а вот что написали в Адвертайзинге (текст большой - поэтому частями):
Призы достались оргкомитету
Это стало главной интригой фестиваля Khan Tengri
Переименованный фестиваль рекламы (заметьте давшего себе статус «международный», но, к сожалению, пока только «на словах») Khan Tengri с глубоким интересом ждали как рекламисты, рекламодатели, представители СМИ, так и студенты, начинающие свою карьеру в рекламной отрасли.
Однако весь этот спектакль оказался не по зубам молодым мальчишкам и девчонкам (они-то думали, что попали на грандиозное событие международного уровня, где все по-честному, где все замечательно, где награждают за достойные работы). Вызвавший у гостей бурю эмоций и ажиотаж рекламный гуру Пуш Панди (заявленный в качестве члена жюри) не смог приехать в Алматы из-за сильной простуды.
Роза ЕСЕНКУЛОВА
Для тех, кто в каске №1: На фестивале было показано около 200 работ.
Для тех, кто в каске №2: Генеральный директор Styx & Leo Burnett Георгий Кельберг находился в комитете по регулированию и работе жюри, а его супруга Мария Кельберг возглавила этический комитет. Сергей Радионов – креативный директор этого же агентства был членом жюри…
А как все начиналось…
В фойе, была выставлена экспозиция работ-участников в номинации «принт». Организаторы, видимо хотели сэкономить по максимуму, поэтому, распечатали все работы по минимуму – т.е. на одном листе формата А 4 умудрились разместить по 3 работы одновременно, без чёткой и жирной границы. Эти маленькие листочки закрепили под самый верх стендовых панелей. Рассмотреть самые верхние работы было очень проблематично. Зато спонсора распечатки этих листков было хорошо видно – напротив ФИО участника красовался этот самый лого. От этой общей картины повеяло полнейшим разочарованием о предстоящей тусовке рекламистов в Казахстане.
Потом весь бомонд, включая «левых» тёток и студентов пригласили на просмотр видео-роликов. На половине показа отказала техника и ведущий автоматически «замял» знакомство с работами участников. Параллельно для посетителей работало 2 зала. Каждый мог выбрать для себя интересную для прослушивания тему.
Между делом, редакция ADS* решила пообщаться с российскими гостями, поинтересоваться их мнением о происходящем.
- Не побоюсь этого слова, фестиваль слабый, - поделился с корреспондентом ADS* координатор жюри, директор новосибирского агентства “Мелехов и Филюрин» Александр Фирюлин. Если сравнивать с другими, то в московских и киевских фестивалях участвует свыше 2500 рекламных работ. Мы просмотрели 400 материалов, из них 100 – похожи на «студенческие произведения». Да, казахстанский фестивальный рынок набирает обороты. Если организаторы ПРАВИЛЬНО будут развивать этот проект, то он в скором будущем будет нормальным и достойным фестивалем.
- Я много езжу, практически не пропускаю московские новосибирские, киевские фестивали. Если отбросить убойные финские работы из московского фестиваля, то получится точно, то же самое что и здесь, - считает Александр Фирюлин. - А что касается судейства, то я выгонял члена жюри, если его работа представлена на фестивале, чтобы он своим присутствием не влиял и не давил на нас. «За глаза» обсуждать ведь проще (смеется).
Вернемся к событию. Вход на фестиваль был бесплатным, фойе Дома приемов все заполнялось людьми. Кофе и булочки были платными. Хорошо, что за пользование туалетом денег не стали брать. После первых двух часов фестиваля, слушателей стало ровно на половину меньше. Залы были почти пустыми, а темы докладчиков свелись к тому, как и кто, применил такой-то и такой-то прием в своей рекламе. Некоторые «гуру» рекламы выходили совершенно неподготовленными, сонными или после похмелья.
Презентация постоянно заканчивалась техническим сбоем. Публике объявили шорт-лист в номинациях «принт» и «социальная реклама». Профессионалы недоумевали, как можно ровнять кампанию, продакшн и принт в номинации «социалка»? Видео же, как ни как поделили на две категории (товары и услуги). Почему это было нельзя сделать и тут? Также и в номинации «принт» необходимо было делить на категории и подкатегории.
Лето в павильоне или как делать «шедевры» не выходя из дома
После обеда началось выступление Михаила Шеффера, генерального продюсера DTV MA. Господин Шеффер рассказывал байки, как и было заявлено в программе мероприятия. Он подготовил презентацию с роликами, и заявил, что зиму летом, а лето зимой можно снимать… в павильонах (!) А если средства позволяют, то можно полететь в жаркие страны. Люди явно знакомые с техникой съемок рекламных роликов с ухмылкой шушукались, мол, мы и сами об этом знаем.
Выступление координатора жюри Александра Фирюлина тоже не осталось без внимания. Директор новосибирского агентства «Мелехов и Филюрин» рассказывал о том, что шрифты на билборде или рекламном продукте должны быть правильными! Более того, легко читабельными, четкими и яркими. В этот момент из зала раздался голос мужчины: у вас у самого в презентации текст невозможно прочитать из-за выбора цвета для шрифта!
Церемония награждения: Большую часть призов получило рекламное агентство Styx & Leo Burnett Казахстан. Ну, ничего удивительного, президент агентства, господин Кельберг, сидя спокойно в зале, со страдальческой улыбкой похлопывал каждому выходу своих сотрудников… за призами и цветами.… В номинации «Рекламная кампания» и бронза, и серебро и золото – достались Стиксу! Зрители, недоумевая (конечно, самые наивные и честные) посматривали друг на друга: Вот, где монстры рекламной продукции!
