Интервью Тусумова газете ?Московский комсомолец Казахстан?:Иск алматинского водителя праворульного авто Сергея Уткина против председателя Комитета дорожной полиции МВД Омурзака Тусумова обречен на проигрыш. Такое заявление в интервью ?МК? сделал сам главный гаишник страны. Напомним, С.Уткин, в частнгсти, попросил суд признать действия главы дорожной полиции ?незаконными? по причине ?отсутствия конкретной статистики о числе ДТП по вине праворульного авто?. Суд к рассмотрению иск принял.
По просьбе "МК" О. Тусумов не только привел все статданные, запрошенные Уткиным, но и сказал все, что думает. И про обвинения, выдвинутые против него праворульными протестантами. И про шумиху, которая набирает обороты после па?мятного решения главы государства на Совбезе о запрете на ввоз, а за?тем и эксплуатацию праворулек.
По ходу интервью г-н Тусумов искрил, вскипал, а порой просто взрывался. И, наверное, в следующий раз без бронежилета к главе дорожной по?зиции подойти я не рискну.
- Омурзак Тулеович, с праворульным скандалом вас.
- Его раздувает "желтая" пресса, с подачи тех, кто из-за решения Совбеза теряет свой бизнес. А вообще, на Совбезе обсуждались более глобальные вопросы. Почему вы о них не пишете?
- Об этом мы непременно поговорим. Но давайте сначала теме ?1, о том, что запрет ущемляет законные права водителей праворулек.
- Ввозом праворулек ущемлены права законопослушных владельцев почти двух миллионов машин. Но об этом СМИ тоже не говорят.
-Докажите, пожалуйста.
- Праворульные авто создают угрозу здоровью других водителей.
- По Астане я бы этого не сказала. Лично я за рулем полтора года. И мое субъективное мнение: на ПДД в столице плюют одинаково. И "левые", и "правые".
- Не согласен. Проблема с праворульными авто в РК действи?тельно обострилась.
- А вот юрист Сергей Уткин, подавший иск против вас, обратного мнения.
Ничего он не выиграет. И без комментариев.
- Тем не менее, истец назвал запрет голым. Нет статистики о ДТП, совершенных по вине ?правых? водителей.
- Такая статистика есть, пожалуйста:
■ В 2004 году по вине праворульных машин совершено 111 ДТП по стране, 17 человек погибло, 136 были ранены.
■ В 2005 году уже 318 ДТП, 100 человек погибло, 489 ранено.
■ За 10 месяцев нынешнего года - 613 ДТП, 200 человек погибло, 801 ранен.
■ За два года 10 месяцев число ДТП по вине водителей праворульных машин выросло в 5 раз! Как и число погибших и раненых.
В 2002 - 2004 годах по всем ДТП было 22 погибших на 100 пострадавших.
■ По праворулькам показатели были намного меньше, чем сейчас: 15 погибших на 100 пострадавших.
В 2005 году по всем ДТП - 25 на 100, по праворулькам - уже 31 на 100.
■ В этом году по всем ДТП ? 28 на 100, по праворулькам - 33 на 100 погибших.
Есть еще такое понятие - "коли?чество погибших на 100 пострадавших". Что получается у нас? Каждое третье ДТП приводит к смерти именно по вине водителей праворульных авто. И хотя общая аварий?ность в РК тоже растет, но не такими темпами, как по вине водителей праворулек.
- Сколько всего в РК праворульных авто?
- 117 тысяч.
- Каждый из этих водителей уверен: запрет лоббирует чьи-то интересы. Например, поставщиков леворульных авто, которым их конкуренты сродни кости в горле. Еще версия: запреты выгодны владельцам СТО, где очередь на переустановку руля расписана чуть ли не на пятилетку вперед..
- -Если честно сказать, это лоббирование здоровья и жизни наших законопослушных граждан.
- За счет владельцев праворулек, которые могут разориться. Отдав ее или за бесценок, или покорившись и без того кусающимся прайсам на СТО.
- О возможном запрете в правительстве начали говорить три года назад.
- Споры спорами, но никто из чиновников не говорил и не предупреждал о полном запрете. По данным "МК", перемодификации подлежит только 50% всех праворулек. Вы в курсе этого?
-Да.
- И что теперь делать? Везти машины обратно в Японию?
- А почему водители не думали над этим, когда ввозили транспорт? Почему они не брали в расчет, что у нас правостороннее, а не левостороннее движение, что руль должен быть только слева? Для примера, в Молдавии, в Украине ввели запрет, и никто не воспротивился. Хотя в Украине есть своя автомобильная промышленность.
- Встречный вопрос: куда тогда смотрела дорожная полиция, когда регистрировала праворульки?
- У нас нет документов, разрешающих ввоз праворулек. Мы приводим ситуацию в соответствие с нашими законами. Так, в статье 3 закона "О безопасности движения сказано, что одним из основ?ных приоритетов обеспечения бе?зопасности дорожного движения является приоритет жизни и здо?ровья граждан, участвующих в до?рожном движении, над экономиче?скими показателями.
- Почему об этой норме МВД вспомнило только сейчас, да еще таким радикальным способом?