Крупнейшее финансовое учреждение региона – «Уральский банк реконструкции и развития» – тоже приняло на себя волну панических слухов. По словам специалиста
службы по связям с общественностью «УБРиР» К. Глембовской, люди массово стали снимать деньги, хотя объективных причин для паники не было. Деньги банк выдавал, однако на снятие крупных сумм требовалось писать заявки. Масштабы «черного PR» достигли таких размеров, что банк вынужден был передать всю дискредитирующую его деятельность информацию в правоохранительные органы.
Об информационной атаке на «Банк24.ру» рассказал председатель Совета директоров Б. Дьяконов. «Банк24.ру» подвергся мощной коммуникативной атаке – в день
на интернет-форумах, наиболее посещаемых в Екатеринбурге, регистрировалось до 30 новых аккаунтов, которые распространяли недостоверную информацию о банке.
Озвучивалось несколько дат отзыва у банка лицензии, в том числе и через «желтую прессу»[2].
В ситуации паники финансовые учреждения Екатеринбурга вынуждены были как-то удержать народ от массового снятия средств и закрытия депозитов. К примеру, в банке
«СК» ввели ограничение: каждому стали выдавать не более50 тыс. руб. в неделю, причем по предварительной заявке. «Банк24.ру» пошел на непопулярный шаг: для тех клиентов, которые решили снять более50 тыс. руб. со счета, ввели комиссию в 10 % от суммы. Такая же комиссия – для тех, кто решил закрыть вклад досрочно. Естественно,
что эти вынужденные меры еще больше подогревали ажиотаж и массовый психоз, так как тысячи людей не могли удовлетворить свою потребность в получении собственных денег, а банки просто физически не могли выдать деньги всем вкладчикам едино-временно – такова специфика банковских учреждений[3].
В Хабаровске 7 октября стало настоящим «черным вторником»: люди, взволнованные слухами о банкротстве ОАО «Далькомбанк», внезапно кинулись снимать
наличность в банкоматах. Нашлось даже объяснение: мол, упомянутый банк рухнул из-за банкротства «Дальавиа». С утра во всем крае началось «потрошение банкоматов»,
в ряде мест возникли перебои с наличностью(что вполне естественно, учитывая спрос на наличные деньги). За день кредитное учреждение выдало месячную норму наличности
– 600 млн руб. (!). Такова цена слухов только применительно к одному субъекту РФ и только к одному банку. Телефон головного офиса «Далькомбанка» атаковали абоненты,
доступ к сайту «ДКБ» стал невозможен из-за огромного числа обращений, центр обще-ственных связей подозрительно молчал[4]. Здесь налицо явные недоработки банковских
PR-специалистов, которые потерпели болезненное поражение в борьбе с неформальны-ми коммуникациями за вещательную инициативу и общественное мнение корпоративной
аудитории. К сожалению, эта ситуация оказалась не уникальной, а типичной для регионов РФ в октябре2008 г. В Краснодаре 10 октября с паникой населения столкнулся «Уралсиб-Югбанк», его вкладчики стали лихорадочно снимать средства со счетов, поддавшись ажиотажу. По городу быстро распространился слух о банкротстве «Уралсиб-Югбанка». У банкоматов образовались очереди до полусотни человек. Люди опасались за свои сбережения, судьба которых внезапно оказалась под угрозой ( как это следовало из циркулирующих по городу слухов). Положение осложнялось тем, что в эти дни многие краснодарцы полу-чали зарплату и торопились снять деньги с карточек. Только к вечеру 13 октября ситуацию удалось окончательно стабилизировать: банк открыл17 новых банкоматов в Краснодаре и крае[5].