3.1 Автобусы. . Автобусы – это философия Шри-Ланки. Вы не познаете страну на минивэне так, как на автобусе. НИКОГДА!!! Да - есть неудобства, да - немного сложнее чем на машине, да – иногда придется постоять, да – иногда придется подождать. НО: автобусы это что-то. Ни капли не жалею, что мой выбор пал на них. За поездку мы поменяли 21 автобус!!! Иногда уставали, иногда злились, иногда переживали, иногда боялись. Но в целом – это бомба!!! Единственные причины при которых следует отказаться от автобусов это: 1) Наличие маленько ребенка (с ребенком, увы, кайф всегда ограничен), 2) Вас более 3-х человек (не веская причина, но просто в автобусах иногда тяжело будет разместиться рядом), 3) вы любитель большого количества шмоток и у Вас более одного места высоко-габаритного багажа (возле водителя помещается только один большой мешок), 4) очень короткая поездка (менее 10 дней), 5) вы не любите автобусы и даже на родине ездите только на машине.Автобусы делятся на три подвида. 1) Экспрессы, 2) Кондиционируемые экспрессы(никогда не садитесь в них), 3) просто автобусы(только раз в такой попали).Самые обалденные это Экспрессы. Обычный автобус чаще красного или белого цвета, с всегда открытыми всеми окнами и дверями, с которых при езде торчит кондуктор. Про них чуть далее подробнее.Кондиционируемые автобусы. Они меньше по размеру, все окна в них закрытые, дверь тоже. Ужасно, просто ужасно. Большую сумку кинуть негде, везде будет мешать. Морду на улицу не высунешь. Кондуктор всегда открывает двери, что б позвать новых едущих, при этом выпуская холод. Они дороже в два раза, едут медленнее обычных экспрессов. В них не дают талончики с ценой, заплатите столько – сколько придумает кондуктор. И в этой хреновине, мой 90-литровый рюкзак, пришлось оплатить как человека, за место. Кроме того он стоит и ждет пока не наполниться, а обычные экспрессы гоняют по расписанию. И бибикалка у них тише Ездили один раз, в конце трипа. И только по тому, что других в нужном направлении не было, это при переезде Коломбо- Аэропорт(нас завезли на автостанцию где в этом направлении обычных экспрессов не было, рядом была другая, там уже были, но об этом в конце).Обычные автобусы. Попали в них случайно один раз. Недостаток: часто останавливается, очень много людей набивается и медленно едет.Основное наше средство передвижение – это обычный Экспресс. Да, с большой буквы, я их уважаю. У них самая громкая бибикалка, ну после слонов конечно . А все знают основное и единственное правило дорожного движения в Шри-Ланке: у кого громче бибикалка, тот имеет преимущество движения и всегда прав!!!Схема передвижения на них.1) прибываем на бас-стэйшн(автобусную станцию) или бас-стэнд (автобусную остановку, что хуже, так как мест меньше или нет)2) спрашиваем местных, где стоит автобус в нужном нам направлении3) подтверждаем у кондуктора или у водителя, доедет ли автобус туда, куда нам надо4) размещаем свой высоко-габаритный багаж(если есть) возле водителя (никогда не были против)5) шлепаемся на свободные места; иногда просим местных пересесть, что б сесть с женой вместе (если автобус уже наполнился и мало мест); иногда едем стоя, если сели на проходящий автобус и садимся только тогда когда появились места. За всю поездку я только два раза стоял(вроде), жена один раз6) ждем когда придет кондуктор, говорим ему цель нашей поездки и погромче, что б рядом сидящие тоже слышали(вдруг будем проезжать место высадки, авось подскажут)7) Он выписывает билет с ценой, смотрим на цену – оплачиваем. Часто цена округляется до 10. Стоит копейки. Самая дорогая цена билета – это была Коломбо- Анурадхапура 197 рупий на человека (меньше 2$), ехать 6 часов8) Просим кондуктора, подсказать где нам выходить (если едем не до конечной станции )9) Следим за названиями городов, где едем и по карте, что б не пропустить остановку(если едем не до конечной станции)10) При приближении, просим близь сидящих сказать где выходить (если едем не до конечной станции или не собираемся выходить на бас-стэйшене)11) Напоминаем кондуктору цель поездки, что б он не забыл нас высадить(если едем не до конечной станции) или уточняем куда нам точно надо, что б он поближе высадил до нужного места (если едем не до конечной станции)12) ВыходимПринцип движения автобуса. Летим (пофиг что серпантин, пофиг, что поворот, пофиг, что пешеход, ну почти все пофиг), бибикаем, все и всех участников движения игнорируем, кроме других крэйзи автобусов, даже идущих по встречной полосе. Останавливаемся на секунды, при которых, почти на ходу впрыгивают и выпрыгивают во всегда открытые двери местные. Что б не быть голословным, картина. Летим (они не ездят, они низко летают ), облетаем всех, машины отстой, на лету нас никто не обгонит!!! Смотрим, чуть медленнее летит другой крэйзи-бас по нашей полосе, крутой поворот, ни фига не видно. Что делать? Что-что, конечно идем на обгон. А встречные? Пофиг, сами разойдутся!!! Сильно жмем на бибикалку и вперед. Вылетаем на встречку, правда, иногда по ней только и летим. Гы, в лоб едет машина. Машине некуда съехать, а обычно съезжают, дорога ей только в кусты!!! Пилот нашего автобуса видит (кстати, они перед поездкой, некоторые, целуют руль, и делают какой-то ритуал, а кондукторы приносят дань Будде, в мимо проезжающих специально отведенных местах), что машине некуда деваться. Вывод: требовать, что б впереди едущий автобус уступил дорогу. Как? А просто тупо набирая дальше скорость, громко бибикать!!! Встречная машина, жалостливо моргнула фарами... Впереди медленно-летящий автобус не думает уступать дорогу. Гад!!! Не знает основного правила, у нас же бибикалка громче!!! И мы уже давно бибикаем. Последние секунды до столкновения. Пилот матюкается на местном... Резко жмет на тормоз и возвращается в свой ряд...Разминулись. Все... Ан нет!!! Машина проезжает, мы вылетаем, облетаем впереди летящий, тормозим перед ним на следующей рядом остановке. И... Что бы вы думали? Да, да, именно так, добрые сингалы, всегда добрые и веселые сингалы... И... Наш водила выскакивает из-за руля. И все? Нет. Наш кондуктор выскакивает из автобуса. И все? Нет. Еще два сингала выскакивают с передней двери. И...Все бегут метель сзади стоящего водилу. Блин дорога узкая, им все бибикают, надо разъезжаться. Не видно, что там. Водила возвращается, все возвращаются, поехали дальше. И все... Нет. Следующая остановка. История повторяется. Жена, говорит, что наш водила пытается вытянуть того из-за руля и набить морду, а тот схватил дверь и не отпускает. 2 минуты поехали дальше, дольше они не стоят. Больше мы того автобуса не видели, то ли сильно отстал, то ли далеко улетел вперед. Рядом ехать опасно. История 2. Полегче. И без "крови". Летим, тот же автобус, та же ситуация, без лобовой, но впереди едущий кондиционируемый автобус (или минивэн) не уступает дорогу. Обгоняем. Впереди гаишник. О друг нашего водилы. Пилот жестами показывает гаишнику, что б тот остановил сзади едущего наглеца. И довольно едем дальше.