Третья ступень ? рождение достигающего
? Как только у вас появилось эго - появился мир ?вне вас? и возникли новые стремления ? настойчивое желание отправиться в этот мир и чего-то достичь. Первые признаки такого изменения весьма примитивны. Ребенку хочется захватить предмет и подержать его в руке; у него появляется желание самому разведать, что находится вокруг него, но при этом он должен быть уверен, что мама рядом. Потом он учится ходить и начинает протестовать, если мама его не отпускает. Это желание убежать и передвигаться самостоятельно появляется первым. Но со временем этот ребенок, который так нуждался в поддержке и защите, с криком требует, чтобы ему предоставили самостоятельность. Это вполне здоровый инстинкт, потому что эго знает, что неизвестное ? источник страха. Если не отпустить ребенка завоевывать мир, он, становясь старше, все сильнее будет его бояться.
? Теперь мы начинаем все дальше уходить от ощущения покоя и единства, и от того доверия, вместе с которым мы появились на свет. Эго начинает доминировать над духом. Когда ребенок достигает этого состояния, он утрачивает чистое осознание ? оно заменяется водоворотом воспоминаний. Он приобретает личный опыт, который никем не может быть пол?ностью разделен.
Но рождение достигающего дает вам уверенность и ощущение уникальности. Этот мир предметов и событий обладает одним качеством ? он индивидуален. Эго нуждается в этом, во всяком случае, на том пути, который избрали вы, смертные. Не каждый ставит успех превыше всего или отождествляет себя с деньгами, работой или общественным положением. Но стремления достигающего проще и основательнее всего этого. Это обозначение эго в действии, попытка доказать себе, что отделение можно вынести. На самом деле рождение достигающего наполняет этот радостный мир множеством вещей, которые необходимо сделать или изучить. В некоторых людях достигающий продолжает жить очень долго. Настойчивое желание владеть женщиной и погоня за удачей затмевают истинную цель поиска. Но Бог позволяет свободно проявлять свою волю, и, если человек решает, что мир ?снаружи? важнее его самого, он отправляется в погоню за женщиной и за удачей.
Четвертая ступень ? рождение дающего
? Со временем у эго появляются новые представления о счастье. Оно понимает, что счастье не только в том, чтобы брать, но и в том, чтобы отдавать. Это исключительно важное открытие, поскольку оно освобождает эго от многих видов страха. Это страх изоляции, к которой всегда ведет полный эгоизм. Это страх утраты, который появляется, когда вы понимаете, что не можете удержать навсегда все, что имеете. Это страх перед врагами, теми, кто хочет у вас что-то отнять. Но становясь дающим, эго начинает избавляться от этих страхов, во всяком случае, они его терзают не так, как раньше. Проблема, которая доставляла столько неприятностей, оказывается решенной. Однако здесь есть и нечто более глубокое, работа чего не проходит даром. Даяние соединяет двух людей ? дающего и получателя. Эта связь рождает новое ощущение общности, не пассивной общности ребенка со своей матерью, которая автоматически вытекает из акта его рождения, но активной общности с кем-то, кто сумеет сделать вас счастливым. Даяние созидательно. Оно полностью переворачивает представления эго. До рождения дающего важнее всего представляется необходимость защититься от потерь. От потерь денег и всего, чем вы владеете, но также и от утраты своего имиджа, собственной значимости. Теперь же человек добровольно чем-то поделился, и он не ощущает это как потерю. Наоборот, при этом эго испытывает удовольствие. И как ни странно, оно совсем не похоже на удовольствие получать. Любовь входит в сердце.
Пока эго преследует свои интересы, оно не знает любви. Оно может испытывать большое удовольствие, удовлетворение или привязанность. Эти чувства иногда называют любовью, но любовь по своей природе бескорыстна, и только бескорыстный поступок может привести к рождению любви. Даяние не ограничивается деньгами или вещами, переданными другому. Даяние ? это также служение, отдача себя, преданность, дарение любви в чистом виде. И поэтому рождение дающего ощущается как нечто новое, освобождающее. Даже если эго все еще доминирует, оно начинает замечать не только себя. Большинство людей научаются удовольствию отдавать еще маленькими детьми, когда родители учат их делиться с другими детьми. Но настоящее рождение дающего может прийти значительно позже. Пока вы отдаете только потому, что вам советуют это сделать, или потому, что вы считаете это правильным, вы не получаете настоящего удовольствия от этого акта. Даяние должно быть спонтанным, возникающим из ощущения ?Это то, что я хочу сделать?, а не ?Это то, что мне лучше сделать?.