Нас было двое.
Мой друг Анатолий и я. Решили ехать прямо из
дома, неторопливым темпом, без всяких забросов при помощи Делики на БАО. Так как взяли палатку, было все равно, сколько дней уйдет на поездку. И вообще у нас отпуск! Пропуск для погранцов в кармане! Главное получит кайф от путешествия, и отснять для себя на фото и видео хороший материал. Как назло в день выезда «обрадовался» расстройством желудка. Выдвинулись в Четверг с утречка, по нашему плану хотели ехать до упора, пока не стемнеет, там ставим палатку и ночуем. Прикинули что, преодолеем пер.Озерный, к сумеркам спустимся уже к Чон-Кемину и на следующий день начнем переправу через речку, как раз с утра воды поменьше. Но наши планы провалились. Первые проблемы начались на БАО, пока туда забрались,
прилично устали. Чувствовалось, что очень много взяли с собой груза. Сразу выше БАО
дорога раздваивалась, одна уходила налево по склону горы, другая тянулась вдоль речки. Решили, что пойдем по речке, заодно заглянули на метеостанцию (кажется). Женщина рассказала, что эти две дороги все равно сливаются выше.
Стали подниматься дальше. Дорога постепенно превратилась в каменистую тропинку, по которой ехать было не реально. Пошли пешком. Стали жалеть, что не свернули «налево». Чувствовался упадок сил,
решили пообедать. После того как подкрепились и подняли себе настроение, двинулись дальше. Хорошее настроение растаяло в болоте, в которое вляпались по колено.
На дорогу вышли все в зловонной зеленой тине, мокрых башмаках и злые.
Начали подъем к пер.Озерный. По дороге встретили трех байкеров, во главе был бородатый дядька на простеньком, но надежном Джаянте. Говорят ездили на какое то озеро, возможно Каинды, не помню… Обрадовал что до Озерного пи***вать еще часа три. Видели большой камень с табличкой, где друзья скорбели по Елене Владимировне или просто Ленке, которая не проснулась после ночевки и осталась здесь на веки. Табличку протерли от пыли и поставили свежие цветочки. Покойся с миром.
Едем дальше,
вот и речка Озерная.
Переходим вброд. Толя после болота даже не разувался. Я все-таки решил снять кроссовки, так как они уже просохли, перешел речку. Новые теплые носки напомнили про комфорт. Особенно глядя на хлюпающие от ледяной воды башмаки Анатолия. Он потом долго жалел об этом. И сушил их сухим спиртом на привале. Чувствовалось что табличка с надписью «перевал Озерный» где-то рядом. Солнце уже садилось. И тут мы прочувствовали все прелести «горняшки». Нехватка кислорода привела к жуткой аритмии, слабость, тошнота. Ехали и шли по 10 метров, потом отдыхали.
Видимо классический метод поездок на ИК с ночевкой на БАО есть самый правильный. Проведенная ночь на высоте 2500 нум наверное дает организму хоть как то приспособиться к высоте.
…Вдруг слева появился указатель. Неужто Озерный? Нет, это был перевал «малый Талгар» 3100 нум. До Озерного подниматься по высоте еще 400м. Проползли еще чуть чуть и начали ставить палатку. Были настолько уставшие, что в темноте поставили ее, где попало. Как оказалось на острых камнях. Спали как йоги. Камни помимо того, что были острые, еще и страшно холодные. Врезались в ребра до боли, через дно палатки и спальник. Невольно вспомнил про Ленку, которая не проснулась. Попросил Толю, если сдохну по утру, сделать мне на камень такую же табличку, только с одной фразой «Б*я буду, не получилось!»
Проснулись часов в 7. Горячий крепкий чай с печеньем и шоколадом придали сил. Погода не радовала. Свинцовое небо казалось вот-вот разразиться снегом. Палатка надежно защищала от пронизывающего, холодного ветра, но надо было ехать дальше. Как только свернули свой лагерь,
все тучи расступились, и открылась неописуемая синева утреннего, летнего неба! Первые лучики солнца играли на снежных склонах гор, вселяя в нас оптимизм.
