С выходом Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года ? 1301 "О дополнительных мерах по обеспечению безопас?ности дорожного движения", которым предусматривается запрет на ввоз в страну автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением, во многих средствах массовой информации и в Интернете появились комментарии работников Министерства внутренних дел, убеждающих население в обоснованности принятого постановления. В этих же комментариях приводятся и, на первый взгляд, неопровержимые обоснования необходимости запрещения эксплуатации ранее ввезенных в страну автомашин с правым рулем. Но это на первый взгляд. Если же проанализировать глубже приводимые обоснования, то картина, мягко говоря, меняется.
Предлагается проанализировать наиболее авторитетный комментарий вице-министра внутренних дел РК генерал-майора г-на Кожамурата Ускенбае-ва, опубликованного на сайте агентства ?КазИнформ?.
В своем комментарии он ссылается на ужасающие цифры, характеризующие рост дорожно-транспортных происшествий по вине водителей праворульных машин, число погибших в ДТП и получивших увечья. Приводим дословную вы?держку из его интервью: ?Количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей таких автомашин (имеется ввиду праворульных) увеличилось в 6,4 раза - с 111 до 714, число погибших людей возросло в 13 раз - с 17 до 220, в 6,8 раз больше людей получили увечья - с 136 до 921,?
Однако перед этим им же указывается на рост абсолютного количества праворулевых автомобилей в Казахстане за последние 2-3 года с 36 тысяч до 141 тысячи. Но любому понятно, что рост числа автомашин, вступающих в транс?портный поток, не может не привести к росту числа дорожно-транспортных происшествий, не зависимо оттого, с какой стороны у автомашины руль с пра?вой или левой стороны.
Специалисту, использующему статистические данные для характеристики или прогнозирования ситуации, известно, что в таких случаях ни в коей мере нельзя пользоваться так называемыми ?абсолютными показателями? ко?торые приведены в комментарии. И уж должностным лицам МВД РК, готовившим данные для комментария вице министру, должно быть известно, что для анализа динамики дорожно-транспортных происшествий и тем белее для ана?лиза причин, их вызывающих, могут использоваться только ?относительные показатели?. Одним из таких показателей является количество дорожно-транспортных происшествий, число погибших или пострадавших, отнесенное к определенному числу автомашин (одинаковому для праворулевых и леворулевых).
Исходя из цифр, приведенных в комментарии, в настоящее время число ДТП по вине водителей праворульных автомашин составляет 50,6, число погибших -15,6, число получивших увечья - 65,3 на 10 тысяч автомашин. Для то?го, чтобы можно было сравнить опасность праворульных и леворульных машин необходимы аналогичные относительные показатели по леворулевым автомашинам. Однако почему-то эти цифры в комментарии не приводятся. Не потому ли, что относительные показатели дорожно-транспортных происшествий по вине водителей леворульных машин выше показателей праворульных машин? Попробуем сами проанализировать ситуацию, используя имеющиеся в публика?циях МВД РК данные.
По данным статистики дорожно-транспортных происшествий, опубли?кованных в Интернете на официальном сайте МВД РК, в 2006 году всего было
зарегистрировано 16038 дорожно-транспортных происшествий. Это означает, что за вычетом 714 ДТП, совершенных по вине водителей автомашин с право-рулевым управлением, водителями автомашин с леворулевым управлением со?вершено 15324 ДТП. Учитывая, что за рулем этих автомашин находятся 1,8 миллиона водителей (цифра взята из комментария) количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей леворульных машин в 2006 году составило 85,1 случая на 10 тыс автомашин, что на 68% больше, чем по вине водителей праворульных машин. Число погибших в ДТП в 2006 году со?ставило 4271 человек, следовательно, по вине водителей леворульных машин погибло 4051 человек или 22,5 на10 тыс. автомашин, что на 44% больше чем по вине водителей праворульных машин. Число получивших увечья в 2006 году по статистическому отчету МВД РК всего составило 19389 человек. Следовательно по вине водителей леворульных машин это число составило (19389-921) 18468 человек. В пересчете на 10 тысяч леворульных автомашин этот показатель со?ставил 102,6 случая, что на 57% выше, чем по вине водителей праворульных машин.
А если это так, то тогда все обоснования запрета на эксплуатацию праворульных машин становятся не объективными.
Возможно, в приведенных расчетах относительных показателей автором допущена погрешность потому, что не известно, за какой период статистиче?ской отчетности в комментарии вице-инистра МВД РК приведены цифры, а в опубликованной информации МВД РК по статистике дорожно-транспортных происшествий за 2006 год, отсутствуют сведения о количестве эксплуатируе?мых автомашин с праворулевым и леворулевым управлением. Поэтому и воз?можны некоторые ошибки в приведенных расчетах, но соотношения относи?тельных показателей от этого мало изменятся.
Официальная публикация этих показателей Министерством внутренних дел РК на заседании Совета безопасности и в средствах массовой информации сразу могла бы правильно расставить все акценты и сняла бы все вопросы.
Приведенные в комментарии ссылки на комплексные исследования, проведенные с привлечением специалистов Казахской Академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, Научно-исследователь-ского института транспорта и коммуникаций, которые позволили выявить целый ряд факторов, обуславливающих высокий уровень аварийности по вине водителей праворуль?ных автомобиле, так же нельзя признать полностью соответсвующими действи?тельности.
Безусловно, что в условиях правостороннего движения видимость для водителя праворульных автомашин при обгоне с выездом на полосу встречного движения более ограничена. Однако, если за рулем находится дисциплиниро?ванный водитель, он никогда не выедет на полосу встречного движения не убе?дившись в безопасности маневра, а лихач, с любым расположением руля, пре?небрегает правилами и создает аварийную ситуацию. Абсолютное большинство водителей праворульных автомашин, сознавая свою ответственность за судьбу пассажира, не позволит выйти ему из машины на проезжую часть, не убедив?шись в безопасности. В то же время мы все неоднократно были свидетелями то?го, как бесшабашные водители автомашин с левым рулем очень часто сами вы?ходят из машины на проезжую часть не обращая внимания на движущийся транспорт, подавая пример и своим пассажирам. Поэтому эти доводы к запре?щению эксплуатации праворулевых автомашин совершенно не убедительны, так же, как и ограничения восприятия дорожных знаков. Для тех, кто имеет на?вык управления праворульными автомашинами, хотя бы в течение месяца, эти доводы явно надуманны.