- Работы отбирались по таким критериям, как необычность, идейность, креативность, интересный подход, понятливость, - прокомментировал член жюри Андрей Ильясов, креативный директор BBDO Russia. По настоящему сильные произведения не вызывали особых разногласий, а вот некоторые заставили поспорить с коллегами. Конечно, креатив – понятие непостоянное. Например, та работа, которая получила гран-при в Каннах в 80 годах, сейчас считается среднего уровня. Все идет вперед, развивается, реклама с каждым днем становится креативней.
В тот же вечер началось бурное обсуждение результатов фестиваля, как в Интернете, так и жизни. Возник ряд вопросов, которые мы адресовали в Оргкомитет фестиваля рекламы KhanTengri: Юрию Кищенко, Георгию и Марии Кельберг.
- Георгий, вы были в комитете по формированию и работе жюри. Как вы считаете, этично ли наградить «самого себя», причем сразу тремя местами в одной номинации «Рекламная кампания»?
- Миссия комитета по формированию жюри заключалась не в оценке работ и их награждении. Комитет работал над тем, чтобы пригласить к работе в жюри фестиваля компетентных, известных и профессиональных креативных директоров, представляющих разные агентства и рынки. А вот они уже работали над оценкой всех работ, присланных на фестиваль, и присуждали награды.
- Как вы считаете, кроме работ «Стикса», были ли достойные работы, которые заслуживали награды? Если да, то, какие?
- Достойных работ на фестивале было немало и большинство из них было представлено в шорт-листе.
- Мария, скажите, пожалуйста, вы возглавляли этический комитет, в чем заключалась ваша миссия? Как я понимаю, представители агентств, которые получили призы, не могли влиять на решение жюри…
- Вы правильно понимаете. Подробно о технологии голосования рассказывал на открытии фестиваля Александр Филюрин – координатор работы жюри, которому пришлось взять на себя эту функцию вместо заболевшего председателя жюри г-на Пуш Панди. При этом он особенно подчеркивал, что члены жюри не участвовали ни в обсуждении, ни голосовании работ своих агентств. Это признанная практика международных фестивалей.
- Юрий, реакция народа на данный фестиваль очевидна на Центре Тяжести, ЖЖ и других форумах. Как вы сами оцениваете уровень фестиваля?
- Реакция анонимов меня не интересует! Реакция конкретных людей, с которыми я разговаривал – очень положительна. Фестиваль последовательно набирает обороты и с каждым годом становится все лучше и лучше. Конкурсная программа, лекции, место проведения, организация работы жюри, прессы - прогресс налицо. И если бы энтузиастов было больше, которые помогали фестивалю, а не просто критиковали, он бы был еще лучше. Я верю в будущее фестиваля рекламы KhanTengri, опыт, который мы получили, даст нам возможность следующий сделать еще лучше.
- Юрий, как председатель оргкомитета, как вы могли допустить к конкурсу работы агентства, представитель которого членствует в жюри? Или наоборот…
- Как председатель оргкомитета, я допускаю все, что утвердит организационный комитет, экспертный совет АРАК или конференция АРАК. Весь список членов жюри был обсужден и утвержден конференцией АРАК. И еще раз о принципе работы рекламных фестивалей.
Фестиваль рекламы – это конкурс идей. Соответственно судить идеи должны те, кто на этом поприще достиг каких-то высот, т.е. креативные директора. В том числе из локальных агентств, так как кому, как не им знать менталитет и национальные особенности местного колорита. Еще раз про принцип голосования. Так как ведущих креативных агентств не так много в мире и все лучшие кадры работают там, то и судят они же. Если на конкурс выставлена работа, которую делал член жюри, он не голосует за данную работу. Это общемировая практика.
- Как вы можете прокомментировать прерванный по «техническим причинам» шорт-лист?
- Шорт-лист был прерван действительно по техническим причинам. Прокомментировать могу так – не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Юрий, скажите, разве не было смешным спич Шеффера о том, что оказывается лето можно снимать в павильоне, на что зал расхохотался «а-ля Америку открыли»?
- Действительно смешно, если это было так. К сожалению, был занят и не присутствовал на лекции Михаила Шеффер, очень известного и уважаемого российского продюсера.
Итальянское мнение
Посмотреть на казахстанских коллег и увидеть лучшие работы на фестиваль прилетела Юля Ренна, продюсер итальянского продакшн-хауза I’M srl., Milan. По ее словам, техника представленных роликов явно уступает по качеству европейскому рынку.
- Некоторые креативные работы запомнились мне – кошки и копилки Банк Центр Кредита, - поделилась Юля Ренна. Нельзя говорить о неудачности ролика, только потому, что он не понравился большинству. Я считаю, в рекламе с копилками и кошками прослеживается очень тонкий юмор, и материал направлен на более прогрессивную часть населения – на молодежь. Безусловно, ролик запомнился.
По словам Юлии, необходимо делать акцент на менталитет той страны, для которой предназначена та или иная реклама. В этом случае, процесс подготовки материала, ротации рекламного ролика облегчится.
- Мне очень интересно, что происходит в Казахстане, как у вас обстоят дела с рекламным рынком. Я заметила одну важную деталь – казахстанцы радеют, болеют за свою работу, - говорит с удивлением Юля Ренна. - Это очень хорошо и большой плюс для вас. Когда казахстанские агентства были у нас в Италии – я видела, как у них горели глаза, когда наши креативные директора рассказывали о том или ином проекте, делились идеями. А в Италии работы настолько коммертизированы, что люди, которые работают над рекламными роликами, кампаниями воспринимают всю новизну без эмоции.
Нет страсти, интереса, энтузиазма. Наши люди относятся к созданию рекламного произведения как к каждодневной работе, - говорит продюсер Юля.