Оказалось,
что перевал Озерный (3500 нум) был рядом. Начинаем
спуск к Чон-Кемину.
Наконец то спуск! Скорость! Толпы сурков свистят нам в след, словно «гопники» в темном переулке. Да пошли вы…!
Вот и серпантин.
Река Чон-Кемин вьется внизу серебряной нитью. Уже видно и юрту Бакыта и предполагаемое место переправы. С преодолением реки вообще повезло. Нагнавшая нас прямо на берегу, группа из двух квадроциклов и двух мотосов,
любезно перевезла нас на другой берег. Квадроцикл, на котором переезжал я, намочил вариатор и заглох прямо на выезде из воды. Пришлось немного побыть в качестве «мокрожопа».
Ехать вдоль Чон-Кемина, по дороге
к ущелью, где начинается подъем на Кок-Айрык, легко и приятно. Только погода меняется каждые 5 минут. Четыре раза мочил дождик. Встретили туристов из Тараза (хорошо экипированных 2 парня и одна девушка!) которые, как они сами выражались, рвали по очереди ледники расположенных вдоль Кунгей Алатоо. До того изголодались по общению, что задержали нас, наверное, на час.
Ну что же, вот и ущелье,
которое ведет нас прямо к серпантину на Кок-Айрык.
Над перевалом висит угрожающая туча, из которой сыпется снег. Перед самым подъемом, видим, как навстречу нам идут два паренька, лет по 18. Первый их вопрос был: «Есть спички?» Второй: «А как в Алмату идти, и далеко ли?» Мы немного офигели. Они шли уже 12 часов, дороги не знают, из провизии только пол пачки сигарет и полотенце на шее! Взгрели их, чем смогли. Объяснили куда идти, и что их ждет еще по дороге. Честно говоря, мы за них до сих пор беспокоимся.
Начинаем подъем по уже легендарным, восемнадцати виткам перевала. Груз тянет к земле. Охота все выкинуть нах… палатку, рюкзак, фотоаппарат… Опять симптомы горняшки, будь она не ладна!! Уже видна арка, означающая конец подъема, но мы только на 8 витке. Снимаем на камеру наши кислые рожи, на фоне красивейших гор с ледниками. Темнеет. Когда добрались до самой высокой точки Кок-Айрыка, погода смилостивилась, и все тучи и облака ушли. Открыв нашему взору мириады звезд! Я нигде не видел такое количество звезд как здесь, на высоте почти 4000 нум. Казалось что белых точек больше чем черноты космоса. Млечный путь виден настолько четко, как будто мазнули гигантской кистью с белой краской по черному холсту. Метеориты пронзают эту великую и бесконечную бездну каждую минуту, заставляя невольно обратить внимание на этот потрясающий фейерверк.
Теперь торопиться уже некуда, впереди многокилометровый спуск к побережью. Горячий чай, ставим фонарики и вперед! Крутой уклон в мгновение разгоняет велосипед до приличной скорости. Холодно. Очень выручают
теплые перчатки, и шерстяная шапка, которые я не хотел сначала брать. Четырехрычажка Трилла послушно отрабатывает все камни и ухабы, вселяя мне уверенность отпустить тормоза и ускориться! Уже видны огни на побережье и трасса, но тут… Натыкаемся на препятствие в виде камней преграждающих путь. Сель смыла приличный участок дороги. Приходиться спускаться вниз к реке и обходить завал. Внизу сплошной луг, причем очень аккуратный как Канадский газон. В темноте колеи не видно. Несколько раз теряли дорогу. Потом потеряли окончательно, но увидели неподалеку огонек от сигареты. Местный пастух в ночи, решил попробовать каков «ручник» нынче. Тут то мы его и поймали. На вопрос: «Где дорога?» Ответил: «Да вы на ней стоите!!» Едва примятая колесами травка подсказывала направление. Наконец выезжаем на старую дорогу, обвал объехали! Достаю мобилу, киргизская сотовая связь показывает полную антенну. Звоню нашим девушкам в Чолпон Ате, сонный голос моей «сладкой» отвечает, что мы вас ждем, беспокоимся, стол накрыт, только… пиво закончилось, пока мы вас ждали! Девушки «залили» свои переживания по нам.
