Раннее обучение иностранным языкам
Известно, что каждый возрастной период дошкольного и школьного возраста характеризуется специфическими особенностями и способностями.
Например, пятый год жизни считается периодом интенсивного развития самостоятельности. В этом возрасте происходят значительные изменения в познавательной сфере: совершенствуется восприятие, развивается мышление, речь. С помощью игры дети учатся выделять общие признаки предметов, группировать их по различным характеристикам. Дети шести лет психологически готовы заменить игровую познавательную деятельность на учебную. К этому возрасту многие дети отличаются чётким и ясным произношением, они способны выделить отдельные звуки в словах, провести простейший звуковой анализ речи, начинают стремиться понять грамматическую основу языка.
Чем можно объяснить сравнительно лёгкое усвоение детьми иностранного языка? Психологи это явление сравнивают с явлением импринтинга, которое предполагает быстрое запоминание детьми и умение оперировать в речевой деятельности единицами на уровне словосочетаний и предложений. Что интересно: животным тоже свойственен импринтинг. Когда детёныш появляется на свет, он очень быстро запоминает свою мать. Главное, чтоб с самого момента рождения она была с ним рядом. Если мамы нет, то мамой будет тот, кто “оказался рядом”.
Для детей возраст, подвластный импринтингу, ученые определили до 8 лет. Хотя у этого возраста есть и ограничения, например, объём памяти: языковые способности такого ребёнка меньше, чем у взрослого, но именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объёма памяти у детей.
Мы привыкли считать, что ребёнку очень просто даётся изучение родного языка, что он просто подражает взрослым, имитирует взрослых без целенаправленного обучения. Это не совсем так. Хоть нам и видится лёгкость овладения языком маленькими детьми, но этот процесс построен не на простой имитации, а базируется на сложных процессах обобщения. Также на сегодняшний день является фактом то, что ребёнок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в том случае, если он овладевает им в условиях жизненно важного общения в процессе игры. Только игра может спровоцировать реальный интерес ребёнка к изучению второго языка. Игра мотивирует речевую деятельность, и, т.к. детям практически постоянно хочется узнать, сказать, спросить, выяснить, рассказать чего-либо, то они сами себя погружают в речевую деятельность.
Можно выделить основные требования к игре на английском языке:
1. Обязательно нужна воображаемая ситуация, план, по которому будут действовать дети, а также роли, игровые предметы.
2. Дети обязательно должны знать: для чего они всё это делают. Они должны осознавать, к какому результату они должны прийти.
3. Детям должны быть чётко изложены правила игры, соблюдение которых обязательно.
4. В процессе игры у каждого ребёнка должна быть возможность выбора, чтоб как можно глубже обеспечить индивидуальную активность каждого при коллективной форме игры.
Именно в игровой форме наступают самые благоприятные ситуации для обучения детей задавать вопросы и отвечать на них. Просто нужно создать ситуацию с элементом неизвестного с помощью загадок, поиска и нахождения различных предметов и заинтересовать этим детей. Можно пофантазировать (что было бы, если бы мы сейчас попали в страну игрушек, в зоопарк, в сказку и т.д.)
Организация процесса обучения детей должна учитывать основные принципы:
Читать полностью