивались на тело.
Слово “ремесло” приобрело для Франко свой исконный смысл ручной, качественной работы. Одежда, сделанная вручную, например, связанная крючком или собранная из старинных аксессуаров - театральных масок, обуви, игрушек и даже бельевых прищепок, - как будто сохраняла тепло и энергетику человеческих рук.
Москино понимал, что даже талантливая вещь никуда не годна, не имеет будущего, если не обладает свойствами хорошего товара - прочностью, носкостью, долговечностью, способностью гармонировать с другими вещами. И он стал настоящим “фанатиком качества”. Сегодня туалеты и аксессуары марки Moschino, выпущенные в эпоху, когда работал сам Франко Москино, пользуются огромным спросом на рынке винтажных изделий, приобретая с годами все большую ценность, как выдержанное вино.
“Я веду диалог с такими женщинами, которые интересуются модой, не превращаясь при этом в кукол, разодетых по всем правилам и образцам модного брэнда”, - говорил дизайнер.
Его коллекции настраивали на свободу творчества, самовыражения. Когда модельер показывал, например, жакет, украшенный крышечками от бутылок, или серьги из гвоздей, он словно говорил: поройся у себя в кладовке или в бабушкином сундуке! Сделай сам – у тебя получится!
Ему было ненавистно понятие «изысканный вкус» и тем более его противопоставление «дурному вкусу».