Вот мы и на трассе. До Чолпон Аты 20 км. Ехать дальше не было никакого желания. Решили попробовать поймать мотор. Возле пансионата услышали до боли знакомый свист. Неужто опять сурки? Да нет, местные ирокезы приняв на грудь и скурив не один косяк предложили отвезти нас до места за 600 сом(!). Почти открытым текстом послали их на йух и поехали сами. Такой наглости они от нас не ожидали и решили не связываться со странноватыми злыми типами в касках, шарахающимися по ночам.
Ехали уже на автопилоте, хотелось сильно пить, ни одной колонки, ни одного открытого ларька. И о чудо! Перед самым домом в Чолпон Ате работает киоск с пивом! Затарились хмельным напитком и домой. Небольшой ужин, убийство жажды «Толстяком», горячий душ и спать.
Так закончилась наша поездка на Иссык-Куль. В планах было еще съездить на южное побережье в Каджи Сай, но не получилось.
Зато объездили с нашими девушками, близлежащие
леса в ущельях по грибы. Таких огромных шампиньонов и боровиков (шляпка с мою голову!) не собирал никогда! Ну и конечно же
теплое море,
пляжи с горячим песочком, ночи под теплым одеялом, когда в городе умираешь от духоты,
пиво с шашлыком… Вообщем вкусили все прелести курортной жизни!
Немного о велах:
Толя ехал на Vario Havana, мой первый велик, как всегда «француз» был молодцом! Ни одной поломки и т.д. Толя установил на него багажник, совершенно бесполезная вещь в городе, но вот в такой поездке это просто незаменимый девайс! Покрышки – Maxxis Larsen TT 2.35 ни одного прокола. Толя был очень доволен цепкостью и надежностью этих шин.
Я ехал на Fuji Thrill LT2.0 Велик также показал себя с очень хорошей стороны. Любые «раскалбасы» как на спусках, так и на подъемах были ему нипочем! Я остался очень доволен этим аппаратом. Покрышки – Kenda Kinetics 2.35, так же ни одного прокола. Прекрасные шины для грунта, но на асфальте из за рисунка плоховат накат.
По расстояниям:
Кольцо Аль-Фараби – Навои – БАО ~ 21км.
БАО – речка Озерная ~ 11км.
речка Озерная – перевал Озерный ~ 6км.
перевал Озерный – переправа через Чон-Кемин ~ 14км.
переправа через Чон-Кемин – Ущелье к Кок-Айрыку ~ 17км.
Ущелье к Кок-Айрыку – Кок Айрык (арка) ~ 13км.
Кок Айрык (арка) – Трасса ~ 44км. Здесь многие пишут что спуск с Кок Айрыка до трассы где то 32 км., но у нас вышло 44. Видимо из за объезда?
Итого: Кольцо Аль-Фараби – Трасса = 126км.
Время в седле 16ч. Средняя скорость 8 км\ч.
ЗЫ: Тем кто поедет в первый раз, несколько советов:
1. Берите как можно меньше вещей! Только самое необходимое. (Теплой одеждой можно обмотать раму, чтобы по максимуму разгрузить рюкзак.)
2. Воды достаточно 2 велобачка! И постоянно пополнять в многочисленных, родниках и речках. Единственный участок, где будет туго с водой, это начало ущелья на Кок Айрык и до самой Трассы на побережье.
3. Если устали и приходиться идти пешком, лучше весь груз повесить на вел, даже любимый фотоаппарат и каску. Катить груженый лисапед гораздо легче, чем весь груз тащить на себе в рюкзаке!
4. Горячий крепкий и сладкий чай из термоса в такой поездке – это очень гуд!!
5. Постарайтесь сделать пропуск для погранцов. Он ничего ни стоит, по времени, надо полдня побегать. Зато когда пропуск в кармане, по закону подлости не один погранец вам не встретится!
Всем удачи!!